Ошибка Ferrari в Гран При Канады стоила Феттелю победы

Фото: команды-участницы

Дождь, который синоптики считали вполне вероятным, на Гран При Канады не пошел. Но погода и без этого сумела сильно осложнить жизнь гонщикам. Вдоль реки, по течению которой расположен искусственный остров с автодромом, дул сильный ветер. В результате пилоты очень часто промахивались на торможении и вынуждены были перетормаживать, блокируя колеса – или срезать «эски», заставляя машину прыгать по поребрикам. Еще одна напасть – слишком низкая температура воздуха – и, соответственно, асфальта. На рабочий режим шины выходили с большим трудом, особенно самые жесткие из привезенных на гонку – Soft, использование которых было обязательным.

В этих условиях стоило ожидать малого износа покрышек. Логично было бы использовать на старте Soft, а перед финишем перейти на UltraSoft. Как ни странно, эту очевидную стратегию выбрал в гонке ровно один человек – Кевин Магнуссен. Но он после субботней аварии, стартуя с последнего места, по определению не мог рассчитывать на многое – да и машина Renault не дает сейчас такой возможности. Даже большинство из тех, кто стартовал не в первой десятке, предпочли начинать гонку на ультрамягких шинах, ну а уж у лидеров в этом плане вообще не было выбора. Если у всех UltraSoft в начале, то будет один пит-стоп и Soft во второй части дистанции? Все оказалось не так-то просто…

Только Кевин Магнуссен выбрал стратегию со стартом на шинах Soft и одним пит-стопом

Обладатель поул-позиции Льюис Хэмилтон на старте слегка засиделся. Хорошо стартовал Нико Росберг, а еще лучше – Себастьян Феттель, выскочивший слева и опередивший оба Мерседеса. Что интересно, но вполне объяснимо – Льюис не сделал ни малейшей попытки помешать Феттелю. А вот не пропустить вперед Росберга он очень старался! Чемпиону мира удалось не только это, но даже большее. Вытеснив Росберга с трассы, он заставил партнера снизить скорость и срезать «эску». Между Мерседесами даже произошел небольшой контакт, но вся борьба проходила в корректных рамках, так что Нико вряд ли может упрекнуть в чем-то Льюиса. Росберг ничего и не сказал, кроме того, что назвал маневр партнера жестким и упомянул, что «в тот момент был очень зол». Оно и понятно: последствия прогулки за пределы трассы отказались для лидера чемпионата существенными. Пока Нико искал момент, чтобы вернуться в дело, ни в кого не врезавшись… Пока набирал скорость… Пока уточнял по радио у команды, не повреждена ли его машина… В общем, в итоге со своей второй стартовой позиции от откатился на десятую. А Льюис шел вторым, стараясь не отпускать Феттеля.

Суперстарт Феттеля давал ему шанс на победу в гонке


Прогулка Росберга оказала фатальное влияние на гонку еще одного пилота. Даниэлю Риккьярдо пришлось уворачиваться от Нико, когда тот возвращался на трассу. В результате Риккьярдо оказался позади своего партнера Макса Ферстаппена. Причем он был быстрее! Это обстоятельство вскоре стало совершенно очевидно всем: самому Риккьярдо, Ферстаппену, доктору Марко, руководству Red Bull на капитанском мостике. Тонкий психологический момент: если бы лидировал Хэмилтон, возможно, Даниэль так не переживал бы. Но впереди был Феттель – а сражаться с Ferrari можно! Red Bull Риккьярдо вполне мог догнать двух лидеров и вмешаться в борьбу за победу. Но для этого Ферстаппен, у которого не получалось ехать быстро, должен был его пропустить.

Риккьярдо обратился по этому поводу в боксы. Команда передала Максу свое пожелание о рокировке. Когда в подобной ситуации Ферстаппен оказывался в Toro Rosso, он запросто мог ответить: «Нет!» На это раз категоричного ответа мы не услышали – но и пропускать партнера Макс не стал, чем окончательно сломал Риккьярдо гонку. Сам голландский вундеркинд отозвался о ситуации так: после старта я, дескать, экономил ресурс шин и топливо, поскольку решил, что лидеров все равно не достать – а когда меня  догнал Даниэль, настало время атаковать. Вдумаемся в эти слова! Всем хорош Ферстаппен. Ездит быстро, атакует смело. Свои позиции умеет защищать блестяще – как это показал последний десяток кругов гонки, когда он не пропустил вперед Росберга, очень желавшего минимизировать потери. Одному только не научился Ферстаппен по молодости лет – складно формулировать, дипломатично умалчивать, выставлять события в нужном свете. Что думает, то и говорит! А может быть, просто считает, что с его талантом можно и не подбирать выражения. По сути дела, пилот Red Bull сказал, что не особо старался бороться с пилотами других команд, а вот на борьбу с Риккьярдо он мобилизован полностью. Ведь именно на фоне партнера он должен выделяться в лучшую сторону! Причем, в отличие от Росберга и Хэмилтона, пилоты Red Bull не ведут борьбу за чемпионский титул. Делить им нечего, надо думать о команде – но новичок коллектива Кристиана Хорнера не особо хочет это делать…

Не тем путем! После срезки на старте Нико Росберг лишился шансов на победу - но, завоевав очки, сохранил лидерство в чемпионате

Себастьян Феттель, у которого за плечами множество сезонов в Формуле-1 и завоеванные титулы, давно научился обходить острые углы. Характеризуя тактические решения Ferrari в гонке, он однозначно отрезал: свою команду критиковать не буду, у нас умные стратеги, если они что-то решили – значит, был резон. Такая корректность тем более внушает уважение, что команда, вероятно, украла у Себа победу. И те, кому положено делать выводы, вероятнее всего сами себя укоряют за это. Гонщик решил не нагнетать напряжение и не обвинять команду – ему ведь с ней работать еще не один сезон!

На капитанском мостике Ferrari почему-то решили, что шины будут изнашиваться интенсивнее, чем это происходило на самом деле. Не учли холодную погоду? Недостаточно хорошо изучили характеристики трассы по отношению к этим шинам и этому шасси на свободных заездах? Отчасти это объяснимо: в пятницу над автодромом светило солнце, а субботним утром, когда погода была схожа с воскресной, готовились не к гонке, а к квалификации. Но другие-то так не ошибались! Стратегия одного пит-стопа была подходящей даже для расчетной температуры асфальта в 40 градусов. Вряд ли шины изнашивались сильнее при температуре в 21 градус, которая реально была в день гонки.  

В Ferrari решили зазвать лидера на пит-стоп уже на одиннадцатом круге. Возможно, Скудерия решила воспользоваться режимом виртуального пейс-кара, введенным из-за остановившегося на трассе Макларена Дженсона Баттона. Но решение относительно шин принимать им никто не предписывал. До такого варианта «алые» додумались сами: UltraSoft сменили на SuperSoft. Это означало лишь одно – Феттелю, вернувшемуся на трассу четвертым, нужно будет, как и всем остальным участникам гонки, еще раз посещать боксы. Чтобы перед финишем поставить обязательный Soft! Что еще удивительнее, Скудерия предписала так же действовать и второму своему пилоту, Кими Райкконену – хотя можно было бы попытаться разнообразить тактические решения.

В Ferrari ждут Феттеля с шинами Soft. Поздно! Надо было ставить их на первом пит-стопе. А сам пит-стоп делать позже, тогда второй заезд в боксы не понадобился бы


Стратегия Ferrari имела бы шанс стать блестящей в одном случае – если бы пошел дождь. Тогда обязательный Soft можно было бы не ставить. Но и в этом случае команда награждала своего лидера внеочередной задачей – опередить Хэмилтона, которого Феттель на одиннадцатом круге пропустил вперед.  Чтобы приступить к решению этой задачи, Себастьяну нужно было опередить парочку болидов Red Bull, что он без особых проблем и осуществил уже к 19-му кругу. Дальше расстояние между лидирующим Хэмилтоном и Феттелем стало понемногу сокращаться – «уставший» UltraSoft лидера уступал свежим сверхмягким шинам Себастьяна. Но сближение это шло достаточно медленно.

Ключевым отрезком гонки стал промежуток между 24 и 37 кругами – между визитом в боксы Хэмилтона и вторым пит-стопом Феттеля. Задачей Себастьяна в этот момент было создание себе преимущества, необходимого для сохранения лидерства. Не вышло! Вернулся в бой лидер Ferrari вторым. Пусть его шины были более свежими, чем у Льюиса, но это был тот же Soft с желтыми ободками. Догнать, а потом и перегнать Mercedes на одинаковых шинах, на скоростной трассе? Нереально. Впрочем, Феттель, кажется, не был особенно расстроен вторым местом: ясно, что для победы над Мерседесом в Канаде нужно, чтобы все возможные обстоятельства сложились в твою пользу. Как это случилось с Валттери Боттасом, который, к радости присутствовавшего на гонке Фрэнка Уильямса, приехал на подиум. Боттас, как и победитель, выбрал простейшую и эффективнейшую стратегию одного пит-стопа. Остальные претенденты на призовое место пытались мудрить. К примеру, Ферстаппен на последний отрезок после обязательных мягких шин обул ультрамягкие. А Росберг вообще поставил использованный комплект мягких шин. Но дорогу на подиум ему закрыло не это решение, а Ферстаппен и нехватка топлива. Быстро обогнав Макса, Нико еще мог бы догнать Боттаса. Но постоянно «греть» Red Bull у него возможности не было, запаса бензина до финиша хватало в обрез, поэтому он только время от времени предпринимал точечные атакующие действия, которые не оказались успешными.

Даниил Квят (крайний слева) в дебюте гонки выиграл пару позиций, но в целом Гран При Канады для него вышел бледным

Что же касается Даниила Квята, то очков он в гонке не завоевал, почти всю дистанцию проведя в трафике. При этом его партнер по Toro Rosso Карлос Сайнс, стартовавший позади россиянина, финишировал впереди него. В этом нет никакой трагедии. Задача Квята по-прежнему остается той же: до летнего перерыва выдать хотя бы парочку ярких, запоминающихся гонок, прыгнуть в них выше головы. Просто таких возможностей у Дани перед Канадой было шесть – а теперь осталось только пять.  

Гран При Канады

Монреаль, автодром имени Жиля Вильнева, 12 июня

Место Гонщик Страна Команда Время/Причина схода Пит-стопы
1 Льюис Хэмилтон Великобритания Mercedes 1:31:05.296 1
2 Себастьян Феттель Германия Ferrari +5.011 2
3 Валттери Боттас Финляндия Williams +46.422 1
4 Макс Ферстаппен Нидерланды Red Bull +53.020 2
5 Нико Росберг Германия Mercedes +62.093 2
6 Кими Райкконен Финляндия Ferrari +63.017 2
7 Даниэль Риккьярдо Австралия Red Bull +63.634 2
8 Нико Хюлкенберг Германия Force India + 1 круг 2
9 Карлос Сайнс-мл. Испания Toro Rosso + 1 круг 2
10 Серхио Перес Мексика Force India + 1 круг 2
11 Фернандо Алонсо Испания МсLaren + 1 круг 1
12 Даниил Квят Россия Toro Rosso + 1 круг 2
13 Эстебан Гутьеррес Мексика Haas + 2 круга 2
14 Ромен .Грожан Франция Haas + 2 круга 3
15 Маркус Эриксон Швеция Sauber + 2 круга 2
16 Кевин Магнуссен Дания Renault + 2 круга 1
17 Паскаль Верляйн Германия Manor + 2 круга 2
18 Фелипе Наср Бразилия Sauber + 2 круга 2
19 Рио Харьянто Индонезия Manor + 2 круга 2
Сход Фелипе Масса Бразилия Williams утечка охлаждающей жидкости  
Сход Джолион Палмер Великобритания Renault гидравлика  
Сход Дженсон Баттон Великобритания McLaren пожар  

Чемпионат мира

Место Гонщик Страна Команда Очки
1 Нико Росберг Германия Mercedes 116
2 Льюис Хэмилтон Великобритания Mercedes 107
3 Себастьян Феттель Германия Ferrari 78
4 Даниэль Риккьярдо Австралия Red Bull 72
5 Кими Райкконен Финляндия Ferrari 69
6 Макс Ферстаппен Нидерланды Toro Rosso/Red Bull 50
7 Валттери Боттас Финляндия Williams 44
8 Фелипе Масса Бразилия Williams 37
9 Серхио Перес Мексика Force India 24
10 Даниил Квят Россия Red Bull/Toro Rosso 22
11 Ромен .Грожан Франция Haas 22
12 Фернандо Алонсо Испания МсLaren 18
13 Нико Хюлкенберг Германия Force India 18
14 Карлос Сайнс-мл. Испания Toro Rosso 18
15 Кевин Магнуссен Дания Renault 6
16 Дженсон Баттон Великобритания McLaren 5
17 Стоффель Вандорн Бельгия МсLaren 1

Кубок конструкторов

Место Команда Мотор Очки
1 Mercedes AMG F1 Team Mercedes 223
2 Scuderia Ferrari Ferrari 147
3 Red Bull Racing TAG Heuer (Renault) 130
4 Williams Martini Racing Mercedes 81
5 Sahara Force India F1 Team Mercedes 42
6 Scuderia Toro Rosso Ferrari 32
7 McLaren Honda Formula 1 Team Honda 24
8 Haas F1 Team Ferrari 22
9 Renault Sport Formula 1 Team Renault 6

Рекомендованные статьи