Ошибка Ferrari в Гран При Канады стоила Феттелю победы
Дождь, который синоптики считали вполне вероятным, на Гран При Канады не пошел. Но погода и без этого сумела сильно осложнить жизнь гонщикам. Вдоль реки, по течению которой расположен искусственный остров с автодромом, дул сильный ветер. В результате пилоты очень часто промахивались на торможении и вынуждены были перетормаживать, блокируя колеса – или срезать «эски», заставляя машину прыгать по поребрикам. Еще одна напасть – слишком низкая температура воздуха – и, соответственно, асфальта. На рабочий режим шины выходили с большим трудом, особенно самые жесткие из привезенных на гонку – Soft, использование которых было обязательным.
В этих условиях стоило ожидать малого износа покрышек. Логично было бы использовать на старте Soft, а перед финишем перейти на UltraSoft. Как ни странно, эту очевидную стратегию выбрал в гонке ровно один человек – Кевин Магнуссен. Но он после субботней аварии, стартуя с последнего места, по определению не мог рассчитывать на многое – да и машина Renault не дает сейчас такой возможности. Даже большинство из тех, кто стартовал не в первой десятке, предпочли начинать гонку на ультрамягких шинах, ну а уж у лидеров в этом плане вообще не было выбора. Если у всех UltraSoft в начале, то будет один пит-стоп и Soft во второй части дистанции? Все оказалось не так-то просто…
Обладатель поул-позиции Льюис Хэмилтон на старте слегка засиделся. Хорошо стартовал Нико Росберг, а еще лучше – Себастьян Феттель, выскочивший слева и опередивший оба Мерседеса. Что интересно, но вполне объяснимо – Льюис не сделал ни малейшей попытки помешать Феттелю. А вот не пропустить вперед Росберга он очень старался! Чемпиону мира удалось не только это, но даже большее. Вытеснив Росберга с трассы, он заставил партнера снизить скорость и срезать «эску». Между Мерседесами даже произошел небольшой контакт, но вся борьба проходила в корректных рамках, так что Нико вряд ли может упрекнуть в чем-то Льюиса. Росберг ничего и не сказал, кроме того, что назвал маневр партнера жестким и упомянул, что «в тот момент был очень зол». Оно и понятно: последствия прогулки за пределы трассы отказались для лидера чемпионата существенными. Пока Нико искал момент, чтобы вернуться в дело, ни в кого не врезавшись… Пока набирал скорость… Пока уточнял по радио у команды, не повреждена ли его машина… В общем, в итоге со своей второй стартовой позиции от откатился на десятую. А Льюис шел вторым, стараясь не отпускать Феттеля.
Прогулка Росберга оказала фатальное влияние на гонку еще одного пилота. Даниэлю Риккьярдо пришлось уворачиваться от Нико, когда тот возвращался на трассу. В результате Риккьярдо оказался позади своего партнера Макса Ферстаппена. Причем он был быстрее! Это обстоятельство вскоре стало совершенно очевидно всем: самому Риккьярдо, Ферстаппену, доктору Марко, руководству Red Bull на капитанском мостике. Тонкий психологический момент: если бы лидировал Хэмилтон, возможно, Даниэль так не переживал бы. Но впереди был Феттель – а сражаться с Ferrari можно! Red Bull Риккьярдо вполне мог догнать двух лидеров и вмешаться в борьбу за победу. Но для этого Ферстаппен, у которого не получалось ехать быстро, должен был его пропустить.
Риккьярдо обратился по этому поводу в боксы. Команда передала Максу свое пожелание о рокировке. Когда в подобной ситуации Ферстаппен оказывался в Toro Rosso, он запросто мог ответить: «Нет!» На это раз категоричного ответа мы не услышали – но и пропускать партнера Макс не стал, чем окончательно сломал Риккьярдо гонку. Сам голландский вундеркинд отозвался о ситуации так: после старта я, дескать, экономил ресурс шин и топливо, поскольку решил, что лидеров все равно не достать – а когда меня догнал Даниэль, настало время атаковать. Вдумаемся в эти слова! Всем хорош Ферстаппен. Ездит быстро, атакует смело. Свои позиции умеет защищать блестяще – как это показал последний десяток кругов гонки, когда он не пропустил вперед Росберга, очень желавшего минимизировать потери. Одному только не научился Ферстаппен по молодости лет – складно формулировать, дипломатично умалчивать, выставлять события в нужном свете. Что думает, то и говорит! А может быть, просто считает, что с его талантом можно и не подбирать выражения. По сути дела, пилот Red Bull сказал, что не особо старался бороться с пилотами других команд, а вот на борьбу с Риккьярдо он мобилизован полностью. Ведь именно на фоне партнера он должен выделяться в лучшую сторону! Причем, в отличие от Росберга и Хэмилтона, пилоты Red Bull не ведут борьбу за чемпионский титул. Делить им нечего, надо думать о команде – но новичок коллектива Кристиана Хорнера не особо хочет это делать…
Себастьян Феттель, у которого за плечами множество сезонов в Формуле-1 и завоеванные титулы, давно научился обходить острые углы. Характеризуя тактические решения Ferrari в гонке, он однозначно отрезал: свою команду критиковать не буду, у нас умные стратеги, если они что-то решили – значит, был резон. Такая корректность тем более внушает уважение, что команда, вероятно, украла у Себа победу. И те, кому положено делать выводы, вероятнее всего сами себя укоряют за это. Гонщик решил не нагнетать напряжение и не обвинять команду – ему ведь с ней работать еще не один сезон!
На капитанском мостике Ferrari почему-то решили, что шины будут изнашиваться интенсивнее, чем это происходило на самом деле. Не учли холодную погоду? Недостаточно хорошо изучили характеристики трассы по отношению к этим шинам и этому шасси на свободных заездах? Отчасти это объяснимо: в пятницу над автодромом светило солнце, а субботним утром, когда погода была схожа с воскресной, готовились не к гонке, а к квалификации. Но другие-то так не ошибались! Стратегия одного пит-стопа была подходящей даже для расчетной температуры асфальта в 40 градусов. Вряд ли шины изнашивались сильнее при температуре в 21 градус, которая реально была в день гонки.
В Ferrari решили зазвать лидера на пит-стоп уже на одиннадцатом круге. Возможно, Скудерия решила воспользоваться режимом виртуального пейс-кара, введенным из-за остановившегося на трассе Макларена Дженсона Баттона. Но решение относительно шин принимать им никто не предписывал. До такого варианта «алые» додумались сами: UltraSoft сменили на SuperSoft. Это означало лишь одно – Феттелю, вернувшемуся на трассу четвертым, нужно будет, как и всем остальным участникам гонки, еще раз посещать боксы. Чтобы перед финишем поставить обязательный Soft! Что еще удивительнее, Скудерия предписала так же действовать и второму своему пилоту, Кими Райкконену – хотя можно было бы попытаться разнообразить тактические решения.
Стратегия Ferrari имела бы шанс стать блестящей в одном случае – если бы пошел дождь. Тогда обязательный Soft можно было бы не ставить. Но и в этом случае команда награждала своего лидера внеочередной задачей – опередить Хэмилтона, которого Феттель на одиннадцатом круге пропустил вперед. Чтобы приступить к решению этой задачи, Себастьяну нужно было опередить парочку болидов Red Bull, что он без особых проблем и осуществил уже к 19-му кругу. Дальше расстояние между лидирующим Хэмилтоном и Феттелем стало понемногу сокращаться – «уставший» UltraSoft лидера уступал свежим сверхмягким шинам Себастьяна. Но сближение это шло достаточно медленно.
Ключевым отрезком гонки стал промежуток между 24 и 37 кругами – между визитом в боксы Хэмилтона и вторым пит-стопом Феттеля. Задачей Себастьяна в этот момент было создание себе преимущества, необходимого для сохранения лидерства. Не вышло! Вернулся в бой лидер Ferrari вторым. Пусть его шины были более свежими, чем у Льюиса, но это был тот же Soft с желтыми ободками. Догнать, а потом и перегнать Mercedes на одинаковых шинах, на скоростной трассе? Нереально. Впрочем, Феттель, кажется, не был особенно расстроен вторым местом: ясно, что для победы над Мерседесом в Канаде нужно, чтобы все возможные обстоятельства сложились в твою пользу. Как это случилось с Валттери Боттасом, который, к радости присутствовавшего на гонке Фрэнка Уильямса, приехал на подиум. Боттас, как и победитель, выбрал простейшую и эффективнейшую стратегию одного пит-стопа. Остальные претенденты на призовое место пытались мудрить. К примеру, Ферстаппен на последний отрезок после обязательных мягких шин обул ультрамягкие. А Росберг вообще поставил использованный комплект мягких шин. Но дорогу на подиум ему закрыло не это решение, а Ферстаппен и нехватка топлива. Быстро обогнав Макса, Нико еще мог бы догнать Боттаса. Но постоянно «греть» Red Bull у него возможности не было, запаса бензина до финиша хватало в обрез, поэтому он только время от времени предпринимал точечные атакующие действия, которые не оказались успешными.
Что же касается Даниила Квята, то очков он в гонке не завоевал, почти всю дистанцию проведя в трафике. При этом его партнер по Toro Rosso Карлос Сайнс, стартовавший позади россиянина, финишировал впереди него. В этом нет никакой трагедии. Задача Квята по-прежнему остается той же: до летнего перерыва выдать хотя бы парочку ярких, запоминающихся гонок, прыгнуть в них выше головы. Просто таких возможностей у Дани перед Канадой было шесть – а теперь осталось только пять.
Гран При Канады
Монреаль, автодром имени Жиля Вильнева, 12 июня
Место | Гонщик | Страна | Команда | Время/Причина схода | Пит-стопы |
---|---|---|---|---|---|
1 | Льюис Хэмилтон | Великобритания | Mercedes | 1:31:05.296 | 1 |
2 | Себастьян Феттель | Германия | Ferrari | +5.011 | 2 |
3 | Валттери Боттас | Финляндия | Williams | +46.422 | 1 |
4 | Макс Ферстаппен | Нидерланды | Red Bull | +53.020 | 2 |
5 | Нико Росберг | Германия | Mercedes | +62.093 | 2 |
6 | Кими Райкконен | Финляндия | Ferrari | +63.017 | 2 |
7 | Даниэль Риккьярдо | Австралия | Red Bull | +63.634 | 2 |
8 | Нико Хюлкенберг | Германия | Force India | + 1 круг | 2 |
9 | Карлос Сайнс-мл. | Испания | Toro Rosso | + 1 круг | 2 |
10 | Серхио Перес | Мексика | Force India | + 1 круг | 2 |
11 | Фернандо Алонсо | Испания | МсLaren | + 1 круг | 1 |
12 | Даниил Квят | Россия | Toro Rosso | + 1 круг | 2 |
13 | Эстебан Гутьеррес | Мексика | Haas | + 2 круга | 2 |
14 | Ромен .Грожан | Франция | Haas | + 2 круга | 3 |
15 | Маркус Эриксон | Швеция | Sauber | + 2 круга | 2 |
16 | Кевин Магнуссен | Дания | Renault | + 2 круга | 1 |
17 | Паскаль Верляйн | Германия | Manor | + 2 круга | 2 |
18 | Фелипе Наср | Бразилия | Sauber | + 2 круга | 2 |
19 | Рио Харьянто | Индонезия | Manor | + 2 круга | 2 |
Сход | Фелипе Масса | Бразилия | Williams | утечка охлаждающей жидкости | |
Сход | Джолион Палмер | Великобритания | Renault | гидравлика | |
Сход | Дженсон Баттон | Великобритания | McLaren | пожар |
Чемпионат мира
Место | Гонщик | Страна | Команда | Очки |
---|---|---|---|---|
1 | Нико Росберг | Германия | Mercedes | 116 |
2 | Льюис Хэмилтон | Великобритания | Mercedes | 107 |
3 | Себастьян Феттель | Германия | Ferrari | 78 |
4 | Даниэль Риккьярдо | Австралия | Red Bull | 72 |
5 | Кими Райкконен | Финляндия | Ferrari | 69 |
6 | Макс Ферстаппен | Нидерланды | Toro Rosso/Red Bull | 50 |
7 | Валттери Боттас | Финляндия | Williams | 44 |
8 | Фелипе Масса | Бразилия | Williams | 37 |
9 | Серхио Перес | Мексика | Force India | 24 |
10 | Даниил Квят | Россия | Red Bull/Toro Rosso | 22 |
11 | Ромен .Грожан | Франция | Haas | 22 |
12 | Фернандо Алонсо | Испания | МсLaren | 18 |
13 | Нико Хюлкенберг | Германия | Force India | 18 |
14 | Карлос Сайнс-мл. | Испания | Toro Rosso | 18 |
15 | Кевин Магнуссен | Дания | Renault | 6 |
16 | Дженсон Баттон | Великобритания | McLaren | 5 |
17 | Стоффель Вандорн | Бельгия | МсLaren | 1 |
Кубок конструкторов
Место | Команда | Мотор | Очки |
---|---|---|---|
1 | Mercedes AMG F1 Team | Mercedes | 223 |
2 | Scuderia Ferrari | Ferrari | 147 |
3 | Red Bull Racing | TAG Heuer (Renault) | 130 |
4 | Williams Martini Racing | Mercedes | 81 |
5 | Sahara Force India F1 Team | Mercedes | 42 |
6 | Scuderia Toro Rosso | Ferrari | 32 |
7 | McLaren Honda Formula 1 Team | Honda | 24 |
8 | Haas F1 Team | Ferrari | 22 |
9 | Renault Sport Formula 1 Team | Renault | 6 |