Репортаж со студенческих соревнований Shell Eco-marathon

Фото: Василий Костин | компания Shell

...смогли бы доехать на одном литре бензина победители студенческих соревнований Shell Eco-marathon. Если бы их трехколеску пустили на дороги общего пользования — и если бы этот литр был на борту машины!

Мы уже рассказывали про Shell Eco-marathon (АР №15, 2005). С тех пор изменилось немногое — даже результаты заездов примерно те же. Эти студенческие соревнования проводятся с середины восьмидесятых и играют ту же роль, что и Формула Студент: учат вузовцев конструировать рекордно-гоночные автомобили.

Но если на подготовку хорошей машины Формулы Студент уходит свыше двух миллионов рублей, то экомобиль можно построить силами команды в десять человек и с затратами примерно в семьсот тысяч—миллион рублей. Ведь мощности и скорости здесь на порядок ниже, оттого и требования к конструкции не так высоки. Например, одна из европейских ­команд сделала раму своего автомобиля из обычной алюминиевой стремянки, купленной в магазине!

Здесь и комичные самоделки, и серьезные аппараты с силовыми агрегатами собственной разработки и полностью углепластиковыми кузовами, прошедшими полный цикл продувок в аэродинамической трубе

Правила тут простые: на кольцевой трассе нужно добиться наименьшего расхода топлива — на все дается четыре попытки по десять кругов каждая. От идеи сравнивать между собой машины с разными типами силовых установок путем пересчета затрат энергии в «условные литры» бензина организаторы отказались. Теперь каждая команда соревнуется только с соперниками на таком же типе тяги. Есть отдельные классы для дизелей, электромобилей, автомобилей на газу и на других видах альтернативного топлива. Но машины с привычным бензиновым двигателем — по-прежнему в большинстве (38 участников из 95).

Экогонки — странное зрелище. Бесшумно катятся по трассе разноцветные коробки, погромыхивая пластиком на швах асфальта. Подвески-то нет! Темп — как у неторопливого велосипедиста. Только изредка затарахтит моторчик — и сразу замолкнет: большую часть трассы пилоты проходят накатом, запуская двигатель всего четыре—пять раз на круге. Кому-то хватает буквально пятисекундного импульса!

Самодельный ДВС: оригинальные картер и головка цилиндра с двумя распредвалами, теплоизолированные стенки цилиндра и напечатанный на 3D-принтере впускной патрубок. Слева виден «топливный бак» емкостью целых... 30 мл

Хотя средняя скорость не превышает тридцати километров в час, водителям прототипов приходится рисковать: порой в одном повороте оказываются сразу пять—шесть машин, а любое торможение неизбежно ухудшит результат. Так что небольшие контакты случаются регулярно. Но с учетом почти пешеходного темпа настоящие гоночные ремни безопасности смотрятся в автомобилях немного комично, как и полноценный шлем на голове водителя.

Кстати, большинство водителей в экомарафоне — девушки, причем худенькие. Ведь лучшие прототипы — не тяжелее 30 кг! Организаторам даже пришлось вмешаться и установить минимальный вес для водителя — 50 кг.

Главный специалист компании Shell по топливу для Формулы-1 Майк Эванс предпочел экомарафон гонке в Монако. Двух ампул с топливом, которые он держит в левой руке, лучшим из бензиновых машин хватит на всю дистанцию заезда; электромобиль за то же время «высосет» примерно пару упаковок батареек

За рычагами экомобиля МАДИ тоже девушка — Таня Федорова. Команда московского вуза участвует в шелловском марафоне во второй раз. Нынешний прототип класса Prototype построен на основе самодельной рамы из готовых углепластиковых трубок. За фанерной перегородкой позади головы пилота — самый популярный у участников «бензинового» зачета 35-кубовый «воздушник» Honda GX35, который обычно ставят на газонокосилки-триммеры. Причем карбюраторный: основной, снабженный самодельной системой впрыска, засбоил, и пришлось поставить запасной. За лидерство с таким не поборешься, да и весит машина 48 кг. И все же ребятам удалось занять тридцатое место из 38 — на одном литре бензина они смогли бы проехать 231,6 километра.
Полная версия доступна только подписчикамПодпишитесь прямо сейчас
Подписка на месяц
229
Подписка на год
27481590
я уже подписан

Рекомендованные статьи