Репортаж со студенческих соревнований Shell Eco-marathon
...смогли бы доехать на одном литре бензина победители студенческих соревнований Shell Eco-marathon. Если бы их трехколеску пустили на дороги общего пользования — и если бы этот литр был на борту машины!
Мы уже рассказывали про Shell Eco-marathon (АР №15, 2005). С тех пор изменилось немногое — даже результаты заездов примерно те же. Эти студенческие соревнования проводятся с середины восьмидесятых и играют ту же роль, что и Формула Студент: учат вузовцев конструировать рекордно-гоночные автомобили.
Но если на подготовку хорошей машины Формулы Студент уходит свыше двух миллионов рублей, то экомобиль можно построить силами команды в десять человек и с затратами примерно в семьсот тысяч—миллион рублей. Ведь мощности и скорости здесь на порядок ниже, оттого и требования к конструкции не так высоки. Например, одна из европейских команд сделала раму своего автомобиля из обычной алюминиевой стремянки, купленной в магазине!
Правила тут простые: на кольцевой трассе нужно добиться наименьшего расхода топлива — на все дается четыре попытки по десять кругов каждая. От идеи сравнивать между собой машины с разными типами силовых установок путем пересчета затрат энергии в «условные литры» бензина организаторы отказались. Теперь каждая команда соревнуется только с соперниками на таком же типе тяги. Есть отдельные классы для дизелей, электромобилей, автомобилей на газу и на других видах альтернативного топлива. Но машины с привычным бензиновым двигателем — по-прежнему в большинстве (38 участников из 95).
Экогонки — странное зрелище. Бесшумно катятся по трассе разноцветные коробки, погромыхивая пластиком на швах асфальта. Подвески-то нет! Темп — как у неторопливого велосипедиста. Только изредка затарахтит моторчик — и сразу замолкнет: большую часть трассы пилоты проходят накатом, запуская двигатель всего четыре—пять раз на круге. Кому-то хватает буквально пятисекундного импульса!
Хотя средняя скорость не превышает тридцати километров в час, водителям прототипов приходится рисковать: порой в одном повороте оказываются сразу пять—шесть машин, а любое торможение неизбежно ухудшит результат. Так что небольшие контакты случаются регулярно. Но с учетом почти пешеходного темпа настоящие гоночные ремни безопасности смотрятся в автомобилях немного комично, как и полноценный шлем на голове водителя.
Кстати, большинство водителей в экомарафоне — девушки, причем худенькие. Ведь лучшие прототипы — не тяжелее 30 кг! Организаторам даже пришлось вмешаться и установить минимальный вес для водителя — 50 кг.