Василий Костин разобрался в нюансах главной автоспортивной дисциплины Америки — гонках NASCAR

Василий Костин разобрался в нюансах главной автоспортивной дисциплины Америки — гонках NASCAR
Автоспорт | АР №11 2016

NASCAR обязан своей популярностью владельцу серии Биллу Франсу: в семидесятые годы, пока престижные гонки «формул» автоклуба USAC тонули в политической возне, тот почуял новые возможности и стал раскручивать свою серию на телевидении. Успешная сделка по продаже прав на телетрансляцию позволила коллективам и организаторам получать значительные доходы и превратить чемпионат в самоподдерживающийся бизнес-механизм, интересный и командам-участникам серии, и спонсорам, и зрителям. Чем не Экклстоун по-американски?

Обслуживать машину во время гонки имеют право шесть механиков, а хороший ­пит-стоп длится менее 13 секунд. Седьмой человек может только протереть ­стекло или сменить бутылку с водой для гонщика. Хотя каждое колесо крепится пятью гайками, тренированный «тайр-чейнджер» отворачивает их лишь за одну секунду. Могут менять и настройки подвески. Видите здоровенный желтый ключ, вставленный в отверстие в заднем стекле? Им регулируют преднатяг пружин ­задней подвески: для овалов его делают разным слева и справа, и это определяет склонность машины к заныриванию в поворот. На жаргоне такая регулировка называется wedge — «клин»

NASCAR Sprint Cup входит в тройку серий общенационального уровня, которые проводятся ассоциацией NASCAR: кроме главного чемпионата, это XFINITY Series и турнир Camping World Truck Series, где гонщики соревнуются за рулем пикапов. Впрочем, все эти машины — и седаны, и пикапы — суть специально построенные гоночные автомобили с пространственной трубчатой рамой: времена серийных образцов, доработанных для гонок, закончились лет сорок назад. Рама обвешана стальными внешними панелями, которые приблизительно повторяют обводы серийных моделей. Кстати, это большое достижение: автомобили прошлых двух поколений с серийной продукцией роднили только наклейки в виде фар и радиаторных решеток, что раздражало даже самых преданных болельщиков. Сейчас в Кубке Sprint представлены три марки: Chevrolet, Ford и Toyota, — а четвертый игрок, Dodge, покинул серию в 2012 году.

Наскаровские двигатели V8 объемом 5,8 литра не имеют ничего общего с серийными моторами: это специальные гоночные агрегаты с оригинальными блоками, головками и системой смазки с сухим картером. Несмотря на консервативную нижневальную архитектуру с двумя клапанами на цилиндр, они «крутятся» до 9000 об/мин. А до ­недавних изменений в правилах предельные обороты превышали 10000 об/мин

Технический регламент Кубка Sprint держится в строгом секрете и доступен только участникам. Но и без того ясно, что серия крайне консервативна: впрыск на смену карбюратору пришел всего четыре года назад, тогда же ­команды получили несложную систему сбора данных о двигателе, углепластиковый капот и крышку багажника разрешили в ­2014-м, в этом году серия перешла на цифровые щитки приборов, а c прошлого года разрешили «продвинутые» системы сбора данных с шасси — но ставить их можно только на время тренировок. Единственный формат двигателя — нижневальная «восьмерка», коробка передач четырехступенчатая, подвеска — с неразрезным мостом сзади... А еще в Наскаре многие, очень многие конкретные технические детали не отдаются на откуп командам, а решаются в принудительном порядке. Профиль кузова, передаточные числа в коробке передач, размер и расположение воздухозаборников, выбор размера и формы спойлеров, конструкция клапанного механизма в двигателе — все это и не только выбирают организаторы.

Как обычно, по ходу сезона гонщики NASCAR Sprint Cup участвуют в 36 этапах: гонка каждую неделю! Причем 34 из них — на традиционных для Америки овальных треках. Однако не думайте, что они все одинаковые. Длина колеблется от 847 метров у трека в Мартинсвилле до 4,28 км у «суперспидвея» в Талладеге. Различается и форма трассы: это может быть как традиционный «овал в форме скрепки» (paper-clip­ oval), так и нечто более замысловатое: например, в Дайтоне один из двух прямиков разбит пологим поворотом, а в Финиксе трек сделан еще и асимметричным — все три поворота разные. Наконец, сильно отличается и поперечный уклон в повороте: от едва заметных семи градусов в Нью-Гемпшире до запредельных 33 в Талладеге.
Полная версия доступна только подписчикамПодпишитесь прямо сейчас
Подписка на месяц
229
Подписка на год
27481590
я уже подписан

Рекомендованные статьи