Василий Костин разобрался в нюансах главной автоспортивной дисциплины Америки — гонках NASCAR
NASCAR обязан своей популярностью владельцу серии Биллу Франсу: в семидесятые годы, пока престижные гонки «формул» автоклуба USAC тонули в политической возне, тот почуял новые возможности и стал раскручивать свою серию на телевидении. Успешная сделка по продаже прав на телетрансляцию позволила коллективам и организаторам получать значительные доходы и превратить чемпионат в самоподдерживающийся бизнес-механизм, интересный и командам-участникам серии, и спонсорам, и зрителям. Чем не Экклстоун по-американски?
NASCAR Sprint Cup входит в тройку серий общенационального уровня, которые проводятся ассоциацией NASCAR: кроме главного чемпионата, это XFINITY Series и турнир Camping World Truck Series, где гонщики соревнуются за рулем пикапов. Впрочем, все эти машины — и седаны, и пикапы — суть специально построенные гоночные автомобили с пространственной трубчатой рамой: времена серийных образцов, доработанных для гонок, закончились лет сорок назад. Рама обвешана стальными внешними панелями, которые приблизительно повторяют обводы серийных моделей. Кстати, это большое достижение: автомобили прошлых двух поколений с серийной продукцией роднили только наклейки в виде фар и радиаторных решеток, что раздражало даже самых преданных болельщиков. Сейчас в Кубке Sprint представлены три марки: Chevrolet, Ford и Toyota, — а четвертый игрок, Dodge, покинул серию в 2012 году.
Технический регламент Кубка Sprint держится в строгом секрете и доступен только участникам. Но и без того ясно, что серия крайне консервативна: впрыск на смену карбюратору пришел всего четыре года назад, тогда же команды получили несложную систему сбора данных о двигателе, углепластиковый капот и крышку багажника разрешили в 2014-м, в этом году серия перешла на цифровые щитки приборов, а c прошлого года разрешили «продвинутые» системы сбора данных с шасси — но ставить их можно только на время тренировок. Единственный формат двигателя — нижневальная «восьмерка», коробка передач четырехступенчатая, подвеска — с неразрезным мостом сзади... А еще в Наскаре многие, очень многие конкретные технические детали не отдаются на откуп командам, а решаются в принудительном порядке. Профиль кузова, передаточные числа в коробке передач, размер и расположение воздухозаборников, выбор размера и формы спойлеров, конструкция клапанного механизма в двигателе — все это и не только выбирают организаторы.