Роман Мавланов дебютировал в европейской лиге Наскара — серии NASCAR Whelen Euro Series

Российский гонщик Роман Мавланов принял участие в первом этапе чемпионата NASCAR Whelen Euro Series на автодроме имени Риккардо Тормо в Испании. 21-летний спортсмен, прежде выступавший только в гонках «формул» и автомобилей «Гран-Туризмо», в прошлом году проехал несколько этапов Супер Трофея Lamborghini — а теперь поменял суперкар Lamborghini Huracan на примитивный, но мощный сток-кар.

Эта серия — пока самая успешная попытка привить американские автоспортивные ценности на европейской земле. Гонки сток-каров в Европе пытались проводить и прежде — так, в начале нулевых в Англии существовал чемпионат ASCAR, а в Бельгии до сих пор проводятся сразу две серии, CAMSO V8 и Late Model V8 Supercup.

Сорока машин нас старте, как в заокеанском Кубке Sprint, здесь не набирается. Но и 27 сток-каров, срывающихся с места — впечатляющее зрелище

Но лишь французская команда организаторов из компании Team FJ, с 2008 года проводившая серию Racecar Euro-Series, добилась ее официального признания американской ассоциацией NASCAR. Как известно, под Наскаровским «зонтиком» гонки проводятся не только в США — от региональных соревнований до суперпрестижного Кубка Sprint, но и в соседних странах: NASCAR Pinty's Series в Канаде и NASCAR Mexico Series в Мексике. А с 2012 года появился европейский чемпионат NASCAR Whelen Euro Series.

Даже если вы впервые слышите об этой серии, весьма вероятно, что раньше вам уже приходилось видеть используемые тут машины. За рулем этих здоровенных «крокодилов» с восьмицилиндровыми моторами и зависимой задней подвеской регулярно соревнуются участники Гонок чемпионов. Внешне они очень похожи на знакомые нам по телетрансляциям седаны Кубка Sprint. Но внутри все попроще: мотор V8 5.7 с карбюратором сделан на основе серийного двигателя Chevrolet и выдает около 450 л.с. (в Кубке Sprint используется специальный гоночный агрегат), а внешние панели кузова не стальные, а пластиковые (как в младшем дивизионе NASCAR K&N Pro Series). Кстати, шасси с трубчатой пространственной рамой разработано и построено самими французами. За счет разных передних масок и наклеек, имитирующих оптику, машины могут быть стилизованы под седаны Chevrolet SS или купе Ford Mustang.

На трассе один из лидеров класса Elite 1 Борха Гарсия — вице-чемпион Формулы Renault 3.5 2006 года выбрал примитивные, но мощные сток-кары

Отличается и формат — дистанция гонок европейской серии составляет 60 километров, что в несколько раз короче заездов в США. В «топовой» серии Sprint Cup в порядке вещей гонки по 300-500 миль, и даже в младшей категории NASCAR K&N Pro Series типичная дистанция заездов составляет 125-150 миль. Вдобавок, у европейцев все участники разбиты на два класса — Elite 1 и Elite 2, которые участвуют в своих отдельных заездах. Это позволяет на одной машине выступать двум гонщикам, что удешевляет участие (похожая схема используется в серии ледовых гонок Trophee Andros). Квалификация проходит в два этапа: после первого сегмента двенадцать пилотов, показавших лучшее время, допускаются до второго сегмента квалификации. А уже по итогам этих двух заездов производится расстановка на стартовом поле первой гонки. По ходу уик-энда проводится две гонки — причем на оба заезда и квалификацию каждому участнику полагается всего по одному комплекту сликов.

Рабочее место водителя сток-кара: зато в приборах не запутаешься

Если в заокеанских чемпионатах подавляющее большинство заездов проходит на овальных треках, а трассы европейского типа — это редкое исключение, то в серии NASCAR Whelen Euro Series все наоборот:  из шести этапов только два представлены овальными спидвеями. Причем это вовсе не хорошо известные «большие» трассы в английском Рокингеме или немецком Лаузице, а скромненькие маленькие овалы в голландском местечке Венрей (длинной 0,88 км) и во французском городе Тур (0,65 км).

Имена большей части спортсменов едва ли что-то скажут даже фанату, но несколько заметных фамилий в заявочных списках присутствовало: чемпион FIA GT 2005 года швейцарец Габриэль Гардель, регулярный участник гонок «Гран-Туризмо» бельгиец Эрик де Донкер, призер «24 часов Ле-Мана» бельгиец Марк Гуссенс, испанский экс-формулист Борха Гарсия, израильский гонщик Алон Дей, экс-пилот DTM (и сын чемпиона Формулы-1 Ники Лауды) Матиас Лауда, плюс сын чемпиона Формулы-1 Джеймса Ханта, Фредди.

Участие в европейской лиге Наскара заметно доступнее Супертрофея Lamborghini — примерно вдвое

Есть и несколько знакомых команд — как итальянский коллектив CAAL Racing, раньше выступавший в кузовной серии V8 Superstars, команда Джанлуки де Лоренци GDL Racing, выступавшая в гонках «Гран-Туризмо» или многостаночники из коллектива Мауро Ночентини MRT Nocentini, занимающиеся и ралли, и «кольцом».

Роман Мавланов рассказал, что перед гонками в Валенсии у него было всего 1,5 часа практики за рулем сток-кара. «Это самый конструктивно простой автомобиль в моей гоночной карьере. В нем полностью отсутствуют какие либо электронные системы помощи пилоту. Первое впечатление — будто попал в какую-то прошлую эпоху. Мотор большого объема с карбюратором и трамблером, но при этом обладающий высокой мощностью и колоссальным крутящим моментом. Коробка передач — четырехступенчатая. Это не похоже ни на что, но динамика разгона этой машины впечатляет!» — поделился впечатлениями Роман.

По ходу квалификации в классе Elite 1 быстрейшим оказался Энтони Кумпен (Chevrolet SS), попутно обновив рекорд трассы для автомобилей этого класса. Борха Гарсия на домашней трассе отстал от него всего на 0,55 секунды.

Роман Мавланов завоевал «золото» среди новичков серии

В категории Elite 2, в которой выступает Мавланов, поул-позицию завоевал испанец Сальвадоро Тинео Арройо. Роман показал третье время, но его результат аннулировали за выезд за пределы трассы.

В результате в первой гонке Роман стартовал двенадцатым, и смог добраться до пятой позиции, но за четыре круга до финиша отказали тормоза из-за лопнувшей шпильки крепления супорта. А из схватки за первое место между бельгийцем Стьеном Лонжином и испанцем Сальвадоро Тинео победителем вышел первый.

Стартовая позиция на вторую гонку определялась по лучшему времени круга в первом заезде, так что во второй гонке Мавланов стартовал пятым. «Было много аварий и большая часть гонки прошла под сейфити каром. За шесть кругов до финиша перестала включаться вторая передача, и мне оставалось только удерживать свою позицию» — рассказал Роман. Победу в заезде вновь одержал Лонжин, стартовавший с поула и удачно выполнивший оба рестарта.

Что до категории Elite 1, то в первой гонке победу одержал один из самых опытных пилотов сток-каров Энтони Кумпен. Со старта его опередил Борха Гарсия, но но на восьмом круге Кумпен вернул позицию. На заключительном круге испанца прошел Фредерик Габиллон, после чего на последних метрах дистанции атаковал лидера — но опередить Кумпена не смог: на финише их разделило всего 0,266 секунды.

Триумфатор второй гонки класса Elite 1, израильтянин Алон Дей

Во второй гонке от старта до финиша лидировал Алон Дей. Уроженцу Тель-Авива не помешали даже желтые флаги из-за стокновения двух итальянских гонщиков. Хотя после финиша израильтянин и признался: «Это была самая тяжелая победа в моей карьере. Я знал, что преследующие меня Энтони и Фредерик быстрее, но я все-таки смог их сдержать».

В сезоне-2016 организаторы серии повысили сумму призового фонда до 300 тысяч евро, а семь победителей в разных категориях по итогам сезона должны получить возможность проехать одну Наскаровскую гонку в США.

Календарь серии NASCAR Whelen Euro Series — 2016

Этап Трасса Страна Дата Примечания
1 Valencia Ricardo Tormo Испания 23-24 апреля
2 Venray Raceway Нидерланды 15-16 мая Овал
3 Brands Hatch Великобритания 11-12 июня
4 Tours Speedway Франция 25-26 июня Овал
Плей-офф
5 Adria Raceway Италия 17-18 сентября
6 Zolder Circuit Бельгия 8-9 октября

Рекомендованные статьи