Как в Наскаре борются с прижимной силой и что из этого выходит

Фото: Getty Images | компания Chevrolet

Чем запомнилось начало сезона в самой популярной и престижной кольцевой серии США — NASCAR?

«Высшая лига» автогонок в Америке, NASCAR Sprint Cup, входит в тройку серий общенационального уровня, которые проводятся ассоциацией NASCAR. Кроме него, в этот «пул» входят Xfinity Series (бывший чемпионат Nationwide) и турнир Camping World Truck Series, где гонщики соревнуются за рулем пикапов.

По ходу сезона гонщики NASCAR Sprint Cup участвуют аж в 36 этапах, 34 из которых — на традиционных для Америки овальных треках. И в этом, и в «дочерних» чемпионатах используются так называемые сток-кары — специально построенные гоночные автомобили с пространственной трубчатой рамой, которая обвешена стальными внешними панелями, которые приблизительно повторяют обводы серийных моделей. Все машины имеют восьмицилиндровые нижневальные двигатели и подвеску с неразрезным задним мостом сзади. Сейчас в Кубке Sprint представлены три марки: Chevrolet, Ford и Toyota, а четвертый игрок, Dodge, покинул серию в 2012-м.

Нынешний сезон — уже четвертый по счету для нынешних сток-каров Generation 6, то есть «шестого поколения». Впрочем, это не значит, что машины остались прежними — каждый год они подвергаются небольшим изменениям. Это делается прежде всего для повышения зрелищности соревнований — с этой целью организаторы турнира проводят большой объем тестов на трассах и в аэродинамической трубе.

На этом фото хорошо видно почти отсутствующий передний сплиттер и уменьшенный почти вдвое задний спойлер
Еще в прошлом году было решено, что для обострения борьбы нужно снизить уровень прижимной силы: мол, так машина будет менее стабильной в повороте, а гонщики будут больше ошибаться. Для этого был подготовлен новый вариант аэродинамического оперения — с уменьшенной «губой» переднего сплиттера (0,6 против пяти сантиметров ранее) и задним спойлером меньшей высоты (8,9 вместо 15 см). За счет этого прижимная сила упала почти на 40 процентов — теперь на скорости 320 км/ч на кузов давит эквивалент груза массой 79 кг. Правда, и прежние 125 кг были не бог весть каким достижением — это примерно вчетверо меньше, чем у спорткаров категории GT3.

Версию обвеса со сниженной прижимной силой опробовали в прошлом сезоне на этапе в Кентукки. Время на круге выросло на 1,2 секунды, а пилоты на кочковатой трассе много ошибались, так что гонка хорошо запомнилась болельщикам. Правда, задачу спортсменам в этой конкретной гонке осложнила и отмена тренировок из-за дождя.

Произошли и некоторые изменения организационного плана. Так, Ассоциация гоночных команд RTA (наскаровский аналог ассоциации команд Формулы-1 FOTA) договорилась с организаторами из NASCAR о новой системе допуска команд к соревнованиям. Команды, заявлявшиеся на полный сезон как минимум с 2013 года, получили «постоянный пропуск» на участие в течение девяти лет. По замыслу людей из RTA, это должно повысить рыночную стоимость команд. Таких «чартеров» было выдано 36 штук — а стартовую решетку сократили с 43 до 40 машин. «Пропуска» разрешено перепродавать — и первая сделка уже произошла: прекратившая свое существование команда Michael Waltrip Racing продала свои два «чартера» за миллион с лишним долларов каждый.

Дайтона-500 — не только первый, но и самый главный старт сезона!
Сезон-2016 по традиции начинался с 500-мильной гонки на суперспидвее Дайтоне. Во всем наскаровском сезоне эта гонка стоит особняком, как Indy 500 в Индикаре — команды проводят в Дайтоне больше недели! И смотрят ее больше всего: в этом году за Дайтоной-500 следило 11,4 миллиона телезрителей (это меньше, чем в прошлом году, но все равно один из лучших показателей для спортивных телепередач в США вообще). Даже квалификация здесь проходила в особом формате: по итогам классических контрольных заездов стали известны только первые два места. Остальных участников поделили на две группы (четные и нечетные) для проведения полуфинальных гонок, в которых и определилось их положение на стартовой решетке в основном заезде.

На этап в Дайтоне машинам оставили старый вариант обвеса с высокой прижимной силой — он же будет использоваться и на втором суперспидвее в Талладеге (термином «суперспидвей» традиционно называют овалы длиной от двух миль, и таких трасс в календаре шесть — а всего в стране их семь). Кроме того, на эти два этапа нижневальные «восьмерки» получили роликовые толкатели клапанов — за счет снижения механических потерь это повысило их мощность примерно на 10 л.с. Эту прибавку компенсировали небольшим уменьшением диаметра отверстий в рестрикторной пластине: «ошейники» традиционно используются лишь на двух сверхскоростных треках — овалах в Дайтоне и Талладеге. Моторы, в обычной конфигурации выдающие свыше 700 л.с., с рестриктором развивают в районе 450 л.с.

В Дайтоне квалификация проходит по мудреной схеме с полуфинальными гонками. На фото как раз зафиксирована одна из двух так называемых «дуэлей»
Быстрейшим в квалификации был 20-летний гонщик из Джорджии Чейз Эллиотт, выступающий на Chevrolet SS команды Hendrick Motorsports: четырехкилометровый овал он прошел за 45,845 секунды — то есть, со средней скоростью 316 км/ч. Интересно, что специально для квалификации команды полностью заглушили воздухозаборники радиатора системы охлаждения и тормозов — это не только снижает лобовое сопротивление, но и увеличивает прижимную силу (поскольку в Наскаре днище машины ничем не прикрыто, воздух из радиатора выбрасывается прямо в моторный отсек и уходит вниз).

Увы, в борьбе за победу в гонке Эллиотт не участвовал, расколотив передок машины при вылете на газон. А успеха в итоге добился Денни Хэмлин из команды Joe Gibbs Racing — он лидировал на протяжении 95 кругов из двухсот, откатился назад на последней серии пит-стопов, но смог вырвать «золото» на последнем круге, опередив Мартина Трюэ-младшего всего на 0,01 секунды. Это не только самый плотный финиши в истории Дайтоны, но и первая победа в этой гонке для брэнда Toyota!

Со второго этапа в Атланте участники Кубка Sprint перешли на оперение с уменьшенной прижимной силой. Судя по результатам квалификации, автомобили стали чуть медленнее —средняя скорость машин на круге снизилась примерно на 5 км/ч, все равно составив впечатляющие 308 км/ч.

На полуторамильном овале в Атланте 76-ю победу в карьере одержал представитель Hendrick Motorsports Джимми Джонсон (Chevrolet SS), сравнявшись тем самым с легендарным Дейлом Эрнхардом. Шестикратный чемпион серии большую часть гонки шел на третьем месте, но в концовке раньше соперников «переобулся» на свежую резину, за счет чего вырвался в лидеры. Впечатляющую гонку провел и гонщик Joe Gibbs Racing Кайл Буш. Показав в квалификации лучшее время, он был исключен из результатов, когда его Toyota не прошла техинспекцию. Но даже стартовав с последней позиции, Кайл финишировал третьим!

Наскаровские овалы могут сильно отличаться друг от друга не только по длине и ровности асфальта, но и по крутизне бэнкинга. На первом слайде — фото из поворота на треке в Лас-Вегасе...
... а на втором — с гораздо более плоского овала в Финиксе
0 / 0
Иначе проходил третий этап в Лас-Вегасе. Дело не в дожде, из-за которого пришлось отложить начало гонки, и даже не в песчаной буре, пронесшейся над автодромом. Машины были заметно быстрее, чем в прошлом году — обладатель поул-позиции Курт Буш на Chevrolet SS команды Stewart-Haas Racing был на 2,7 км/ч быстрее прошлогоднего победителя квалификации! Увы, претензии Буша на победу на своем домашнем треке оказались подорваны штрафом за превышение скорости на пит-лейне.

Не повезло и его родному брату Кайлу: он вырвался в лидеры после шестого рестарта, но вибрация правого переднего колеса отбросила пилота на четвертое место. А вот чемпион 2012 года Брэд Кеселовски, в середине гонки оштрафованный за превышение скорости на пит-лейне, за счет серии желтых флагов смог постепенно выбраться в лидирующую группу. Всего за шесть кругов до финиша Брэд вывел свой Ford на первую позицию — и для пилота Team Penske это победа стала уже 18-й в карьере.

Трасса в Финиксе, где прошел четвертый этап, сильно отличалась от предыдущих автодромов — этот асимметричный овал не только короче (1,022 мили, или 1,645 км), но и имеет более пологий бэнкинг. Соответственно, и скорости оказались намного ниже: победитель квалификационных заездов, Кайл Буш, «разогнался» на этом треке всего до 222 км/ч — и этот результат на 3,8 км/ч скромнее, чем прошлогодний.

Так выглядит разница в 0,01 секунды, разделивших Харвика и Эдвардса
Сама же гонка складывалась драматически. В заезде попеременно лидировали Кайл Буш, Карл Эдвардс и Дэйл Эрнхард-младший, пока вперед не вырвался выбравшийся с 18-й позиции Кевин Харвик. Путь к победе выглядел для него вполне безоблачным, пока гонку не прервали из-за аварии Кейси Кейна. В этой ситуации пилоты Chevrolet Харвик и Эрнхард-младший единственные предпочли не рисковать позицией и не менять шины на свежие. И если Дэйл из-за этого откатился во время рестарта назад, то Кевин даже под настойчивыми атаками Карла Эдвардса смог удержать первое место. На финише двух претендентов на «золото» разделила всего одна сотая секунды!

Лидер Кубка Sprint Кевин Харвик
После своей победы в Финиксе Кевин Харвик возглавляет турнирную таблицу. Впрочем, количество набранных очков не будет иметь решающей роли в борьбе за чемпионский титул. При нынешней зачетной системе титул разыгрывается на последних десяти этапов в ходе так называемой «Погони за кубком» (Chase for the cup), гонщики в которую отбираются по количеству побед в первой части сезона. Так что строить прогнозы пока рано...

NASCAR Sprint Cup Series — 2016
Положение в личном зачете после четырех этапов

Место Гонщик Автомобиль Команда Побед Очков
1 Кевин Харвик Chevrolet SS Stewart-Haas Racing 1 154
2 Кайл Буш Toyota Camry Joe Gibbs Racing 154
3 Джимми Джонсон Chevrolet SS Hendrick Motorsports 1 140
4 Курт Буш Chevrolet SS Stewart-Haas Racing 137
5 Карл Эдвардс Toyota Camry Joe Gibbs Racing 136
6 Денни Хэмлин Toyota Camry Joe Gibbs Racing 1 131
7 Джои Логано Ford Fusion Team Penske 127
8 Остин Диллон Chevrolet SS Richard Childress Racing 122
9 Мартин Трюэ-мл. Toyota Camry Furniture Row Racing 117
10 Дэйл Эрнхард-мл. Chevrolet SS Hendrick Motorsports 115

Календарь NASCAR Sprint Cup Series — 2016

Этап Название Трасса Место Дата Примечания
1 Daytona 500 Daytona International Speedway Дайтона-Бич, Флорида 21 февраля Суперспидвей
2 Folds of Honor QuikTrip 500 Atlanta Motor Speedway Хэмптон, Джорджия 28 февраля
3 Kobalt 400 Las Vegas Motor Speedway Лас-Вегас, Невада 6 марта
4 Good Sam 500 Phoenix International Raceway Эйвондейл, Аризона 13 марта
5 Auto Club 400 Auto Club Speedway Фонтана, Калифорния 20 марта Суперспидвей
6 STP 500 Martinsville Speedway Риджвей, Вирджиния 3 апреля
7 Duck Commander 500 Texas Motor Speedway Форт-Уорт, Техас 9 апреля
8 Food City 500 Bristol Motor Speedway Бристоль, Теннесси 17 апреля
9 Toyota Owners 400 Richmond International Raceway Ричмонд, Вирджиния 24 апреля
10 GEICO 500 Talladega Superspeedway Линкольн, Алабама 1 мая Суперспидвей
11 GoBowling.com 400 Kansas Speedway Канзас-Сити, Канзас 7 мая
12 AAA 400 Drive for Autism Dover International Speedway Довер, Делавэр 15 мая
13 Coca-Cola 600 Charlotte Motor Speedway Конкорд, Северная Каролина 29 мая
14 Axalta "We Paint Winners" 400 Pocono Raceway Лонг-Понд, Пенсильвания 5 июня Суперспидвей
15 FireKeepers Casino 400 Michigan International Speedway Бруклин, Мичиган 12 июня Суперспидвей
16 Toyota/Save Mart 350 Sonoma Raceway Сонома, Калифорния 26 июня Европейского типа
17 Coke Zero 400 Daytona International Speedway Дайтона-Бич, Флорида 2 июля
18 Quaker State 400 Kentucky Speedway Спарта, Кентуки 9 июля
19 New Hampshire 301 New Hampshire Motor Speedway Лоудон, Нью-Гемпшир 17 июля
20 Brickyard 400 Indianapolis Motor Speedway Спидвей, Индиана 24 июля Суперспидвей
21 Pennsylvania 400 Pocono Raceway Лонг-Понд, Пенсильвания 31 июля Суперспидвей
22 Cheez-It 355 at The Glen Watkins Glen International Уоткинс Глен, Нью-Йорк 7 августа Европейского типа
23 Bass Pro Shops NRA Night Race Bristol Motor Speedway Бристоль, Теннесси 20 августа
24 Pure Michigan 400 Michigan International Speedway Бруклин, Мичиган 28 августа Суперспидвей
25 Bojangles' Southern 500 Darlington Raceway Дарлингтон, Южная Каролина 4 сентября
26 Federated Auto Parts 400 Richmond International Raceway Ричмонд, Вирджиния 10 сентября
Chase for the Sprint Cup
Раунд шестнадцати
27 Chicagoland 400 Chicagoland Speedway Джолиет, Иллиноис 18 сентября
28 New England 300 New Hampshire Motor Speedway Лоудон, Нью-Гемпшир 25 сентября
29 Dover 400 Dover International Speedway Довер, Делавэр 2 октября
Раунд двенадцати
30 Bank of America 500 Charlotte Motor Speedway Конкорд, Северная Каролина 8 октября
31 Hollywood Casino 400 Kansas Speedway Канзас-Сити, Канзас 16 октября
32 Alabama 500 Talladega Superspeedway Линкольн, Алабама 23 октября Суперспидвей
Раунд восьми
33 Goody's Fast Relief 500 Martinsville Speedway Риджвей, Вирджиния 30 октября
34 AAA Texas 500 Texas Motor Speedway Форт-Уорт, Техас 6 ноября
35 Can-Am 500 Phoenix International Raceway Эйвондейл, Аризона 13 ноября
Чемпионская четверка
36 Ford EcoBoost 400 Homestead-Miami Speedway Хоумстед, Флорида 20 ноября

Рекомендованные статьи