Алонсо меняет профессию. Зачем экс-чемпиону Формулы-1 участие в «24 часах Дайтоны»?

Фото: unitedautosports.com

В конце января один из лучших гонщиков современной Формулы-1 Фернандо Алонсо выступит в суточном марафоне «24 часа Дайтоны». Что это для испанского пилота — попытка развлечься зимой или эксперимент с прицелом на будущее?

Насколько престижен марафон в Дайтоне?

За пределами США гонка в Дайтоне малоизвестна широкому кругу болельщиков, хотя проводится она более полувека и входит в неофициальную Тройную корону марафонских соревнований наряду с «12 часами Себринга» и «24 часами Ле-Мана».

Ежегодно на 5,7-километровой версии полуовала Daytona International Speedway стартует более полусотни экипажей на прототипах DPI, LMP2 и машинах категории GT, что вполне сопоставимо с Ле-Маном. Другое дело, что это соревнование проходит в рамках североамериканского чемпионата спорткаров и в международном масштабе мало что значит.  Если статус победителя «24 часов Ле-Мана» или «Инди-500» регулярно всплывает при упоминании того или иного триумфатора, то регалия «победитель 24 часа Дайтоны» остается почти незаметной. Например, многие ли знают, что бывший гонщик Формулы-1, любимец публики Хуан-Пабло Монтойя трижды — в 2007, 2008, 2013 годах — выигрывал этот суточный марафон?

Но это не значит, что «24 часа Дайтоны» не заслуживают внимания. Там всегда есть на что посмотреть — например, на борьбу американской и европейской техники, весьма пестрый контингент участников и сражение до самого финишной черты. Как в 2016 году, когда две машины Corvette из класса GTLM после суток гонки разделили 0,034 секунды!

Чем привлекательны «24 часа Дайтоны» для гонщиков?

На протяжении 55 лет своего существования марафон «24 часа Дайтоны» неизменно проходит в январе-феврале, когда в других значимых кольцевых сериях глухое межсезонье. Это огромный плюс для организаторов, ведь гонка во Флориде — единственная возможность для пилотов как можно быстрее выйти из зимней спячки, снова почувствовать скорость и прилив адреналина. Этим объясняется традиционно большое количество участников, далеких от гонок на выносливость, — причем как из США, так и из Европы.

В прошлые годы здесь побеждали такие формулисты, как Лоренцо Бандини (1967 год), Крис Эймон (1967), Педро Родригес (1970), Жаки Икс (1972), Тьерри Бутсен (1985) и Мартин Брандл (1988). Так что Фернандо Алонсо — далеко не первый гонщик «Больших призов», решивший попробовать силы в Дайтоне.

Со многими своими бывшими соперниками по гонке Инди-500 Алонсо встретится снова — десант пилотов чемпионата IndyCar, отдыхающих с середины сентября, давно стал нормой в Дайтоне. В предстоящих «24 часах» поедут Скотт Диксон, Райан Хантер-Рэй, Джеймс Хинчклифф, Симон Пажено, Грэм Рэйхол и Джек Хоуксворт. Бывшие индикаровцы Элио Кастроневес и Хуан-Пабло Монтойя тоже выйдут на старт. Европейцы не отстают: в списке участников значатся представители чемпионата DTM Пол ди Реста, Лоик Дюваль, Рене Раст, гонщики Формулы-E Робин Фряйнс, Антониу Феликс да Кошта, Сэм Бёрд и Феликс Розенквист, выпускники Европейской Ф3 Ландо Норрис и Фердинанд Габсбург.

Однако действующих пилотов Формулы-1 на старте «24 часов Дайтоны» не было без мало три десятка лет. В последний раз «Большие призы» в американском марафоне представлял Мартин Брандл в далеком 1990-м. Тем интереснее, что на гонку в этом году разом заявились два боевых пилота Ф1. Могло быть даже три, но Кевин Магнуссен в последний момент отказался от идеи составить компанию своему отцу Яну, который гоняется в классе GT в Дайтоне на протяжении последних 13 лет.

Зато вместе с Фернандо Алонсо на «24 часа Дайтоны» отправится Лэнс Стролл, который выступит за команду Джеки Чана, едва не выигравшую прошлогодний Ле-Ман в общем зачете. Причем, в отличие от испанца, юный канадец не будет новичком. В 2016-м Лэнс выступал в Дайтоне за рулем купе Ford GT и вместе с Алексом Вурцем, Энди Приолем и Брендоном Хартли боролся за подиум, но технические проблемы в последние часы отбросили их на пятое место.

В первой квалификации, состоявшейся 7 января в рамках официальных тестов, два пилота Формулы-1 показали 12-е и 13-е время. Алонсо оказался впереди в этом принципиальном противостоянии, но его преимущество над Строллом составило всего-навсего 0,182 секунды.

Почему команда McLaren отпустила Алонсо в Америку?

Команды Формулы-1 с большой неохотой разрешают гонщикам выступления в других категориях. Пример Паскаля Верляйна в прошлом году показал, что даже покатушки на Гонке чемпионов могут выбить пилота из строя на несколько месяцев.

Казалось бы, кто, как не гоночный директор команды McLaren Эрик Булье научен таким печальным опытом. Ведь именно французский менеджер возглавлял Lotus в 2011-м, когда лидер команды Роберт Кубица попал в роковую аварию на местечковом ралли в Италии. «Мы понесли настоящую потерю, которая напрямую отразилась на скорости машины и нанесла серьезный удар по моральному настрою команды. Силы воли и авторитета Кубицы очень не хватало. Я даже не могу описать словами масштаб этой потери», — признал в конце сезона-2011 Булье.

Но прошло шесть лет, и Эрик снова ступил на тонкий лед. Алонсо сам изъявил желание выйти на старт в Дайтоне — и получил разрешение. Но почему гоночный директор не встал грудью на защиту спортивных интересов Макларена накануне столь важного сезона, когда его команда может вернуться в лидирующую группу и от пилота нужна полная самоотдача, до конца непонятно.

Дебют Алонсо в прошлогодней гонке «500 миль Индианаполиса» был объясним усталостью чемпиона мира от постоянных проблем с техникой и тоской по борьбе за высокие места, плюс необходимостью команды продлить контракт с ним любыми способами. Но какой смысл отпускать ведущего гонщика в Дайтону через несколько недель после подписания нового контракта и при, казалось бы, найденном выходе из трехлетнего кризиса?

Во многом это объясняется подходом исполнительного директора McLaren Group Зака Брауна, сменившего полтора года назад Рона Денниса, при котором Алонсо точно получил бы жесткий от ворот поворот. Сменщик «Железного Рона» придерживается диаметрально противоположных взглядов и даже не против сыграть на стремлении своего подопечного. Ведь в Дайтоне Алонсо будет защищать цвета команды Зака United Autosports, специализирующейся на гонках на выносливость. Не каждый день скромный коллектив Брауна получает шанс ассоциироваться c именем двукратного чемпиона Формулы-1. В участии Алонсо в Инди-500 гуру гоночного маркетинга уже выловил «золотую рыбку», в качестве фона использовав возвращение бренда McLaren в знаменитое соревнование на «Старой кирпичнице». Вот такая интересная политика у нового главы команды…

Какие цели ставит Фернандо Алонсо в США?

В Индианаполис восемь месяцев назад Фернандо Алонсо ехал с четкой задачей — попробовать выиграть главную гонку чемпионата IndyCar. На Дайтону конкретных целей нет. Точнее есть, но лежат они в совсем другой плоскости — двукратный чемпион Формулы-1 хочет открыть для себя мир гонок на выносливость.

После старта на «Старой кирпичнице» Алонсо загорелся идеей завоевания Тройной короны автоспорта не меньше, чем вожделенным третьим чемпионским титулом в Формуле-1. Гран При Монако он выигрывал, в Инди-500 доказал, что может быть конкурентоспособен на специфичном овале. Остаются только «24 часа Ле-Мана». В июне этого года испанец с большой вероятностью выступит за заводскую команду Toyota в топовом классе LMP1. McLaren и новый технический партнер команды, Renault, уже дали Фернандо «зеленый свет». Дело осталось за подписанием контракта и подготовкой.

Спонтанный дебют, как в Инди-500, Алонсо повторять не хочет. «Было очень тяжело дебютировать без тестов и опыта участия в гонках на овалах. К «24 часам Ле-Мана» можно подготовиться гораздо лучше», — сказал Фернандо в Остине в октябре прошлого года.

Так что январский суточный марафон станет для него одним из важнейших этапов программы подготовки. «Участие в Дайтоне — мой первый шаг к выступлениям в гонках на выносливость. Я хочу понять особенности этого вида соревнований и оценить, насколько они мне нравятся», — пояснил Алонсо свой план на пресс-конференции 5 января.

Есть ли у Фернандо шанс на победу?

Результаты трех дней тестов в Дайтоне, прошедших с 5 по 7 января, не вселяют оптимизма. Семь тренировок и предварительную квалификацию команда United Autosports провела аккурат на уровне коллектива McLaren в последние три сезона в Формуле-1. Нет, проблем с надежностью не было, но Алонсо и его товарищи по экипажу регулярно оказывались в районе 11-12 места при 20 участниках в классе прототипов: шестые в первой сессии, тринадцатые во второй, одиннадцатые в третьей и четвертой, шестнадцатые в пятой, одиннадцатые в шестой и седьмой, а также в предварительных квалификационных заездах.

В прошлогоднем Ле-Мане United Autosports с прототипом Ligier JS P217 стала четвертой в зачете LMP2, выиграла гонки ELMS в Сильверстоуне и Шпильберге. Но c дайтоновскими прототипами категории DPI — это Cadillac, Acura и Nissan — тягаться JS P217 не в состоянии. Среднее отставание на тестах от американской техники у Ligier составляло одну-полторы секунды при том, что в большинстве сессий топ-15 иногда разделяло 2,5 секунды.

В то же время команда United Autosports не стартовала в Дайтоне целых семь лет и должна адаптироваться к новому аэродинамическому обвесу и шинам Continental, тогда как в Ле-Мане и ELMS она выступала на покрышках Dunlop. К тому же напарниками Алонсо по экипажу являются 18-летние новички Ландо Норрис и Фил Хансон — действующий чемпион Европейской Формулы-3 и победитель азиатского первенства Ле-Ман. Побороться за победу в таких условиях будет тяжело. Доехать бы прототипу №23 до финиша суточной гонки… Ведь в United Autosports не стали подстраховывать Фернандо, отправив более опытных Бруно Сенну и Пола ди Ресту во второй экипаж.

Активность на трассе в Дайтоне возобновится 25 января, всего за два дня до начала гонки. У Алонсо и его команды будет четыре тренировки и одна квалификация, чтобы постараться прибавить и подойти к старту в полной боевой готовности.

Не лучше ли Алонсо повременить с гонками на выносливость?

Стремление Фернандо попробовать себя в разных видах кольцевых соревнований достойно похвалы. Возникает только один вопрос: не слишком ли испанец увлекся? На пресс-конференции в Дайтоне он подтвердил намерение завоевать Тройную корону автоспорта: выступить в Ле-Мане в 2018-м и, может быть, вернуться в Инди в 2019-м. На том же брифинге Фернандо заверил, что не отказывается от мечты стать трехкратным чемпионом Формулы-1. Планы, скажем прямо, наполеоновские…

До этого лишь Грэму Хиллу удавалось совместить победы в чемпионате Формулы-1 с триумфами в трех главных гонках мира. Вот только англичанин большую часть карьеры курсировал между этапами «Больших призов», Ле-Маном и Индианаполисом и шел к этому достижению долгих десять лет. А Алонсо задумался о совмещении только на 17-й год выступлений в Гран При.

В июле Фернандо исполнится 37 лет. С 2001 года после этого возраста выступления в Формуле-1 продолжили только Михаэль Шумахер, Рубенс Баррикелло и Кими Райкконен. Так что в любом случае карьера Алонсо в «Королевских гонках» выходит на финишную прямую. Через два-три года можно будет сконцентрироваться на марафонском чемпионате мира или Индикаре. Но Алонсо искренне верит, что опыт участия в разных соревнованиях поможет ему уже сейчас улучшить свои гоночные навыки, стать совершеннее и универсальнее. Вот только угонится ли он за всеми зайцами одновременно, если даже одного из них — под названием третий чемпионский титул в Формуле-1 — испанец упустил уже трижды…

 

Рекомендованные статьи