Грузовики на Дакаре: солярка по восемь рублей, коварные пески и бронза у МАЗа
Дакар традиционно завершился победой КАМАЗ-Мастера, но в этом году хватало неожиданностей. Первое, чего мы, да и многие читатели, не знали раньше, — это то, что топливо в Саудовской Аравии стоит буквально копейки. Литр солярки на наши деньги — всего восемь рублей! И это хорошо, поскольку расход топлива в вязких саудовских песках был очень неслабым.
Сами пески с дюнами преподнесли массу неожиданностей: тут и Алонсо кувыркался на своем пикапе Toyota, сделав два оборота через крышу на глазах у журналистов, и грузовики на бок ложились — например, MAN итальянца Паоло Калабрии (он закончил гонку последним, 25-м) и одна из бескапотных «ивечек».
А Сергей Вязович на новом капотном МАЗе угодил в песчаную ловушку так, что его пришлось вытаскивать при помощи двух других грузовиков команды: машина села по самую раму! На этом Вязович потерял 15 минут — за которые, по его словам, «надо неделю бороться». Вдобавок в ходе гонки стало ясно, что двигатель Gyrtech (Caterpillar, переделанный чехами) проигрывает китайским моторам Cummins, которыми оснащены КАМАЗы: на прямиках камазовцы обходили МАЗ.
На одном из последних участков у Вязовича начал травить воздух в переднем колесе — оказалось, что обломилась трубка подкачки. «Такое бывает раз в тысячу лет!» На том же этапе, за сто километров до финиша, отказал топливный насос — пришлось переключаться на резервный, электрический. Наконец, приехав к финишу этого же этапа, экипаж Вязовича обнаружил, что у машины сломались сразу две рессоры: их пришлось снять с одного из других грузовиков команды, сделав его донором.
И все равно Вязович стал третьим, взяв бронзу: признаюсь честно, я за него переживал так, как ни на одном из последних Дакаров!
Самой серьезной проблемой камазовцев стала поломка двигателя у Эдуарда Николаева: несмотря на ремонт мотора в пустыне после течи антифриза, на следующем же участке он показал «руку дружбы» — и поршни буквально погрызло. Все закончилось полной переборкой (благо деталей хватило) и потерей дня, после чего экипаж Николаева стал «джокером», доехав до финиша уже вне зачета.
Но слаженная работа и командная тактика сделали свое дело: Андрей Каргинов и его ведомый Антон Шибалов заняли первые два места в классе грузовиков, опередив Вязовича на два часа с небольшим, а Дмитрий Сотников стал четвертым. При этом стоит отметить преимущество «автомата» в песках, которым отныне оснащены все гоночные КАМАЗы: он позволяет не переключаться и не терять из-за этого время.
А вот чех Мартин Мачик на «зубастом» IVECO из команды Big Shock Racing жаловался и на отсутствие «автомата», и на проблемы с шинами Michelin: за три этапа пришлось выбросить шесть покрышек, разодранных о камни! Камазовцы удивлялись: им камни тоже доставляли проблемы, но с их шинами Goodyear таких проблем все же не было.
Шестое место (а также 15-е и 16-е) заняли голландцы на спонсорских IVECO: похоже, после того как де Рой сменил пилотское кресло на тренерское, в этой команде «настоящих буйных мало» — и первые места ей уже не светят, несмотря на серьезную помощь самих ивековцев.
Алеш Лопрайс на своей капотной Праге стал седьмым с отставанием от лидера на пять часов: видимо, сказалось и серьезное застревание в песках на одном из участков, и отсутствие других экипажей в команде.
Наконец, чешская команда Buggyra на Татре — та, что подготовила мотор для Вязовича, — заняла одиннадцатое место. «Наши моторы хороши, но дело не только в них», — вздыхали чехи, аккуратно комментируя свои результаты.
Ну а торжественный подиум в этом году выглядел прекрасно, поскольку на нем развевались сразу два флага, российский и белорусский. Всегда бы так!