Ле-Ман невероятный: разбор полетов по итогам французского детектива
Драма, боевик, детектив — ход борьбы в нынешнем 24-часовом марафоне был будто снят по сценарию комикса про Мишеля Вальяна, а главную роль в нем чуть было не сыграла команда Джеки Чана. Злопыхатели после гонки сразу же принялись на чем свет стоит клеймить гибридные силовые установки: мол, из пяти заводских машин класса LMP1 до финиша без поломок не добралась ни одна! На самом деле именно гибридная составляющая подвела всего лишь две машины. И одна из них все-таки выиграла Ле-Ман!
Старт суточного марафона. Впереди у будущих победителей — 367 кругов по 13,629 километра каждый
Больше всего проблем заводчанам давно доставляет передний мотор-генератор. У Audi (уже, к сожалению, в прошлом) и Porsche — это единственный узел кинетической рекуперации. А у прототипа Toyota через него проходит больше энергии, чем через аналогичный узел на заднем мосту. И ломался этот передний электромотор-генератор у всех трех производителей не раз. Вот и теперь, когда эффективность силовой установки вновь потребовалось поднять, вышли из строя узлы на одном из заводских прототипов каждой марки. Сначала резко замедлилась «двойка» Porsche 919. На ремонт ушло чуть более часа — машина вернулась на трассу лишь на 56-й позиции, и о существовании этого экипажа многие забыли надолго. Ведь того, что творилось затем на трассе, хватило бы не на один сборник комиксов о похождениях бравого гонщика Мишеля Вальяна.
Не успели болельщики Тойоты прикинуть шансы своих трех экипажей в борьбе с одним, проигрывающим по темпу соперником, как началось нечто невероятное. Для начала проявились признаки недомогания у «восьмерки»: из передней части машины то и дело показывался дымок. Управлявший автомобилем Себастьен Буэми сообщил команде, что техника ведет себя странно. А на следующем пит-стопе из-под носового обтекателя дым повалил так сильно, что механикам пришлось схватиться за огнетушители. Прототип тут же закатили в гараж. Там потребовалась замена не только переднего электромотора, но и батареи аккумуляторов, для чего переднюю часть болида разобрали почти полностью. В итоге ремонт отнял без малого два часа, и до финиша экипаж Буэми успел подняться только до девятого места в абсолюте. Это была единственная для Тойоты по-настоящему «гибридная» проблема. Впрочем, легче от этого президенту марки Акио Тойоде, наблюдавшему за гонкой из гаража команды, не стало.
Чуть только стрелка часов перевалила за полночь, как в гравийной ловушке оказался один из автомобилей Ford класса GTE. В многочисленные отверстия аэродинамически хитрого кузова набралось много гравия, и, выбравшись обратно на трассу, машина начала щедро им посыпать траекторию. Дирекция гонки не стала вводить режим «медленных зон», где ограничивается скорость движения, а выпустила автомобили безопасности, чтобы поделить пелотон на три компактные группы и спрессовать его. Так у работников трассы появилось больше времени, чтобы очистить дорожное полотно.
Ничто не предвещало беды: рутинные пит-стопы, после которых машины выстраиваются на выезде с пит-лейна и дожидаются зеленого сигнала светофора. На сей раз первым на выезде стоял прототип Toyota, за рулем которого находился автор нового рекорда круга в Ле-Мане Камуи Кобаяси. И тут произошел эпизод, по своей невероятности перекрывающий прошлогоднее «I have no power» на последнем круге. Перед машиной вдруг возник человек в комбинезоне и шлеме расцветки, схожей с маршальской униформой — этот момент есть в нашем видеообзоре ле-мановских событий. Как потом признался Винсан Капилэр (гонщик команды Algarve Pro Racing, гаражи которой находились аккурат на выезде из зоны обслуживания), он просто хотел подбодрить лидера и показал ему большой палец. Кобаяси, не разглядев в потемках, кто ему сигналит, принял это за указание от маршала о начале движения: у пилотов всегда приоритет жестов от судей над показаниями светофора. С капитанского мостика, где мгновенно заподозрили неладное, тут же поступило указание остановиться, что гонщик и сделал. Не беда? Как бы не так!
На TS050, как и на всех предшественниках этого гибрида, старт осуществляется только за счет электромоторов — и только по достижении 60 км/ч включается двигатель внутреннего сгорания. Первоначально такая схема была чуть ли не обязательной для всех гибридов, но в итоге этот вариант остался лишь у японцев. Так в Тойоте экономят вес на сцеплении: оно просто не рассчитано на передачу крутящего момента при трогании с места, когда нагрузки на узел гораздо выше, чем при переключении передач. Так или иначе, после своих злоключений и трех троганий подряд Кобаяси попросту сжег сцепление! Только выяснилось это не сразу: за автомобилем безопасности Toyota TS050 может ехать и на первой передаче. А вот на рестарте сразу стало понятно, что дела плохи: переключиться на вторую Кобаяси так и не смог. Японец попробовал было добраться до боксов на электротяге, но запаса батарей не хватило, и машину пришлось припарковать за рельсом безопасности…
Проблемы у гибридов привели к тому, что на подиуме в общем зачете оказалось аж два экипажа из класса LMP2!
В бою оставалась третья, «запасная» Тойота с не самым быстрым экипажем: компанию некогда изгнанному за аварию Николя Лапьеру составил чемпион WTCC Хосе Мариа Лопес и победитель японской серии Super Formula Юдзи Кунимото. Как потом окажется, у них, несмотря на отставание от лидировавшей на тот момент машины Porsche, был реальный шанс на победу, но и тут японцам не повезло. Буквально через 20 минут после схода Кобаяси в корму TS050 влетел прототип Oreca 07 команды Manor. На торможении гонщик младшего класса просто не учел, что гибриды начинают замедляться раньше из-за режима lift-and-coast (движения накатом для экономии топлива)! Несмотря на предупреждения об этом перед стартом, некоторые пилоты так и не уяснили для себя, что означает мигание фонарей на корме LMP1. В общем, не успел Лапьер обогнать Manor, как тут же получил от соперника сильнейший удар!
И все равно у Тойоты оставался небольшой шанс спасти ситуацию: Oreca «удачно» торпедировала корму, повредив только колеса и быстросъемные элементы кузова. Однако Лапьер слишком спешил к механикам: левая задняя шина просто разворотила маслорадиатор КПП и часть системы охлаждения двигателя, из-за чего добраться до гаража у Николя так и не получилось. Агония продолжалась долго: прототип остановился недалеко от боксов, простоял некоторое время — и вдруг снова дернулся было по направлению к заветной цели, вдохнув последнюю надежду в засуетившихся механиков. Но не тут-то было: батарея системы рекуперации оказалась опустошена. Да и доберись Лапьер до пит-лейна, повреждения, нанесенные лохмотьями шины, были бы слишком серьезными для быстрого ремонта.
Николя Лапьер покидает торпедированную «девятку»
Вообще, история заводской команды Toyota в Ле-Мане — это феномен совершенно невероятного невезения. В 1985-м самый первый заводской прототип сошел из-за проблем со сцеплением, но второй все-таки добрался до финиша. В 1992 году модель TS010 закончила гонку второй. Спустя два сезона «придворная» команда SARD с машиной 94C-V уверенно шла к победе, но на финишном отрезке ее подвела коробка передач. В 1999-м Юкио Катаяма на прототипе GT-One нагонял лидера и по всем прикидкам его опередил бы, если бы не взрыв шины на прямой Унодьер. Тогда японец чудом удержал автомобиль от контакта с отбойником, довел его до гаража, но, конечно, потерял слишком много времени на это — еще одна победа была упущена. В 2013 году TS030 привез гонщиков на второе место, а прошлогодние события в особом напоминании не нуждаются.
Все эти невероятные стечения обстоятельств оставили в лидерах «единичку» Porsche с колоссальным преимуществом перед ближайшим конкурентом. В очередной раз в гонке появился экипаж, который «уж точно доведет дело до победного финиша». Но и тут свое слово сказала надежность, которая страдает от повышенных требований к эффективности силовых установок. Например, системе смазки отчасти приходится справляться еще и с ролью системы охлаждения. Проблемы с утечкой масла были по ходу тестов и у Porsche, и у их соперников. Но в гонке критическое падение давления случилось именно у лидировавшей «единички».
В итоге победа досталась «позабытым» было Брендону Хартли, Эрлу Бамберу и Тимо Бернхарду из экипажа «двойки». Примечательно, что двойного успеха Новая Зеландия в Ле-Мане последний раз добивалась с Брюсом Маклареном и Крисом Эймоном в 1966 году. А сами Хартли и Бамбер еще и лучшие друзья, так как росли в одном городе. Серебро в топовой категории досталось экипажу Тойоты в составе Себастьена Буэми, Кадзуки Накадзимы и Энтони Дэвидсона — правда, в личный зачет чемпионата мира они получили очки только за восьмое место, пропустив вперед немало прототипов категории LMP2.
В английском есть выражение «прогулка в парке» — «какое-то легкое задание». «Двойке» Porsche под утро нужно было просто идти в своем ритме, чтобы вожделенная победа сама упала ее экипажу в руки
В младшем классе тоже хватало проблем с техникой, и порой это вынуждало участников идти на хитрости и обход правил. Финишировавших третьими в общем зачете представителей команды Rebellion в итоге дисквалифицировали. Французы, намучившись со стартером (этот стандартный для категории узел выходил из строя не только у них), додумались проделать отверстие в капоте, чтобы каждый раз не снимать его, когда надо хорошенько двинуть по стартеру, — именно так заводили машину. Само собой, любая модификация стандартного кузова недопустима, так что команду в любом случае ждало наказание. А когда после финиша в закрытом парке одного из сотрудников поймали на попытке «заметать следы», коллектив и вовсе лишился за это результата.
Просто кино какое-то! В свете этого уже не так удивительно¸ что за полтора часа до финиша в общем зачете лидировал экипаж команды, спонсируемой самим Джеки Чаном! А секрет успеха оказался очень прост: нужно просто чуть-чуть удачи, чтобы избежать неприятностей с техникой и спокойно идти в своем темпе. В итоге экипаж Porsche все-таки догнал беглеца, но и второе место в общем зачете — это огромный успех для частников.
Ни Джеки Чану, ни команде Jota Sport, которая обеспечивает техническую поддержку его гоночному проекту, не привыкать купаться в лучах славы. Досадно то, что в прошлом году эту самую поддержку англичане предоставляли российскому коллективу G-Drive Racing
Просто избежать неприятностей — то, чего как раз не хватило нашим гонщикам в LMP2. А начиналось все очень здорово: Роман Русинов и Виталий Петров уходили в бой с первой линии в классе! Однако для команды G-Drive Racing все сразу же пошло наперекосяк из-за технической неполадки на стартовой прямой. В попытке отыграть потерянные позиции Роман атаковал в любом удобном месте, и, к сожалению, в самой ходовой связке Porsche не поделил дорогу с представителем медленного класса GTE-Am. За опасный маневр Русинов получил от организаторов чемпионата мира трехминутный штраф, который придется отбыть на следующем этапе. После аварии черно-оранжевый прототип доковылял было до гаражей, но там механики выяснили, что у машины поврежден монокок.
У Виталия Петрова дела до поры до времени шли куда лучше: экипаж команды Manor уверенно двигался в группе лидеров и вполне мог побороться за победу в LMP2. Однако это именно напарник Виталия, Симон Труммер, не рассчитал скорость сближения с Тойотой Николя Лапьера и торпедировал его прототип.
Виталий Петров блестяще квалифицировался и проводил свои смены, но ошибка Симона Труммера свела все его усилия на нет
Полностью российское трио, состоявшее из Михаила Алешина, Виктора Шайтара и новичка Ле-Мана Сергея Сироткина, шло в очень хорошем темпе, когда позволяла техника — итальянское шасси Dallara P217. Долгое время именно гонщики SMP Racing были «лучшими из остальных» в классе, начисто отданном на откуп фирме Oreca и ее непобедимым прототипам модели 07. Однако ближе к середине дистанции начала сказываться сырость конструкции «итальянки»: более двух часов машина россиян потеряла на ремонте.
Скорость есть, надежности пока нет. Команда SMP Racing предпочла не распространяться на тему, что именно задерживало машину в гараже. Просто «некоторые технические неисправности»
Победителями заезда в LMP2 стали бывший заводчанин Audi Оливер Джарвис, дебютант Ле-Мана Тома Лоран и Хо-Пин Тун. Это первая победа китайской команды во французском марафоне. После дисквалификации команды Rebellion вторую позицию занял второй экипаж коллектива Jackie Chan DC Racing в составе хозяина команды Дэвида Ченга, Тристана Гомменди и Алекса Брандла. Третье место перешло к прошлогодним победителям из коллектива Alpine, в этом Ле-Мане его представляли Нельсон Пансьятичи, Пьер Раг и Андре Негран.
Зачет GTE-Pro держал зрителей в напряжении до последних метров дистанции. Вообще, защитники «баланса сил» после этой гонки получили отличный повод убедиться в собственной правоте: все пять марок шли в одном круге до самого финиша! Правда, фанатов у «баланса» среди участников не так уж много. Даже частники говорят о том, что все усилия по тщательной настройке машины могут пройти даром, так как соперники по воле судей просто воспользуются более выгодным гандикапом. Что уж говорить про заводчан, которым вовсе не обязательно стремиться к постройке самой быстрой машины: всегда есть «баланс», который ликвидирует преимущество.
На финише многие отметили поразительное сходство раскладов борьбы с историями десятилетней давности, когда в классе GT1 сражались команды Aston Martin и Corvette (роль экзотического купе Saleen исполнил на сей раз не менее экстравагантный Ford), а GT2 представляли Porsche и Ferrari. Но это только на финишe: до этого момента все пять марок весьма активно менялись местами в борьбе за лидерство. Ход марафона просто отсортировал по одному лучшему экипажу от каждого производителя на последний отрезок пути.
Гонка в GTE-Pro прошла в американском стиле. Долгое время все шли плотным строем, а победитель определился буквально на последнем круге!
Победу разыграли англичане и американцы, а все шло к тому, что Corvette возьмет реванш за прошлогоднюю неудачу. Однако на предпоследнем круге гонщик Aston Martin Джонни Адам предпринял многоходовую комбинацию против Джордана Тейлора, и на выходе из поворота две машины оказались бок о бок. Произошел даже контакт, который мог послужить причиной медленного прокола на Корветте. Перед одной из шикан Тейлор не смог вовремя замедлиться и пропахал по гравию, где окончательно приговорил шину. Второго приглашения Адам ждать не стал и без труда пронесся мимо охромевшего желтого «трактора», как зовут американское купе фанаты. Опередить соотечественников удалось и одному из экипажей команды Ford. А вот в Porsche нагнать третье место не успели, так как из-за просчета со стратегией лучший из экипажей немецкой марки был вынужден отправиться на дозаправку буквально на последних минутах заезда.
Лебединая песня купе Vantage, которое, по идее, должно быть заменено новой моделью в следующем году, если марка Aston Martin надумает продолжить участие в чемпионате
Предстартовые фавориты из Ferrari не оправдали надежд, нахватав штрафов, что в таком плотном сражении предопределило проигрыш. К тому же наиболее быстрый экипаж угодил в аварию с Астоном частной категории. А до старта именно в Ferrari англичан конкурентами и не считали: мол, подопечные Дэвида Ричардса всегда слишком усердствуют в квалификации, а на марафон им просто не хватает шин. На этот раз час гонки сменял другой, а Vantage как шел в группе лидеров, не сбавляя темпа, так и оставался там без каких-либо признаков повышенного износа протектора.
Победу, которая вполне может стать последней для старичка Астона, добыли опытнейший Даррен Тернер, тест-пилот марки Джонни Адам и новичок Даниэль Серра. Второе место на последнем круге успели выхватить представители Ford Chip Ganassi Team UK Гарри Тинкнелл, Энди Приоль и Пипо Дерани. Шедшие на победу Ян Магнуссен, Антонио Гарсиа и Джордан Тейлор были вынуждены довольствоваться бронзой.
А вот в любительской категории Aston Martin не обошелся без проблем: в GTE-Am ее экипаж потерял уйму времени из-за взрыва покрышки. Ошметки протектора буквально разворотили переднюю часть машины, и о продолжении борьбы за победу можно было забыть. Оставшись без единственного сильного конкурента, гонщики Ferrari устроили междусобойчик, победителем которого стал экипаж команды JMW: Уилл Стивенс, Дрис Вантор и Роб Смит. Примечательно, что Дрис Вантор стал не только одним из самых молодых победителей Ле-Мана, но и сделал это раньше своего старшего брата Лоренса, заводчанина Porsche. Кроме того, нужно отметить неожиданно чистый пилотаж молодого бельгийца: ранее он отличался излишней горячностью, которая не раз приводила к авариям.
Класс GTE-Am был отдан на откуп Ferrari, а успех отпраздновали завсегдатаи Ле-Мана из команды JMW
Таким был этот невероятный Ле-Ман. В следующем году многое будет иначе. В LMP1 поедет как минимум восемь частных прототипов вдобавок к заводским машинам, и представителям младшего класса будет куда труднее пробраться настолько высоко. В GTE-Pro будет еще больше техники: в Ле-Ман возвращается BMW со своим новым купе восьмой серии. Любители из GTE-Am получат в свое распоряжение нынешние Форды и Porsche, что разнообразит ход борьбы. Однако просто невозможно себе представить, что марафон 2018 года сможет затмить издание нынешнего сезона. Такие гонки выпадают реже, чем раз в десятилетие. А уж нынешний, 85-й по счету марафон на кольце Ля-Сарт заставил многих повторять настоящий девиз: «Не вы побеждаете в Ле-Мане. Это Ле-Ман выбирает, кто выиграет».
Чемпионат FIA WEC
Положение после трех этапов
Личный зачет в классе LMP
Место | Гонщик | Страна | Автомобиль | Очки |
---|---|---|---|---|
1 | Тимо Бернхард | Германия | Porsche 919 Hybrid | 83 |
1 | Эрл Бамбер | Новая Зеландия | Porsche 919 Hybrid | 83 |
1 | Брендон Хартли | Новая Зеландия | Porsche 919 Hybrid | 83 |
2 | Энтони Дэвидсон | Великобритания | Toyota TS050 | 66 |
2 | Себастьен Буэми | Швейцария | Toyota TS050 | 66 |
2 | Кадзуки Накадзима | Япония | Toyota TS050 | 66 |
3 | Оливер Джарвис | Великобритания | Oreca 07 Gibson | 50 |
3 | Хо-Пин Тун | Китай | Oreca 07 Gibson | 50 |
3 | Тома Лоран | Франция | Oreca 07 Gibson | 50 |
… | ||||
15 | Роман Русинов | Россия | Oreca 07 Gibson | 10 |
Зачет марок в классе LMP1
Место | Марка | Страна | Очки | |
---|---|---|---|---|
1 | Porsche | Германия | 111 | |
2 | Toyota | Япония | 78,5 |
Личный зачет в классе GTE
Место | Гонщик | Страна | Автомобиль | Очки |
---|---|---|---|---|
1 | Эндри Приоль | Великобритания | Ford GT | 74 |
1 | Гарри Тинкнелл | Великобритания | Ford GT | 74 |
1 | Пипо Дерани | Бразилия | Ford GT | 74 |
2 | Даррен Тернер | Великобритания | Aston Martin Vantage | 63 |
2 | Джонни Адам | Великобритания | Aston Martin Vantage | 63 |
2 | Даниэль Серра | Бразилия | Aston Martin Vantage | 63 |
3 | Давиде Ригон | Италия | Ferrari 488 GTE | 60 |
3 | Сэм Берд | Великобритания | Ferrari 488 GTE | 60 |
Зачет марок в классе GTE
Место | Марка | Страна-заявитель | Очки | |
---|---|---|---|---|
1 | Ford | США | 117 | |
2 | Ferrari | Италия | 108 | |
3 | Aston Martin | Великобритания | 95 | |
4 | Porsche | Германия | 72 |