Шок в Ле-Мане: фиаско Тойоты на последних минутах и неожиданная победа Porsche

Фото: FIA WEC

На 13-километровом кольце Сартэ отгремели баталии самого известного суточного марафона планеты — Ле-Мана. На удивление, практически вся гонка прошла посуху — дождь сопровождал лишь первый час марафона, и именно из-за него старт дали под сейфети-каром. Кстати, стартовым флагом — роль которого в Ле-Мане традиционно выполняет французский стяг — гонку запустил не кто иной, как Брэд Питт!

С двух первых позиций в гонку ушли прототипы Porsche 919 Hybrid. Тойоты оккупировали второй ряд стартового поля, а Audi – третий

Автомобиль безопасности водил участников по трассе без малого час — пока асфальт не просох практически полностью. А после того, как сейфети-кар покинул трассу, в борьбе за лидерство сошлись два экипажа — тойотовцы Стефан Сарразен, Майк Конвей и Камуи Кобаяши, и представители Porsche Тимо Бернхардт, Брендон Хартли и Марк Уэббер. Гонщики Porsche под номером «1» вроде бы имели некоторый перевес, но ночью их машина начала перегреваться — и на ремонт ушло семь кругов.

И уж совсем непривычно было видеть болиды Audi на долгих ремонтах. Экипаж Фесслер-Лоттерер-Трелюе потерял всякую возможность вмешаться в борьбу за подиум уже на втором часу, когда пришлось менять турбину. Продолжились проблемы и в дальнейшем: обе Audi подолгу стояли в боксах, где им что-то ремонтировали в передней части — или электромотор, или батарейный блок.

Прототипы Audi R18 образца 2016 года не порадовали в главной гонке сезона ни скоростью, ни надежностью

Ночью лидерство с небольшим перевесом перешло в руки тойотовского экипажа под номером «6». Ну а их партнеры на «пятой» машине — Энтони Дэвидсон, Себастьен Буэми и Казуки Накадзима — также вовсю рубились за призовую позицию с пилотами Porsche под номером «2» (Ромен Дюма, Нил Яни, Марк Либ). Когда утром Дэвидсон смог опередить Яни, и стал отрываться от него, стало понятно — победа Тойоты в марафоне более, чем возможна! Одной из главных причин было даже не столько преимущество «японцев» в скорости, сколько то, что Тойоты могли постоянно проезжать по 14 кругов между пит-стопами против 13 у Porsche.

Ле-Ман хорош в любую погоду!

Последний отрезок в лидирующем тойотовском экипаже предстояло проехать Казуки Накадзиме. Отрыв от Porsche 919 Hybrid Нила Яни был весьма заметным, и когда его Toyota, не торопясь, пересекла старт-финишную линию, чтобы уйти на последний круг, могло показаться, что японец сбросился, чтобы поприветствовать свой коллектив. Но машина под номером «5» безжизненно застыла у командного мостика – оказывается, на болиде резко пропала тяга... В итоге Накадзима все-таки проехал последний круг, но это заняло столько времени, что он не уложился в предписанные 15 минут — и в итоге не был классифицирован в гонке! А победа самым внезапным образом упала в руки гонщиков Porsche — Нила Яни, Ромена Дюма и Марка Либа.

Победители гонки в классе LMP1: Нил Яни, Марк Либ и Ромен Дюма

Слабым утешением для тойотовцев стало «серебро» Стефана Сарразена, Майка Конвея и Камуи Кобаяси. «Бронза» досталась гонщикам Audi Лукасу ди Грасси, Лойку Дювалю и Оливеру Джарвису: а ведь еще за пять минут до финиша они и не надеялись на призы, завершая марафон с отставанием в 12 кругов от лидера!

Этот Ле-Ман почти наверяка запомнится для Энтони Дэвидсона, Себастьена Буэми и Казуки Накадзимы как главное разочарование в их гоночной карьере

В младшем классе LMP2, в котором за рулем прототипов сражаются «частники», а не заводские команды, с поул-позиции стартовал экипаж российской команды G-Drive Racing: заводской гонщик Audi Рене Раст, наш Роман Русинов и экс-пилот Формулы-1 Уилл Стивенс.

Гонку они начали на дождевой резине. Лишней перестраховкой это никак не назвать — с небес в момент старта вовсю поливало. Но на их позиции решение сказалось не лучшим образом: сейфети-кар водил пелотон так долго, что трасса высохла — и экипажу G-Drive Racing пришлось заезжать на пит-стоп для установки «промежуточных» покрышек.

Те из конкурентов, кто с самого начала обул промежуточные шины, оказались в выигрыше. А вскоре после того, как Рене Расту сменяли промежуточные шины на слики, последовал прокол. Из-за этого вся гонка превратилась для нашего экипажа в попытку наверстать упущенное. Гонщики были быстры, но их борьбе явно не способствовали штрафы. Дважды машина под номером «26» оказывалась на пит-лейне, чтобы отбыть наказание: один раз за не заглушенный во время заправки мотор, второй — за превышение скорости в «слоу-зоне».

К утру Русинов с коллегами уступали лидеру около круга и пытались наверстать упущенное. В свою последнюю смену Русинов пытался дотянуть до финиша без лишней дозаправки, чтобы сэкономить время — но в итоге москвич был все-таки вынужден заехать на пит-лейн. В итоге пилоты G-Drive Racing привели прототип Oreca 05 Nissan к финишу на втором месте. Достойный результат, но Русинов был ему не очень-то рад: ведь в этот раз у экипажа были все составляющие для победы...

А первыми финишную черту пересекли гонщики команды Signatech — Николя Лапьер, Стефан Ришельми, Густаво Менезес. Они выступали на ярко-синем прототипе легендарной французской марки Alpine. Который, впрочем, является... просто переименованной машиной Oreca 05.

Болид триумфаторов суточного марафона в классе LMP2 – Николя Лапьера, Стефана Ришельми и Густаво Менезеса

Самой большой неожиданностью это гонки в классе LMP2, безусловно, является «бронза» еще одного российского экипажа — Виталия Петрова, Виктора Шайтара и Кирилла Ладыгина, защищающих цвета «конюшни» SMP Racing. Прототип BR01 заметно уступал по времени круга болидам Oreca и Ligier — но наши ребята не попадали ни в какие неприятности, и закончили гонку в четырех кругах вслед за победителями.

Российский прототип BR01 Nissan проектировался с прицелом на Ле-Ман – и в целом, оправдал возложенные на него надежды!

В классе GTE-Pro все ожидаемо закончилось триумфом Форда: гонщики на «карбоновом» купе Ford GT заняли два из трех мест на подиуме. Дирк Мюллер, Джои Хенд и Себастьен Бурдэ одержали победу, а их коллеги Скотт Диксон, Райан Бриско и Ричард Вестбрук заняли третье место. Впрочем, полного доминирования все-таки не случилось: лидерство более чем убедительно оспаривал экипаж команды Risi Competizioni на Ferrari 488 GTE — Джанкарло Физикелла, Тони Виландер и Маттео Малучелли, в итоге занявшие второе место. Ну а сразу после победы Форда представители Ferrari, Porsche и Chevrolet подали протест на их машины, которые по ходу гонки перекрыли показатели, предписанные их «окном характеристик».

Не окажется ли победа Форда в Ле-Мане пирровой?

Сравнивать скорость гонщиков из любительской категории Pro-Am с их профессиональными коллегами в этом году было совсем некорректно. По правилам в этом классе положено использовать автомобили прошлогоднего образца, а после перехода на новый технический регламент разница между автомобилями 2016 и 2015 года стала слишком большой. Победители в классе GTE Am — американцы Уильям Суидлер, Таунсенд Белл и Джеффри Сигал — привели свой Ferrari 458 к финишу на 26-м месте «абсолюта», с отставанием в девять кругов от победителей в GTE Pro.

Турбированная Ferrari 488 Джанкарло Физикеллы, Тони Виландера и Маттео Малучелли с честью выдержала самое серьезное испытание сезона

24-часовой марафон в Ле-Мане — безусловно, главный старт сезона в гонках спорткаров. Но в чемпионате FIA WEC, частью которого является французская гонка, впереди еще шесть этапов. Ближайший из них состоится через месяц на Нюрбургринге.

«24 часа Ле-Мана » — 2016
Итоговые результаты гонки

Место Экипаж Страна Автомобиль Класс Результат
1 Р.Дюма/Н.Яни/М.Либ Франция/Швейцария/Германия Porsche 919 Hybrid LMP1 384 круга
2 С.Сарразен/М.Конвей/К.Кобаяши Франция/Великобритания/Япония Toyota TS050 Hybrid LMP1 +3 круга
3 Л. ди Грасси/Л.Дюваль/О.Джарвис Бразилия/Франция/Великобритания Audi R18 LMP1 +12 кругов
4 М.Фесслер/А.Лоттерер/Б.Трелюе Швейцария/Германия/Франция Audi R18 LMP1 +17 кругов
5 Г.Менезес/Н.Лапьер/С.Ришельми США/Франция/Монако Alpine A460 Nissan LMP2 +27 кругов
6 Р.Русинов/У.Стивенс/Р.Раст Россия/Великобритания/Германия Oreca 05 Nissan LMP2 +27 кругов
7 В.Петров/В.Шайтар/В.Ладыгин Россия BR 01 Nissan LMP2 +31 круг
8 Н.Левентис/Д.Уоттс/Дж.Кейн Великобритания Gibson 015S Nissan LMP2 +33 круга
9 Дж.Пу/Т.Гомменди/Н.-П. Де Бруийн Китай/Франция/Нидерланды Oreca 05 Nissan LMP2 +36 кругов
10 М.Рохас/Ж.Каналь/Н.Бертон Мексика/Франция/Франция Ligier JS P2 Nissan LMP2 +36 кругов
...18 Дж.Хенд/Д.Мюллер/С.Бурдэ США/Германия/Канада Ford GT LM GTE Pro +44 круга
...26 У.Суидлер/Т.Белл/Дж.Сигал США Ferrari 458 LM GTE Am +53 круга

Рекомендованные статьи