Драма, детектив, комедия… Все это – о прошедшем 24-часовом марафоне в Дайтоне!

Фото: IMSA | команды-участницы

Полноценный сезон кольцевых гонок, как обычно, стартовал марафоном в Дайтоне. С недавних пор конкуренцию ему пытается составить суточный заезд в Дубае, однако гонки посреди песков по-прежнему остаются азартным приключением для сотен непрофессиональных спортсменов. Во Флориде все иначе. В трех из четырех классов едут заводские гонщики, а особой остроты в этом году добавил тот факт, что именно на этот заезд приходилось сразу несколько вех: это была последняя Дайтона для одноименных архаичных прототипов и первая – для обновленного ле-мановского класса GTE, который в Штатах именуется GTLM. Кроме того, эта Дайтона была, можно сказать, с русским акцентом – впервые представительство наших гонщиков было столь сильным.

Жаль, что всю удачу российские спортсмены израсходовали уже во время скоротечных квалификационных заездов. Именно тогда Михаил Алешин, который проведет новый сезон в Индикаре, открыл новую страницу в истории отечественного автоспорта. Под проливным дождем он сражался на российском прототипе BR01 с бразильцами Пипо Дерани и Освальду Негри за поул-позицию – и выиграл! Конечно, контрольные заезды в тяжелых погодных условиях – та еще рулетка, но это вовсе не отменяет тот факт, что наши гонщики весьма сильно едут под дождем. И это на «дубовых» шинах Continental, которые обязаны использовать все прототипы в чемпионате IMSA Sportscar Championship…

Российский прототип BR01 произвел настоящий фурор в квалификации

Долгое время «24 часа Дайтоны» входили в зачет первенства Гранд-Ам, организаторами которого являлись функционеры НАСКАРа. Отсюда и тяга к простым конструкциям, которыми являются машины класса Daytona Prototype. Это, буквально, привет из 80-х: пространственная трубчатая рама и огромный V8 под капотом. Для такой техники Дайтона – буквально дом родной. Причем, наиболее близки самому духу местных гонок прототипы с пятилитровыми атмосферными двигателями Chevrolet – именно их причисляли к основным фаворитам марафона. А вот «еретик» Чип Гэнасси, с подачи спортивного отделения Ford эксплуатировавший 3,5-литровый турбомотор, – представитель, скорее, европейской или, как минимум, более продвинутой в технологическом плане школы. У него в распоряжении и невероятный аэродинамический туннель, и хитроумные стратеги, которые не раз выручали в драматичных развязках захватывающих гонок.

Ход марафона в Дайтоне кардинально отличается от того же Ле-Мана: в лучших традициях гонок по треку большая часть заезда являет собой лишь подготовку к финальному спринту. По ходу 22-23 часов главное – удержаться в круге с лидером, чему способствуют многочисленные периоды нейтрализации гонки (full course caution), когда пелотон прессуется, а круговые могут нагнать лидеров. Отсюда и невероятные результаты, когда за полчаса до финиша во главе пелотона находятся 5-6 машин в одном круге, а лидеров в классе на финишной черте разделяет 0,034 секунды, как в этом году в зачете GTLM.

Михаил Алешин ведет за собой пелотон на старте заезда. Обратите внимание на пустые трибуны. Через несколько недель на них негде будет яблоку упасть – наскаровские «500 миль Дайтоны» здесь несравнимо популярнее

Многочисленные желтые флаги – притча во языцех для всех гонок, подконтрольных НАСКАРу. Уже не первый год фанаты, которым, казалось бы, должно быть веселее от того, что пелотон нещадно прессуют по поводу и без, ропщут на излишнее вмешательство в ход заездов. Но и этого организаторам кажется мало! В одном из дивизионов гонок сток-каров в этом году дебютирует абсурдное правило «20 минут»: после зеленого флага или рестарта начинает идти обратный отсчет, и если за 20 минут не происходит аварии, желтый флаг все равно вывешивают, чтобы собрать пелотон вместе!

В чемпионате IMSA до такого еще не додумались, но к появлению желтых флагов все равно есть вопросы. Во-первых, сотрудники трассы слишком медленно производят эвакуацию разбитой техники. Ранее на этапах American Le Mans Series (ALMS) дежурила специальная бригада, которая служила образцом оперативности. После же объединения с Гранд-Амом от ее услуг отказались, и на гонках работают местные, не всегда расторопные, сотрудники. Во-вторых, порой в самые ответственные моменты даже желтые флаги не уберегают пилотов от опасности. В 2014 году авария Мемо Гидли, который на разгоне влетел в корму остановившейся машины, лишь чудом не закончилась трагически. На сей раз аналогичное происшествие вывело из строя уникальный прототип DeltaWing, который до этого ехал очень резво, всерьез претендуя на первое место.

Своеобразный прототип DeltaWing в Дайтоне нес патриотическую ливрею, которая, впрочем, указывает и на то, что спонсоров у проекта совсем не осталось

Прототипы LMP2 – напоминание о временах ALMS и указание на то, что при составлении технических регламентов чиновники IMSA все еще ориентируются на Ле-Ман. Правда, с 2017 года разница между унифицированным европейским классом и местным LMP2 (DPi), в котором разрешат устанавливать моторы разных марок, существенно увеличится. Даже сейчас сенсационно, по мнению американских экспертов, выигравший в Дайтоне прототип Ligier JS P2 отличается от того, что будет затем ездить по этапам чемпионата мира FIA WEC. Для уравнивания шансов с болидами DP «европейцам» было разрешено использовать во Флориде воздушные рестрикторы с чуть большим диаметром, чтобы поднять мощность. Судя по всему, в этом и крылась причина неважного темпа того же прототипа BR01 на сухом асфальте. Турбомоторы HPD, стоявшие на победоносных Ligier местных команд, заточены под специфику IMSA, а вот атмосферник Nissan на российском прототипе явно не был в восторге от увеличенных рестрикторов – после квалификации силовой агрегат, доселе особо не подводивший, пришлось менять. Но в чемпионате мира расклад совсем иной – не зря же победители Дайтоны из команды ESM перед выступлением в FIA WEC будут переходить на такой же Nissan.

Впрочем, конкурентоспособность команды Extreme Speed Motorsport объясняется не только наличием подходящего двигателя. С этого сезона за техническую подготовку отвечает коллектив Oak, конструкторское бюро которого, собственно, и разработало прототип Ligier JS P2. Именно Oak ранее сотрудничал с командой G-Drive и помог Роману Русинову и его товарищам стать победителями в классе LMP2 в первенстве мира. Теперь же вместе с французами в ESM пришел и талантливый бразилец Пипо Дерани, внесший существенный вклад в итоговый триумф команды. Без него американцы Скотт Шарп, Эд Браун и Йоханнес ван Овербек вряд ли могли бы рассчитывать на успех, так как соперники на машинах DP были очень быстры.

В любительском зачете Prototype Challenge, где соревнуются на одинаковых машинах Oreca FLM09 с 6,2-литровыми моторами Chevrolet V8, победил экипаж, в котором выступал эмигрант из России Михаил Гойхберг, ныне живущий в Канаде

Конечно, местные прототипы уже не смогли «неожиданно» поразить всех темпом в гонке, так как с этого года для «баланса сил» спортивные чиновники используют более совершенную аппаратуру (ранее никто особо не следил за тем, в полную ли силу едут участники на тренировках). Однако и на этот раз американцы, утробно гремя пятилитровыми двигателями V8, готовы были раскатать на виражах гостей. Все в итоге решила надежность, которая в кои-то веки сыграла против местных. Особенно чувствительный удар пришелся по фаворитам, команде Action Express – ее подкосили поломки ступичных подшипников на нагруженном заднем правом колесе. Сначала с лидирующей позиции в гараж укатил один прототип, а ближе к финишу – и второй. Для последнего это было вдвойне обидно, так как на протяжении двух лет экипаж №5 финишировал во всех гонках, не проигрывая победителям ни круга.

Упавшее знамя DP подхватили было гонщики команды Уэйна Тейлора, но и тут подвела техника: из пробитой выхлопной системы газы начали собираться в салоне. Когда-то нечто подобное приключилось на этапе чемпионата СССР – тогда претендент на титул, легендарный Сергей Дадвани, «надышался» и потерял контроль над машиной, влетев в дом, стоявший у трассы. На сей раз все обошлось без аварий, но сначала Джордан Тейлор почувствовал себя плохо, а финишировавшего Макса Анджелелли и вовсе пришлось увозить в больницу. Явно, что в такой ситуации о борьбе за победу было трудно говорить, и их напарники Рикки Тейлор и Рубенс Баррикелло должны быть рады серебру.

Если бы не поломка выхлопной системы, то победа досталась бы экипажу черного DP Chevrolet команды Уэйна Тейлора. Однако выигрышной оказалась ставка Скотта Шарпа на европейцев: Ligier и Oak. Кстати, в 1996 году Тейлор и Шарп выиграли в Дайтоне в одном экипаже

Третье место досталось еще одному местному коллективу Spirit of Daytona в составе Райана Хантера-Рея, Марка Госсенса, когда-то выступавшего в составе российской команды Arden Russia, и Райана Далцила. Можно отметить и звездный экипаж, собранный вокруг канадского юниора Ланса Стролля. Молодой гонщик на сей раз в аварии не попадал, но ни его усилий, ни стараний Брендона Хартли, Алекса Вурца и Энди Приоля не хватило, чтобы вытянуть Ford DP в первую тройку – в команде Чипа Гэнасси явно не успевали одинаково хорошо готовить и эти машины, и новые купе Ford GT.

Для прототипа BR01, за рулем которого выступали Михаил Алешин, Кирилл Ладыгин, Маурицио Медиани и Николя Минасян, заезд выдался неудачным. С самого старта было видно, что темпа у машины нет. Сначала показалось, что дело в шинах и двигателе, но затем выяснилось, что сбои дают тормоза – и автомобиль закатили в гараж на длительный ремонт. Хорошо, что такая проблема проявилась в Дайтоне, а не в Ле-Мане, который для команды, думается, имеет большую ценность, чем заезд в США. К слову, во Франции готовы стартовать не две, а сразу три российских машины: одну из новинок собирается закупить легендарный француз Ив Кураж!

Если BR01 хотя бы финишировал в Дайтоне, то опыт эксплуатации новейшей Ferrari 488 в рамках класса GTLM (GTE) вышел для команды SMP Racing неудачным. Экипаж, в котором вместе с заводскими гонщиками Скудерии ехал прошлогодний победитель Ле-Мана Виктор Шайтар, держался в группе лидеров, но в итоге сошел из-за неисправности турбонаддува.

В первой гонке на Ferrari 488 экипаж Виктора Шайтара, увы, сошел из-за неисправности новой техники

Кстати, в квалификации техника GTLM показала результаты лучше, чем прототипы! И дело не только в том, что купе DP и LMP2 попали под более сильный дождь. Просто в ле-мановском Гранд Туризме шины поставляют специалисты Michelin, и подход у них иной, чем у коллег из Continental. Если последние выдают всем одинаковые по составу шины, то французы предлагают два разных типа передних (оба с умеренно мягким составом, но один для прохладного асфальта, а другой – для более теплого), и индивидуальные для каждого производителя задние, что и приводит к существенному росту скоростей. О безопасности производители тоже позаботились по-разному. Из-за повышенных нагрузок на вираже клиенты Continental просто получили указание изменить давление в шинах по правому борту, а вот французы привезли в Дайтону специальные покрышки с усиленной боковиной.

К слову, именно GTLM привлекал внимание многих европейских болельщиков – ведь примерно тот же состав участников будет и в Ле-Мане. Многие ждали успеха от дебютировавшего купе Ford GT, однако его подкосили проблемы с проверенной, казалось бы, на прототипах DP трансмиссией. После долгого ремонта машины вернулись на трассу и шли в неплохом темпе, но отыграться, конечно же, не смогли. Для Ferrari 488, если не считать сход основного экипажа, боевое крещение выдалось чуть более успешным. Правда, местная команда Risi Competizione, получившая машину впритык перед гонкой, пропустила вперед и менее известных коллег по марке, и новинку от BMW. Баварцы тоже потеряли в бою одну машину, но вторая вполне могла привезти экипаж на подиум, пока на одном из последних отрезков гонщик DTM Бруно Спенглер не схлопотал штраф, который его напарник Аугусту Фарфус был уже не в силах отыграть.

Специально для гонки в Дайтоне в BMW подготовили ливрею, приуроченную к 100-летию марки. Но, к сожалению, новое купе M6 попало в аварию из-за неисправности тормозной системы

Развязка же борьбы за победу вышла захватывающей. На финальный отрезок лидером уходил победитель Ле-Мана Эрл Бамбер, но его обновленное купе Porsche 911 RSR чувствовало себя не так свежо, как местный Chevrolet Corvette C7R. Оливер Гэвин, будто решил напомнить о том, как принято обгонять у него на родине в BTCC, и легким движением руля в повороте дополнительно «разгрузил» внутреннее заднее колесо машины Бамбера. Как ни возмущался потом Эрл по радио, но он явно был медленнее Оливера, а последнему некогда было церемониться, так как сзади стремительно накатывал на новых шинах другой ветеран, Антонио Гарсия. На финальных кругах два желтых купе раз за разом проносились по стартовой «кривой» бок о бок.  Их борьба вышла захватывающей, а концовка случилась в духе столь любимых здесь хэппи-эндов: 0,034 секунды отрыва в пользу Гэвина и теплые поздравления после финиша.

Самый плотный финиш в истории «24 часов Дайтоны»: всего 0,034 секунды разделило товарищей по команде Chevrolet Оливера Гэвина и Антонио Гарсию

Победу вместе с Оливером одержал не только Томми Милнер, но и заводской гонщик Audi Марсель Фасслер, которого немцы отпустили на эту гонку в стан другой марки. Серебро вместе с Гарсией поделил еще один подопечный Вольфганга Ульриха Майк Роккенфеллер, ставший уже завсегдатаем гонок в Дайтоне, и «датский динамит» Ян Магнуссен. Третью ступень заняли заводчане Porsche Эрл Бамбер, Фредерик Маковиеки и Микаэль Кристенсен.

Последние, но далеко не худшие – представители самого международного класса GT3, который в IMSA по старинке называется GTD. Убедившись в популярности данного зачета в местных чемпионатах рангом ниже, организаторы первенства наконец-то открыли ему путь на старт своих гонок. И если раньше эпичные битвы в GTD случались лишь благодаря прессовке пелотона очередной нейтрализацией под самый финиш гонки, то на сей раз калейдоскоп лидеров GT3 держал в напряжении всех болельщиков и безо всяких правил «20 минут».

Главными неудачниками марафона можно признать клиентов Lamborghini. Новое поколение спортивных машин отныне собирают непосредственно в Санта-Агате, не доверяя более имидж марке частникам. Это приносит результаты: купе Huracan за один год нашло массу клиентов. Скоростная Дайтона прекрасно подходит для Урагана. Но именно в этих благоприятных условиях все дружно вспомнили о знаменитом «проклятии Ферруччо». Основатель марки был против участия своих машин в гонках. Против, получается, и до сих пор: два итальянских купе, лидировавших в классе, столкнулись друг с другом ночью, а на машине небезызвестного нам Фабио Бабини, вышедшего на первое место на последних кругах, за несколько километров до финиша кончилось топливо!

Dodge Viper, следующий за купе Lamborghini Huracan, провел заезд не так ярко, но зато привез своих хозяев на подиум в GTD

Бензин был на исходе и у Рене Раста – его новенькое купе Audi R8 LMS заметно снижало скорость на вираже, однако заводчанин грамотно использовал остатки горючего и чуть ли не накатом пересек линию финиша перед самым носом у Porsche Ники Катсбурга, заводского гонщика Лады в WTCC. В десятке секунд от них, третьим, пригромыхал на финиш Dodge Viper.

Феноменальный финиш «24 часов Дайтоны» в очередной раз продемонстрировал, почему люди так увлечены марафонскими гонками. Три профессиональных класса – три напряженных сюжета, за которыми приходится следить одновременно. Театральная пьеса в прототипах, детектив в GTLM и трагикомедия в GTD – все вместе обеспечивают небывалый по яркости спектакль. И до чего же приятно, что мы теперь являемся полноправными участниками этого праздника гоночной жизни!

Чемпионат IMSA Sportscar Championship
1-й этап, 24 часа Дайтоны
Итоговые результаты:

Место Класс Экипаж Команда Автомобиль Результат
1 (1) P С.Шарп/Э.Браун/Й.Овербек/П.Дерани ESM Ligier JS P2 HPD 736 кругов
2 (2) P Р.Тейлор/Д.Тейлор/М.Анджелелли/Р.Баррикелло Wayne Taylor Racing Dallara DP Chevrolet + 26,166
3 (3) P Р.Далцил/М.Госсенс/Р.Хантер-Рей Spirit of Daytona Coyote DP Chevrolet + 1.27,276
         
7 (1) GTLM О.Гэвин/Т.Милнер/М.Фасслер Corvette Racing Chevrolet Corvette C7R - 14 кругов
8 (2) GTLM А.Гарсия/Я.Магнуссен/М.Рокенфеллер Corvette Racing Chevrolet Corvette C7R - 14 кругов
9 (3) GTLM Э.Бамбер/Ф.Маковиеки/М.Кристенсен Porsche North America Porsche 911 RSR - 14 кругов
         
14 (1) GTD Дж.Поттер/Э.Лалли/М.Зеефрид/Р.Раст Magnus Racing Audi R8 LMS - 33 круга
15 (2) GTD Т.Паппас/Н.Катсбург/П.Лонг/Э.Пилгрим Black Swan Racing Porsche 911 GT3 R - 33 круга
16 (3) GTD Б.Китинг/Д.Робинсон/Д.Моусинг/Э.Фосс/Д.Фолкнер Riley Motorsports Dodge Viper - 33 круга
         
38 (9) P М.Алешин/К.Ладыгин/М.Медиани/Н.Минасян SMP Racing BR01 Nissan - 119 кругов
         
41 (10) GTLM В.Шайтар/А.Бертолини/Д.Бруни/Д.Каладо SMP Racing Ferrari 488 - 179 кругов

Рекомендованные статьи