Португальские горки: чем запомнились первый этап мирового ралли-кросса и международный дебют Лады Калины?

Португальские горки: чем запомнились первый этап мирового ралли-кросса и международный дебют Лады Калины?
Автоспорт | 19 апреля 2016
Фото: fiaworldrallycross.com | Montalegre RX | команды-участницы | Ричардс Бауманис

Минувший уик-энд выдался непростым для участников стартовых этапов чемпионата мира и Европы по ралли-кроссу. Всю субботу в горах вокруг городка Монталегре шел дождь, который превратил грунтовую часть трассы в болотистую жижу, по которой даже 600-сильные турбомонстры передвигались с трудом. Что уж говорить о переднеприводных автомобилях, которых, к слову, на первый этап континентального первенства собралось аж 32! Большинство команд проводило предсезонные тесты тут же, в Португалии, на автодроме в Лусаде, но эти тренировки не дали никому преимущества в Монталегре – непогода спутала карты практически всем...

Несмотря на дождь и прохладную погоду, оба дня гонки зрительские трибуны были забиты до отказа

Начнем с событий в чемпионате Европы, где сражались не только трое наших пилотов, но и – впервые в современной истории! – на старт вышел автомобиль российского производства. К Ладе Калине, подготовленной командой TT Motorsport, было приковано повышенное внимание, а в речах португальского комментатора регулярно проскакивало имя ее пилота – Егора Санина. Однозначную оценку дебюту отечественного хэтчбека дать нельзя: машина не была обкатана до гонки и ее доводили до кондиций уже по ходу уик-энда. И все же, вопреки русской традиции, первый выезд Калины на чемпионат Европы не вышел комом: Егор имел все шансы на попадание в полуфинал! И только череда ошибок, которые молодой пилот сам допустил во второй квалификации, лишила его путевки в решающую стадию гонки: от «счастья» ульяновца отделило всего одно очко… Но главное – в другом: соревнования в Португалии показали, что у российского автомобиля есть потенциал. И, возможно, что уже на втором этапе европейского первенства, который пройдет в конце мая в Англии, мы увидим еще более быструю Калину.

Лада Калина Егора Санина с первой же европейской гонки заставила говорить о себе

Два других российских пилота, выступавшие на хэтчбеках Renault Twingo, завершили этап успешнее. Дебютант чемпионата, рязанец Дмитрий Малахов, в полуфинал пробился, но наделал там ошибок и остался десятым в общей классификации. А вот Тимур Шигабутдинов выступил куда результативнее: несмотря на неважные результаты в квалификациях (так теперь в ралли-кроссе называются четыре серии отборочных заездов), казанец сенсационно выиграл свою «полушку». А вот в решающем заезде, несмотря на выгодную стартовую позицию, Тимур финишировал лишь третьим. Впрочем, учитывая не слишком удачное выступление Шигабутдинова в квалификационных заездах, «бронза» стартового этапа для гонщика из Татарстана – вполне приемлемый результат.

Португальский уик-энд для Тимура Шигабутдинова выдался богатым на разнополярные события

Так или иначе, но борьба за лидерство в 1600-кубовом дивизионе шла весьма захватывающая. Для начала сенсационную победу в квалификации одержал молодой эстонец Янно Лигур (Skoda Fabia) – сын известного баггиста Яануса Лигура, первого и единственного советского обладателя Кубка Европы по автокроссу. Однако в полуфинале 19-летний прибалт оказался медленнее своих оппонентов и не смог пробиться в число обладателей финальных путевок. Ну а роль главной скрипки в решающем заезде взял на себя многоопытный датчанин Ульрик Линнеман (Peugeot 208), который не лучшим образом откатал предварительную стадию, зато отыгрался на соперниках в финале. Правда, большая часть очков в чемпионате Европы начисляется все же за квалификацию – так что с лучшей суммой баллов уехал из Монталегре хозяин трассы Марио Барбоса (Citroen Saxo), выступавший по ходу уик-энда стабильнее соперников.

Финальный заезд в 1600-кубовом классе прошел под диктовку Ульрика Линнемана (№2), который легко оставил позади себя победителя квалификации Янно Лигура (№10)

Схожая чехарда царила и в мировом зачете «суперкаров»: отборочная стадия лучше всех удалась шведу Маттиасу Экстрему (Audi S1), который был одинаково быстр как в дождевых субботних, так и в сухих воскресных заездах. Все шло к тому, что двукратный чемпион DTM отпразднует победу в первой же гонке нового сезона. Однако надежды скандинава разбились на старте полуфинала, когда на него в первом повороте наскочил земляк Тимми Хансен (Peugeot 208). Секундного замешательства Экстрема хватило, чтобы вперед вышел еще один швед, Робин Ларссон. B хотя в дальнейшем Робин был явно медленнее Маттиаса, но все же не настолько, чтобы пилот заводской команды Audi обогнал частника на аналогичном автомобиле. В итоге поздний визит в «джокер» (дополнительную петлю на трассе, которую участники обязаны посетить один раз в каждом заезде) отодвинул Экстрема на четвертое место, оставив его за чертой финала.

В погоне за Робином Ларссоном Маттиас Экстрем потерял все шансы на попадание в финал

На старте сезона большое внимание привлекли к себе два новых для чемпионата автомобиля – Seat Ibiza от европейцев из Munnich Motorsport и Ford Focus от американцев из Hoonigan Racing Division. Правда, испанский хэтчбек постройки немецкой команды Рене Мюнниха в первой гонке радовал разве что своим экстерьером, но не результатами. Лучшее, чего смогли добиться пилоты Сеатов – это десятое место латыша Рейниса Нитишса в первой квалификации. Увы, в полуфинальную стадию (куда выходило 12 лучших гонщиков по результатам четырех «отборов») ни прибалт, ни сам Мюнних не попали.

Дебют хэтчбеков Seat Ibiza не задался: испанским машинам явно не хватало скорости…

А вот у пилотов новеньких Фокусов дела шли заметно лучше. Правда, заводилой в команде Кена Блока был не сам король Джимханы, не набравший в Монталегре ни одного очка, а его норвежский коллега Андреас Баккеруд. Двукратный чемпион Европы в 1600-кубовом дивизионе с самого начала продемонстрировал высокую скорость огромного, по меркам современного ралли-кросса, пятидверного хетчбека, показав четвертый результат в квалификации. Полуфинал чуть было не стал завершающим заездом для Баккеруда, однако отчаянный маневр на последних метрах дистанции позволил-таки Андреасу вернуть себе заветное третье место. Ну а в финале норвежцу не хватило до призового финиша каких-то полсекунды!

Гонка для Кена Блока обернулась сплошным мучением в борьбе с автомобилем и раскисшей трассой…
…а вот Андреас Баккеруд, напротив, оказался весьма быстр и финишировал в шаге от подиума
0 / 0

Концовка первого этапа чемпионата мира проходила под диктовку действующего обладателя титула, Петтера Сольберга. А ведь Citroen DS3 норвежца в воскресенье оказался без вспомогательной электроники: трехкратный чемпион мира по ралли и ралли-кроссу вынужден был стартовать без использования стартовых программ и переключать передачи, выжимая сцепление! К счастью, это никак не повлияло на скорость Мистера Голливуда: езда по сухой трассе в финале далась Сольбергу явно лучше, чем его соперникам, и болид с чемпионской единичкой на борту пересек линию финиша на привычном первом месте.

Петтер Сольберг начал чемпионат с победы, однако в этом году норвежцу явно придется тяжелее, чем в два предыдущих сезона

В тени этих событий оказалось выступление девятикратного чемпиона мира по ралли, француза Себастьена Лёба. Дебютант ралли-кроссового первенства планеты провел гонку на заводском Peugeot 208 спокойно и без приключений, финишировав в финале на пятом месте. Оно и понятно – несмотря на свой гигантский гоночный опыт, Себу только предстоит осваивать все тонкости ралли-кросса. Да и чемпионат не выигрывается в первой же гонке, так что у маститого француза еще масса возможностей проявить себя.

Кто понял жизнь, тот не торопится. Словно руководствуясь этой мудростью, Себастьен Лёб не стал форсировать события в Португалии

Очередное неудачное начало сезона записал на свой счет наш Тимур Тимерзянов, дебютировавший в составе команды World RX Team Austria. В первый день на новенькой Фиесте трехкратного чемпиона Европы возникли проблемы с усилителем рулевого управления. И хотя в воскресенье у Тимерзянова еще был призрачный шанс исправить ситуацию и побороться за попадание в полуфинал, в четвертой квалификации его болид задержался на старте, потеряв драгоценные секунды. К чести Тимура, этот заезд одновременно стал его лучшим: несмотря на приличный гандикап, 28-летний казанец нагнал Себастьена Лёба и только взмах финишного флага остановил атаку россиянина, оставив его на шестнадцатой строчке итогового протокола…

Скорость у нового хэтчбека Ford Fiesta Тимура Тимерзянова присутствует. Еще бы побороть его детские болезни…

Второй этап чемпионата мира состоится 7-8 мая на трассе Хоккенхаймринг – там, как и год назад, заезды ралли-кроссовой техники будут проходить параллельно с гонками кольцевой серии DTM. Остается только позавидовать немецким болельщикам – им гарантировано двойное удовольствие!

Чемпионат мира и Европы по ралли-кроссу
Положение после первого этапа
Дивизион SuperСars

Место Гонщик Страна Автомобиль Очки
1 Петтер Сольберг Норвегия Citroen DS3 29
2 Робин Ларссон Швеция Audi A1 21
3 Юхан Кристофферсон Швеция Volkswagen Polo Mk5 21
4 Тоомас Хейккинен Финляндия Audi S1 20
5 Андреас Баккеруд Норвегия Ford Focus Mk3 20
6 Маттиас Экстрем Швеция Audi S1 19
       
16 Тимур Тимерзянов Россия Ford Fiesta Mk7 1

Дивизион Super1600

Место Гонщик Страна Автомобиль Очки
1 Марио Барбоса Португалия Citroen Saxo 25
2 Ульрик Линнеман Дания Peugeot 208 23
3 Янно Лигур Эстония Skoda Fabia Mk2 23
4 Кристиан Сабо Венгрия Skoda Fabia Mk2 22
5 Магнус Бергсебренден Норвегия Renault Twingo Mk2 18
6 Тимур Шигабутдинов Россия Renault Twingo Mk2 17
       
10 Дмитрий Малахов Россия Renault Twingo Mk2 10
13 Егор Санин Россия Lada Kalina Mk2 4

Рекомендованные статьи