Чемпионат России по ралли впервые финишировал в Адыгее. И как финишировал!

Фото: Иван Теслин | Лина Арнаутова | организаторы

Красочный старт в центре большого города, разноплановая трасса, масса местных спонсоров, оригинальные призы, оборудованные зрительские зоны и безопасность на высшем уровне. Все это — непременные атрибуты серьезных ралли в Европе. Однако теперь такое соревнование есть и у нас, в России! И имя ему — ралли Адыгея.

Финальный этап чемпионата страны и стартовал, и финишировал под дождем. Но адыгейские дороги с честью выдержали испытание непогодой

Хотите верьте, хотите нет, но маленькая южная республика познакомилась с раллийной дисциплиной всего лишь год назад! Однако гонщику из Майкопа Олегу Топорову, который до того поездил по всей стране и повидал, как надо или не надо организовывать соревнования, оказалось мало финала Кубка России. В этом сезоне Топоров сотоварищи замахнулись на проведение заключительного этапа чемпионата страны — и, по общему мнению, справились с этой задачей блестяще. Пожалуй, таких классных гонок у нас не было со времен новороссийского ралли Россия, когда оно входило в программу Кубка Восточной Европы!

Этап чемпионата страны впервые посетила большая делегация из Крыма — три экипажа из Ялты, Севастополя и Алушты. На снимке — Лада Соустова и Анна Качка, чья Таврия благополучно преодолела все 133 километра «боевой» дистанции

Не обошлось в Майкопе, конечно, и без пары ложек дегтя — вроде грязи в сервисном парке или запредельной средней скорости в 157 километров в час, показанной лидером на одном из спецучастков. Однако эта «пара ложек», вопреки обыкновению, не испортила общую бочку меда под названием ралли Адыгея—2016. Довольны соревнованиями оказались все — и победители, и проигравшие. Что, согласитесь, бывает совсем не часто.

В двух из пяти главных «номинаций» чемпионата страны обладатели золота стали известны заранее. Российско-латвийская команда Prospeed—Uralasbest стала недосягаемой для соперников еще в июле на Урале, а петербуржцы Дмитрий Воронов и Василий Кричевский оформили чемпионские звания в «двухлитровом» моноприводном классе R3 на августовском ралли Гуково. И очень вовремя — потому как в Адыгее свежеиспеченных обладателей золота оба дня преследовали неудачи. В субботу на Калине Воронова вышел из строя привод, а в воскресенье Дмитрий уже в третий раз за сезон столкнулся с поломкой рулевого управления!

Для обеих Калин команды Lada Sport Rosneft гонка в Адыгее, увы, закончилась досрочно
Для обеих Калин команды Lada Sport Rosneft гонка в Адыгее, увы, закончилась досрочно
Для обеих Калин команды Lada Sport Rosneft гонка в Адыгее, увы, закончилась досрочно
0 / 0

Правда, соперники петербуржца по классу R3 в Адыгее тоже не блистали — из четырех экипажей до финиша смог добраться только один. Лидировавший после первого дня краснодарец Николай Копырин (Honda Civic) в воскресенье вылетел с трассы, и на высшую ступень пьедестала взошел питерский дуэт в составе Павла Шишкина и Сергея Якименко на фордовской Фиесте.

Проведя полный сходов сезон в зачете R2, Павел Шишкин и Сергей Якименко впервые заявились в «старший» класс — и тут же выиграли!

Не сложилась гонка для команды Lada Sport Rosneft и в «младшем» классе R2, где главным фаворитом числился ростовчанин Евгений Суховенко. Пилот ярко-желтой Калины с большим отрывом возглавлял моноприводный пелотон, когда на его машине сломался один из рычагов в передней подвеске. В одно мгновение чемпионские надежды Суховенко растаяли, как дым, а два первых места в 1600-кубовом классе и в гонке, и по итогам всего сезона поднялись два вчерашних дебютанта первенства!

Петербуржец Михаил Миронов, выступавший на хэтчбеке Ford Fiesta R2, стал обладателем золота, а его супруга Анастасия, стартовавшая на Фиесте предыдущего поколения, завоевала серебро. И ведь не скажешь, что награда сама упала в руки отчаянной пилотессе с берегов Невы. Настя буквально пробилась в Адыгее на пьедестал, преодолев технические проблемы и обогнав в честной борьбе пятерку соперников во главе с многоопытным Олегом Краюшкиным из Подмосковья.

Михаил Миронов и Максим Романцев — свежеиспеченные чемпионы страны в классе R2
Михаил Миронов и Максим Романцев — свежеиспеченные чемпионы страны в классе R2
0 / 0

Другой Олег — Топоров — был в Майкопе не только гостеприимным хозяином, но и «изнутри» инспектировал работу всех служб по ходу гонки. В качестве непосредственного участника соревнований — ведь гонщик из Адыгеи выступает в чемпионате страны по полной программе. Перед стартом домашнего этапа Олег все еще сохранял шансы на золото в «серийном» полноприводном классе N4. И Топоров опередил-таки в очном споре лидера чемпионата, екатеринбуржца Сергея Ременника, также стартовавшего на Mitsubishi. Однако очков за третье место в общем зачете гонки южанину все же не хватило, чтобы ликвидировать все свое отставание от уральца. Так что статус-кво в серии сохранился: Ременник стал новым чемпионом страны в «серийном» классе, а Топоров довольствовался серебром.

Искусственный трамплин — редкое словосочетание в российском раллийном лексиконе. В полете — Олег Топоров и Полина Мухина
Для Сергея Ременника и Марка Розина сезон еще не закончен. Ведь, помимо чемпионата России, уральцы сражаются в турнире European Rally Trophy, который финиширует только в ноябре
Друзья-соперники в зачете N4: Полина Мухина, Олег Топоров (в центре) и Сергей Ременник
0 / 0

Имя победителя гонки в абсолютном зачете было известно, по сути, еще до торжественного открытия — ведь на старт в Адыгее вышел самый быстрый из российских раллистов, петербуржец Алексей Лукьянюк. Победитель этапов чемпионата Европы давно не появлялся на отечественных трассах, однако приехал в Майкоп, чтобы поддержать своего земляка Станислава Травникова в споре за титул абсолютного чемпионата страны. Со своей задачей Лукьянюк, оседлавший Mitsubishi Lancer Evo X команды Prospeed-Uralasbest, справился блестяще, выиграв все восемь спецучастков горной гонки. А вот Травникову до заветного призового места в Майкопе дотянуться так и не удалось — в начале гонки Станислава отбросили назад проблемы с топливной системой его Лансера и штраф за затянувшийся сервис. Как потом ни старался петербуржец, выше пятой строчки в итоговом протоколе ему подняться так и не удалось…

Хотя Алексей Лукьянюк стартовал в Адыгее с новым для себя штурманом, Михаилом Соскиным, это не помешало питерскому дуэту выиграть гонку за явным преимуществом

Кто же стал абсолютным чемпионом страны? Неувядаемый москвич Сергей Успенский, для которого это раллийное золото стало уже восьмым по счету! А всего в «копилке» заслуженного мастера спорта теперь уже полтора десятка титулов чемпиона страны, добытых им также в трековых и кольцевых гонках.

При взгляде на Mitsubishi Lancer Evo IX R4 Станислава Травникова сложно поверить, что это не зимняя, а летняя гонка. Обман зрения — из-за белоснежного известняка

Но нынешний почетный трофей дался Успенскому совсем нелегко. Из-за травмы, полученной на ралли-марафоне Шелковый путь, Сергей вынужденно пропустил уральский этап чемпионата России. Да и перед стартом в Адыгее москвичу и его штурману Марине Даниловой пришлось поволноваться — в закрытом парке сел аккумулятор их Subaru! Завести Импрезу все же удалось, но ценой немалой нервотрепки. Которая продолжилась и на финише первого дня, который москвичи заканчивали с грозящей в любой момент отказать коробкой передач. И только после того, как ее заменили на сервисе, судьба перестала испытывать Успенского на прочность. В воскресенье Сергей ехал в свое удовольствие и, уступив только Лукьянюку, заслуженно стал вторым в этой гонке.

На этой Импрезе Сергей Успенский и Марина Данилова уже становились чемпионами страны в 2012-м. И вот, спустя четыре года — новый успех!
На этой Импрезе Сергей Успенский и Марина Данилова уже становились чемпионами страны в 2012-м. И вот, спустя четыре года — новый успех!
0 / 0

Ну а после финиша соперники не скупились на похвалы в адрес свежеиспеченного 15-кратного чемпиона страны. «Мы просто должны равняться на такого человека, — заметил Алексей Лукьянюк. — Столько ездить и не сдаваться — это дорогого стоит!» И «Лукас» ничуть не кривил душой — ведь завоевать раллийное золото в 58 лет, как это сделал Успенский, под силу далеко не каждому…

Ралли Адыгея
Чемпионат России, 6-й этап
Майкоп (республика Адыгея), 24-25 сентября
Стартовало 29 экипажей, классифицировано 17
Абсолютный зачет

Место Экипаж Город Автомобиль Зачет Время
1 А.Лукьянюк/М.Соскин Санкт-Петербург Mitsubishi Lancer Evo X N4 1:02.09,1
2 С.Успенский/М.Данилова Москва Subaru Impreza R4 Абс. +1.29,1
3 О.Топоров/П.Мухина Майкоп Mitsubishi Lancer Evo IX N4 +2.26,1
4 С.Ременник/М.Розин Асбест Mitusbishi Lancer Evo X N4 +3.06,7
5 С.Травников/А.Башмаков Приозерск Mitsubishi Lancer Evo IX R4 Абс. +4.15,0
6 Д.Нихаев/А.Босых Краснодар Mitusbishi Lancer Evo VIII N4 +6.03,9
7 П.Щербаков/А.Горюнов Санкт-Петербург Mitusbishi Lancer Evo VIII N4 +6.22,4
8 М.Миронов/М.Романцев Санкт-Петербург Ford Fiesta R2 R2 +13.08,8
9 А.Кухарев/А.Соколов Новороссийск Subaru Impreza N4 +13.25,6
10 Д.Яквашев/Д.Теслин Туапсе Subaru Impreza N4 +15.51,8
11 А.Миронова/А.Крылов Санкт-Петербург Ford Fiesta Mk6 R2 +18.45,8
12 П.Шишкин/С.Якименко Санкт-Петербург Ford Fiesta ST R3 +19.01,5

Итоговое положение в чемпионате России среди пилотов (абсолютный зачет)

Место Пилот Город Автомобиль Очки
1 Сергей Успенский Москва Subaru Impreza R4/Mitsubishi Evo IX R4 204
2 Станислав Травников Приозерск Mitsubishi Lancer Evo IX/Evo IX R4/Evo X 202
3 Серей Ременник Асбест Mitsubishi Lancer Evo X/Evo IX 174
4 Олег Топоров Майкоп Mitsubishi Lancer Evo IX/Evo VIII 162
5 Игорь Буланцев Москва Mitsubishi Lancer Evo X 97
6 Михаил Миронов Санкт-Петербург Ford Fiesta R2 74

Рекомендованные статьи