Рано говорить о провале нового формата, но квалификация Гран При Австралии оставила странное впечатление

Фото: команды-участницы

Первый Гран При сезона Формулы-1. Полные трибуны болельщиков. Финальный квалификационный заезд, судя по времени, в самом разгаре. Но где же обещанная горячая схватка за поул? Никого из гонщиков на трассе уже не осталось. Они успели покинуть кокпиты, пройти пешком длинный пит-лейн и дружно толпятся в помещении для взвешивания. Что это – флэшмоб-забастовка или просто неудача создателей нового квалификационного формата? А ведь начиналось все так задорно!

Не менее десятка гонщиков после начала сессии выехали на трассу сразу, остальные их коллеги присоединились лишь чуть-чуть позже. И тут же захотелось порадоваться за новый формат – напряженным оказался даже круг выезда из боксов! Ромен Грожан (Haas) обошел Льюиса Хэмилтона – и не хотел пускать его обратно. Дерзость представителя команды-новичка – он не пропускает чемпиона мира! Но на быстром круге скорость болидов Haas и Mercedes, разумеется, была несопоставима. По завершении первого зачетного круга все встало на свои места – Хэмилтон на первой строчке, Грожан (временно) на последней. Но в историю в качестве самого первого выбывшего по новым правилам вошел другой гонщик – представитель Manor, дебютант Паскаль Верляйн. И завертелось! Секундомер неумолимо отсчитывал девяносто секунд, очередная жертва регламента отсеивалась. Выбывали из борьбы синхронно – сначала один за другим два гонщика Мэйнора (причем Рио Харьянто, успевший заработать штраф на свободных заездах, все-таки начнет гонку позади Верляйна), потом два пилота Хааса.

Значительная часть свободных заездов в Мельбурне прошла по мокрой трассе
Ромен Грожан все-таки записал свое имя в летопись нового квалификационного формата. Он оказался первым пилотом, который пострадал от коварных особенностей новых правил. Находясь на последней строчке, он шел на быстрый круг. Хорошо шел, превышая на первых двух отсечках трассы свое время… но отведенные ему для исправления ситуации полторы минуты истекли быстрее, чем он пересек линию финиша – поэтому его результат в зачет не пошел. Теперь мало показать хорошее время, надо еще и сделать это вовремя! 

Даниил Квят на своем быстром круге показал третье время, но оно довольно быстро опустилось в таблице результатов на самое дно. Неудивительно – на первом из двух пройденных кругов российскому пилоту помешал трафик, а на следующем его шины уже успели поизноситься и работали недостаточно эффективно. По идее, была возможность сменить «обувку» и вернуться в борьбу еще раз. Но команда Red Bull почему-то решила отправить Даню отдыхать, не разрешив ему повторный выезд на трассу. Результат – непопадание во вторую сессию и восемнадцатое стартовое место (это без учета возможного изменения стартовой решетки из-за разного рода штрафов). Да, начало сезона для россиянина не задалось…      

Во втором квалификационном заезде пилоты продолжали выбывать «комплектами»: сначала представители Renault  Палмер и Магнуссен, потом гонщики Макларена Баттон и Алонсо. Неприятный симптом – как и в прошлом году, результат по большей части определяется не усилиями пилота, а уровнем доставшейся ему техники.

Новый тренд - не все машины блестят так же ярко! В нынешнем сезоне болиды Red Bull и Renault покрыты матовым лаком
Интересно ли было смотреть за первыми двумя квалификационными отрезками? Любопытно, забавно. Но сказать, что новое зрелище оказалось куда интереснее предыдущего формата, пожалуй, нельзя. Напряжение, прежде сконцентрированное в конце каждого заезда, теперь размазано по всей сессии более-менее равномерно – и, разумеется, более тонким слоем. Как я и предполагал, то, что под угрозой каждый раз оказывается только один пилот, градус интриги сильно снижает. Практически не случалось напряженных ситуаций, нередких в прошлые годы, когда гонщика выбивают, а он, находясь на быстром круге, отвечает – и все-таки прорывается в безопасную зону. На драматизм более-менее тянула только одна схватка, произошедшая между партнерами по Renault в самом начале второго отрезка квалификации. Джолион Палмер выбил Кевина Магнуссена, и тот, находясь на быстром круге, тем не менее, просто не успел завершить его вовремя и ответить обидчику.

Остальные ситуации, в которых должна была происходить борьба с выпадами и контрвыпадами, на поверку выходили скучными. Тот, кто оказался вытеснен на нижнюю строчку (таблицы гонщиков, активных на данный момент), просто не сопротивлялся. К примеру, когда Карлос Сайнс (Toro Rosso) выдавил на последнее место Фернандо Алонсо, тот был в боксах, и никак не успевал ответить. Но первые два заезда могли оказаться непоказательными. Ведь разница между, скажем, двенадцатым и четырнадцатым стартовыми местами не столь велика. Рубиться не за что! В глубине пелотона на старте могут происходить различные заварушки, заранее не угадаешь, какая позиция позволит в них не попасть. А пропасть, скажем, между вторым и четвертым местами – огромна! Казалось, что именно в финальном отрезке мы увидим настоящий накал борьбы и его квинтэссенцию – финальный поединок двух машин за поул. Увы, зрелище разочаровало.

Гонщики Ferrari выглядели неплохо, но не смогли навязать борьбу представителям Мерседеса
Показав начальное время, гонщики почти ничего больше не сделали для его улучшения. Лишь два пилота Мерседеса приложили какие-то усилия: чтобы побороться друг с другом, проехали дополнительный зачетный круг. Все остальные предпочли махнуть рукой и на квалификацию, и на зрителей. И в самом деле, тот самый дополнительный комплект мягких шин, который для финального отрезка предоставляет Pirelli, они уже использовали, повысить собственный результат на нем вряд ли удалось бы. А пускать в дело покрышки, припасенные для гонки? Овчинка не стоит выделки – решили практически все команды, чьи представители пробились в финал. Поэтому разочарованные зрители могли покидать трибуны, не дожидаясь формального окончания времени квалификации – на трассе все равно никого не было.

Это точно 2016 год? Как и в прошлом, и в позапрошлом сезоне - довольный Льюис Хэмилтон позирует фотографам, он по-прежнему быстрее всех
Если же говорить непосредственно о результатах квалификационного отбора, то они вышли вполне предсказуемыми. Поул у Льюиса Хэмилтона, рядом с чемпионом мира начинает гонку его партнер Нико Росберг. Себастьян Феттель и Кими Райкконен тоже парой заняли вторую линию стартового поля. Реального шанса побороться с Мерседесами в квалификации у пилотов Ferrari не было – посмотрим, будет ли он в гонке. В очень хорошей форме по весне Toro Rosso – Макс Ферстаппен был пятым, Сайнс-младший – седьмым. Что ж, команде из Фаэнцы надо набирать очки именно сейчас, их мотор по ходу сезона изменяться не будет. А вот Red Bull придется только уповать на возможный прогресс в будущем. Даниэль Риккьярдо, к разочарованию местных болельщиков, оказался худшим в последнем отрезке, куда теперь проходят не десять, как раньше, а восемь пилотов. Двойственное впечатление оставил Williams. Фелипе Масса показал шестой результат, тогда как Валттери Боттас – лишь одиннадцатый, да к тому же по поводу него у судей есть определенные претензии к команде. В круг претендентов на призовые места Гран При Австралии стоит, пожалуй, включить еще и пилотов Force India: Серхио Перес занял девятое место, Нико Хюлькенберг – десятое.

Конечно, можно сослаться на то, что в пятницу значительная часть свободных заездов прошла по мокрой трассе. Команды не получили достаточного количества сведений по износу шин на астралийском асфальте – и решили перестраховаться, отдав команду пилотам не усердствовать в квалификации. Но пока никаких преимуществ нового формата над старым не видно.     
 

Рекомендованные статьи