Рано говорить о провале нового формата, но квалификация Гран При Австралии оставила странное впечатление
Первый Гран При сезона Формулы-1. Полные трибуны болельщиков. Финальный квалификационный заезд, судя по времени, в самом разгаре. Но где же обещанная горячая схватка за поул? Никого из гонщиков на трассе уже не осталось. Они успели покинуть кокпиты, пройти пешком длинный пит-лейн и дружно толпятся в помещении для взвешивания. Что это – флэшмоб-забастовка или просто неудача создателей нового квалификационного формата? А ведь начиналось все так задорно!
Не менее десятка гонщиков после начала сессии выехали на трассу сразу, остальные их коллеги присоединились лишь чуть-чуть позже. И тут же захотелось порадоваться за новый формат – напряженным оказался даже круг выезда из боксов! Ромен Грожан (Haas) обошел Льюиса Хэмилтона – и не хотел пускать его обратно. Дерзость представителя команды-новичка – он не пропускает чемпиона мира! Но на быстром круге скорость болидов Haas и Mercedes, разумеется, была несопоставима. По завершении первого зачетного круга все встало на свои места – Хэмилтон на первой строчке, Грожан (временно) на последней. Но в историю в качестве самого первого выбывшего по новым правилам вошел другой гонщик – представитель Manor, дебютант Паскаль Верляйн. И завертелось! Секундомер неумолимо отсчитывал девяносто секунд, очередная жертва регламента отсеивалась. Выбывали из борьбы синхронно – сначала один за другим два гонщика Мэйнора (причем Рио Харьянто, успевший заработать штраф на свободных заездах, все-таки начнет гонку позади Верляйна), потом два пилота Хааса.
Даниил Квят на своем быстром круге показал третье время, но оно довольно быстро опустилось в таблице результатов на самое дно. Неудивительно – на первом из двух пройденных кругов российскому пилоту помешал трафик, а на следующем его шины уже успели поизноситься и работали недостаточно эффективно. По идее, была возможность сменить «обувку» и вернуться в борьбу еще раз. Но команда Red Bull почему-то решила отправить Даню отдыхать, не разрешив ему повторный выезд на трассу. Результат – непопадание во вторую сессию и восемнадцатое стартовое место (это без учета возможного изменения стартовой решетки из-за разного рода штрафов). Да, начало сезона для россиянина не задалось…
Во втором квалификационном заезде пилоты продолжали выбывать «комплектами»: сначала представители Renault Палмер и Магнуссен, потом гонщики Макларена Баттон и Алонсо. Неприятный симптом – как и в прошлом году, результат по большей части определяется не усилиями пилота, а уровнем доставшейся ему техники.
Остальные ситуации, в которых должна была происходить борьба с выпадами и контрвыпадами, на поверку выходили скучными. Тот, кто оказался вытеснен на нижнюю строчку (таблицы гонщиков, активных на данный момент), просто не сопротивлялся. К примеру, когда Карлос Сайнс (Toro Rosso) выдавил на последнее место Фернандо Алонсо, тот был в боксах, и никак не успевал ответить. Но первые два заезда могли оказаться непоказательными. Ведь разница между, скажем, двенадцатым и четырнадцатым стартовыми местами не столь велика. Рубиться не за что! В глубине пелотона на старте могут происходить различные заварушки, заранее не угадаешь, какая позиция позволит в них не попасть. А пропасть, скажем, между вторым и четвертым местами – огромна! Казалось, что именно в финальном отрезке мы увидим настоящий накал борьбы и его квинтэссенцию – финальный поединок двух машин за поул. Увы, зрелище разочаровало.
Показав начальное время, гонщики почти ничего больше не сделали для его улучшения. Лишь два пилота Мерседеса приложили какие-то усилия: чтобы побороться друг с другом, проехали дополнительный зачетный круг. Все остальные предпочли махнуть рукой и на квалификацию, и на зрителей. И в самом деле, тот самый дополнительный комплект мягких шин, который для финального отрезка предоставляет Pirelli, они уже использовали, повысить собственный результат на нем вряд ли удалось бы. А пускать в дело покрышки, припасенные для гонки? Овчинка не стоит выделки – решили практически все команды, чьи представители пробились в финал. Поэтому разочарованные зрители могли покидать трибуны, не дожидаясь формального окончания времени квалификации – на трассе все равно никого не было.
Если же говорить непосредственно о результатах квалификационного отбора, то они вышли вполне предсказуемыми. Поул у Льюиса Хэмилтона, рядом с чемпионом мира начинает гонку его партнер Нико Росберг. Себастьян Феттель и Кими Райкконен тоже парой заняли вторую линию стартового поля. Реального шанса побороться с Мерседесами в квалификации у пилотов Ferrari не было – посмотрим, будет ли он в гонке. В очень хорошей форме по весне Toro Rosso – Макс Ферстаппен был пятым, Сайнс-младший – седьмым. Что ж, команде из Фаэнцы надо набирать очки именно сейчас, их мотор по ходу сезона изменяться не будет. А вот Red Bull придется только уповать на возможный прогресс в будущем. Даниэль Риккьярдо, к разочарованию местных болельщиков, оказался худшим в последнем отрезке, куда теперь проходят не десять, как раньше, а восемь пилотов. Двойственное впечатление оставил Williams. Фелипе Масса показал шестой результат, тогда как Валттери Боттас – лишь одиннадцатый, да к тому же по поводу него у судей есть определенные претензии к команде. В круг претендентов на призовые места Гран При Австралии стоит, пожалуй, включить еще и пилотов Force India: Серхио Перес занял девятое место, Нико Хюлькенберг – десятое.
Конечно, можно сослаться на то, что в пятницу значительная часть свободных заездов прошла по мокрой трассе. Команды не получили достаточного количества сведений по износу шин на астралийском асфальте – и решили перестраховаться, отдав команду пилотам не усердствовать в квалификации. Но пока никаких преимуществ нового формата над старым не видно.