Владимир Мельников, Mitsubishi Pajero и баха «Северный лес — 2014»

Фото: Владимир Мельников | Владимир Чугай | организаторы

Что-то ноет справа в животе. Очередной горб дороги — и вновь удар под дых! Интересно, какова резонансная частота подскоков моего «боевого» Mitsubishi Pajero? «Впереди ямы три, волны три и вообще плохая дорога», — звучит в наушниках спокойный голос штурмана Сергея Скрипки. А до этого что, была хорошая?

Но мы на бахе «Северный лес». Здесь такое в порядке вещей.

— Пролог поедем спокойно, — напутствовал меня перед стартом опытный Скрипка, который за пять лет в ралли-рейдах «доехал» до кандидата в мастера спорта. — В прошлом году здесь чуть ли не треть зачета Т2 осталась.

Этот Pajero построен во Франции. Рядом с рычагом «механики» — джойстик полноприводной трансмиссии SuperSelect, ее функционал полностью сохранен, можно ехать на заднем и полном приводе или заблокировать межосевой дифференциал. Справа — штурманские приборы EasyTrip, а над ними — блок управления системой Sentinel

Пролог — это коротенький первый спецучасток трехсоткилометровой бахи «Северный лес», что проходит под Санкт-Петербургом в девятый раз, причем впервые — в ранге этапа Кубка мира по ралли-рейдам. А класс Т2 — это практически серийные автомобили: такие, как наш с Сергеем короткобазный Mitsubishi Pajero третьего поколения. В этом классе на первых ролях сейчас вездеходы Toyota Land Cruiser 200 с форсированными почти до 300 л.с. дизелями (регламент позволяет менять программу управления двигателем). На нашем «Паджерике» мотор 3.2 можно «разогнать» до 210 л.с., но для журналистского экипажа мощность снизили почти до заводских 165 сил: после того как на бахе «Золотые купола» коллеги из другого издания перевернули точно такой же Pajero, в команде решили перестраховаться.

Более того, не будь мы приглашены одним из спонсоров гонки — нефтяной компанией Газпромнефть, — нас с Сергеем вообще бы не допустили на старт: омологация на 350-литровый бензобак была просрочена.

Из-за проволочек на техкомиссии мы не успели на ознакомление с прологом. А потом едва не опоздали на старт! Закрыли Pajero на заправке, а открыть не смогли — личинка замка проворачивалась вхолостую. Подлетевшие механики пытались поддеть тяги в недрах двери купленным на заправке шампуром — нет, он слишком короткий! В итоге машину вскрыл проезжий водитель КАМАЗа с курскими номерами — всего за пару минут с помощью антенны. Спасибо, дружище!

Дополнительные приборы сгруппированы так, что достаточно короткого взгляда для анализа ситуации: стрелки вольтметра и указателя давления масла в нормальной ситуации должны быть отклонены вправо, по центру — указатель давления наддува, а ниже можно узнать температуру охлаждающей жидкости и уровень топлива. Рычажок справа вверху включает стеклоочистители — им пользуется штурман

Итак, старт.

— Семьсот крутой левый, — начинает диктовать Скрипка.

Сижу слишком близко к рулю — гоночный «ковш» упирается в стенку тесного пассажирского салона. Рычаг пятиступенчатой «механики» разболтан до неприличия, сцепление схватывает в самом конце (механики говорят, что диск и корзина новые). Кузов потряхивает из-за жестких опор силового агрегата, дизель со «свободным» выпуском рычит, как бензиновый V8.

Вечером перед стартом Сергей раскрашивает дорожную книгу, отмечая опасные места, связки поворотов. А еще он мнет листы, чтобы не слипались. Сокращения — от французских слов. ORN — это orniere (колея), MVS — mauvais (плохая дорога), а NBX — nombreux (много)

— Пятьсот крутой левый.

Так, значит, через пятьсот метров после первого поворота — еще один крутой левый.

— Триста крутой левый!

— Серега, не спеши, мы еще до первого поворота не доехали.

— Так я тебя к первому и подвожу!

Видите, что Pajero слегка припал на правый бок? Дело вовсе не в лишнем весе штурмана — слева и справа стояли пружины разной высоты

Это в классическом ралли штурман диктует сразу несколько позиций вперед. А в ралли-рейдах, когда расстояния между поворотами большие, штурман дублирует информацию, уточняя по приборам оставшееся до изгиба дороги расстояние. Поначалу было непривычно, но втянулся довольно быстро.

Перед нами прошел почти весь канал, поэтому под колесами — снежно-земляная колея. Выезжать из нее нельзя, потому что на раскиданной в стороны рыхлой «отработке» шины Michelin XZL с 4,5-миллиметровыми шипами совсем не работают — Pajero скользит и отказывается разгоняться. Поворачивает он тоже неохотно: каждый раз его нужно подставлять при помощи торможения левой ногой — благо переключать передачи почти не нужно, на третьей тяговитый дизель едет как на «автомате».

Эффектно, но не эффективно — в рыхлой «отработке» теряешь время

Протряслись шесть километров проло-га с седьмым временем в классе из двенадцати.

Спецучасток по сути один — кольцо длиной сто километров. Дважды по нему нужно проехать против часовой стрелки и один раз — в обратную сторону. Собраны дороги затейливо: ровные грейдеры, некогда принимавшие ралли Санкт-Петербург (лидеры проезжали спецучастки со средней скоростью более 150 км/ч), разбавлены длинными лесными проездами по грунтовкам разной степени убитости.

Опытные гонщики хвалят шины Michelin XZL за прочность боковин, но я был удивлен их низкими сцепными свойствами. Уверен, на хороших «гражданских» зимних шинах автомобиль управлялся бы лучше

Первый отрезок как раз в лесу. Боже, как Pajero трясет на «волнах три»! (Еще бывают просто «волны» и «волны два» — рейдовики делят неровности на три категории по количеству восклицательных знаков, поставленных у этой точки организатором в дорожной книге.) Удары такие, что на всякий случай спрашиваю у Скрипки, не стоит ли сбросить скорость, чтобы поберечь автомобиль, хотя и так плетусь 50—60 км/ч.

Не повезло нам с подвеской. Задние амортизаторы Ohlins у нашей машины слишком жестко работали на отбой, из-за чего на каждом гребне корма отрывалась от земли и Mitsubishi летел вперед с критическим дифферентом на нос. -Инженера, способного изменить настройки амортизаторов, у нас не было. Пришлось приспосабливаться. Главное — удачно приземлиться, чтобы не выбросило из колеи: дорожка очень узкая. В глубокой колее с рытвинами мне приходилось пригибаться, чтобы не впечататься головой в трубу каркаса безопасности — в такие моменты это был каркас опасности.

Мятое крыло — это единственный урон, который я нанес автомобилю. Хорошо видно, что у «моего» Pajero лишь один амортизатор на колесо. Двигатель — стандартный

Но когда сосны по бокам чуть расступались, а волны становились «дельфинами», как рейдовики называют череду трамплинов… Скорость — за сотню, ноги на педалях бьют морзянку. Главное — все время прижимать Pajero к дороге, притормаживая левой ногой перед поворотом, перед гребнем «дельфина». Иначе он ускачет в дерево с почти нулевым шансом для коррекции — у рейдового автомобиля угол поворота колес сильно ограничен из-за усиления подвески и кузова, его вряд ли вытянешь из глубокого заноса.

А ехать «по глазам», без стенограммы, оказывается, не так и сложно! Спасибо подробной дорожной книге. Почти все не прописанные в ней повороты хорошо просматриваются, а коварные места указаны — и Серега говорит о них точно «под ноги».

Сразу за пассажирским салоном установлен огромный бензобак на 350 литров, затем — направляющие для запасных колес. Обратите внимание на «трещотку» на двери багажника — она была нашим баллонным ключом

Пролетели первые 30 километров — выпрыгиваем из темноты леса на светлый грейдер. Механики обещали, что максимальная скорость Pajero — около 180 км/ч. Четвертая передача, 4200 об/мин, а на спидометре лишь чуть больше 160 км/ч! Пробую пятую, но скорость даже падает. Впрочем, и на таком ходу короткобазный внедорожник все время держит в тонусе, постоянно пытаясь «переставиться» и уйти в занос.

Первый круг мы проехали с седьмым временем, причем на скоростных секциях были четвертыми, уступая только трем Тойотам. Значит, теряем время в лесу!

Такие отрезки — генераторы адреналина. Относительно ровная дорога позволяет набрать хороший ход, а на расстоянии вытянутой руки от автомобиля стоит вековой лес

К середине второго круга как-то сразу навалилась усталость — так много гоночных километров за день я еще не проезжал. Жутко ноют плечи, в которые на каждой яме впивается «воротник» системы HANS, жарко и хочется пить. Как же ехать марафонский этап по пескам? Говорят, даже на трубах каркаса гонщики крепят бутылки с водой.

Возвращает концентрацию голос Сереги.

— Смотри, «ёшников» догнали!

С виду трудяга пикап Toyota HiLux, а на деле — прототип с пространственной рамой и дефорсированным до 350 л.с. двигателем от седана Lexus IS-F

Впереди маячит прототип гоночной команды Яровит с женским экипажем. «Семафорим» им с помощью системы Sentinel, которая отправляет сигнал прямо в салон впереди идущего автомобиля, и обгоняем на грейдере. Но в лесу мы уже в роли отстающих, подвеску стало пробивать, а Скрипка напоминает, что у механиков из запчастей только армированный скотч и смазка WD-40. Тут еще и я ошибаюсь: в коварном правом изгибе с доворотом переборщил со скоростью и не смог «заправить» Pajero в поворот. Из трех осинок выбрал самую хиленькую, но и ее хватило, чтобы смять переднее левое крыло. Зато в итоге «снял» со своего результата полторы минуты и стал на допе четвертым в классе. И пятым по итогам первого дня — впереди еще один Pajero, но четвертого поколения, и трио Тойот.

Гидравлические «ноги» удобны не только для работы механиков или при замене колес в гонке — еще они помогают вызволить застрявший автомобиль

А в абсолютном зачете комфортно лидировал улыбчивый Язид аль-Раджи. Он только что проехал шведский этап мирового чемпионата по ралли, едва не выиграв его в классе WRC 2. Вторым держался Владимир Васильев на прототипе Mini Countryman, а на третьем месте — бразильский экипаж с пилотом Рейналду Варелой. В таком порядке они и финишировали.

Зато в зачете Т2 финальный спецучас-ток вышел драматичным. Я рассчитывал побороться за четвертое место с опытным Владимиром Фроловым на Pajero. И в начале заключительного СУ действительно подобрался к нему вплотную, за 20 километров грейдера отыграв более 30 секунд. Но в лесу Фролов нарастил преимущество. Более того, он смог опередить Андрея Новикова, на Тойоте которого начались проблемы с тормозами.

«Мой секрет — очки с желтыми стеклами, — шутил Язид аль-Раджи из Саудовской Аравии. — Я их надеваю — и снег становится похожим на песок!»
Самый северный этап Кубка мира по ралли-рейдам выиграл представитель Саудовской Аравии, на третьем месте бразилец. Среди россиян навязать борьбу им смог только Владимир Васильев, ставший вторым в абсолютном зачете
0 / 0

Тем временем за победу шла уже очная борьба между лидировавшим всю гонку Александром Колембетом и догнавшим его Андреем Рудским. Два Ленд Крузера несколько раз менялись местами, но Александр ошибся — вылетел и погнул чулок заднего моста, освободив -Андрею дорогу к победе. Фролов второй, Новиков третий, а мы с Серегой четвертые! Причем финишировали с разбортированным колесом — повезло, что покрышка слезла с колеса всего за пять километров до финиша.

Роскошные грузовики-технички для марафонских гонок — примета богатых команд. Этот MAN обслуживает российский коллектив Nart Time
После второго спецучастка механики обнаружили люфт в ступичном подшипнике. Запасного с собой не было, но этот удалось подтянуть и доехать до финиша
0 / 0

Взвинтить темп Фролову позволила новая подвеска — накануне ему поменяли все восемь амортизаторов. Моему Pajero за всю гонку не поменяли ничего, и я благодарен ему, что он доехал. И сломался сразу после финиша, как и положено гоночному автомобилю, — мотор отказался заводиться уже в закрытом парке после углубленной техинспекции, на которую отправляют первую четверку каждого класса.

Я уже ехал в аэропорт, когда мне позвонили организаторы и попросили срочно вернуться, если я хочу написать протест. В ходе техинспекции обнаружилось, что толщина стоек переднего стабилизатора больше положенной на миллиметр, плюс просроченная омологация на бензобак… Нас снисходительно допустили к гонке, поскольку ждали, что мы поедем «в хвосте». А когда мы вмешались в борьбу за очки, машину посмотрели серьезно — и нам грозит дисквалификация. Команде удалось отложить разбирательство на месяц: когда все закончится, расскажу.

Помесь Соболя 4х4 и Газели Next, стилизованная под гоночный КАМАЗ, выступает в зачете Рейд-Спорт. Это своеобразное место ссылки для техники с просроченной омологацией или не попадающей ни в один из остальных классов
Доминирование огромных внедорожников Toyota LandCruiser 200 в зачете Т2 для меня стало сюрпризом. Однако гонщики любят его мощный мотор, устойчивость на неровных прямых и крепкую подвеску. Но с этого года серьезную конкуренцию Тойоте может составить Ford F-150 Raptor
0 / 0

И постараюсь еще раз стартовать в ралли-рейде, но желательно уже не в короткой лесной бахе. Я ведь так и не понял специфики этих гонок: у нас было маловато приключений! Где ориентирование, сложная штурманская работа, езда по компасу, спрятанные контрольные пункты? Я просто бился головой о трубы каркаса, мечтал, чтобы не вылетели зубные пломбы, и мчал на пределе по незнакомой разбитой дороге в коридоре из деревьев.

Или это и есть ралли-рейд?

Что почем?

Гоночная техника для ралли-рейдов дороже, чем в классическом ралли! Хорошо подготовленный Land Cruiser категории Т2 стоит более 150 тысяч евро, из которых 30 тысяч — комплект из восьми амортизаторов Donerre. К тому же в чемпионате высокие расходы на логистику и стартовые взносы. Например, за наш экипаж, заявленный в российский зачет, заплатили 40 тысяч рублей. Выезд на однодневный этап российского Кубка по ралли-рейдам доступнее — с арендой автомобиля категории Т2 можно уложиться в 100 тысяч рублей.

А прототипы класса Т1 стоят 280—300 тысяч евро. У них стальная пространственная рама, свободная конструкция подвесок (ограничен только ход колеса — 250 мм), пластиковые кузовные панели. Хотя двигатель должен быть почти серийным — например, у популярных прототипов Toyota Hiluх, которые строит бельгийская фирма Overdrive, в пределах базы стоит пятилитровая «восьмерка» от суперседана Lexus IS-F.

Некогда доступный класс Национальный, где гоняются УАЗы и Нивы, сейчас выведен из борьбы за абсолютный зачет. Отечественная техника стартует, как правило, в Кубке России, а чтобы построить Патриот, который позволяет бороться за победы, в него нужно вложить около трех миллионов рублей! Дешевле купить подержанный автомобиль категории Т2, — вполне живой Pajero можно отыскать тысяч за 50 евро.

Кстати, участие в зачете мировой серии на «Северном лесе» было куда дороже. Только стартовый взнос — 100—150 тысяч рублей. Еще пять тысяч за аренду обязательного GPS-трекера, чтобы не было соблазна срезать путь, и пятнадцать тысяч за Sentinel — специальное устройство, с помощью которого можно подать сигнал прямо в салон автомобиля, который вы догнали на трассе. В российском чемпионате Sentinel не используется, поэтому обгоны на пыльных трассах всегда рискованны, а у каждого рейдового автомобиля стоит мощный пневматический гудок.

Баха «Северный лес — 2014»
Кубок мира по ралли-рейдам, 1-й этап
Чемпионат России по ралли-рейдам, 1-й этап
Ленинградская область, 14—16 февраля
Стартовало 47 экипажей, классифицировано 30
Абсолютный зачет
Место В зачете ЧР Экипаж Страна (город) Автомобиль Зачет Время
1   Я. аль-Раджи/
Т. Готтшальк
Саудовская Аравия/ Германия Toyota Hilux V8 T1 3:36.09
2 1 В. Васильев/
К. Жильцов
Санкт-Петербург/
Москва
Mini All4Racing T1 +1.48
3   Р. Варела/
Г. Гугельмин
Бразилия Toyota Hilux V8 T1 +8.30
4   М. Качмарски/ Ф. Пальмейро Польша/
Португалия
Mini All4Racing T1 +10.09
5   М. Дабровски/ М. Чахор Польша Toyota Hilux V8 T1 +13.58
6 2 Р. Мисиков/
В. Евтехов
Санкт-Петербург/Днепропетровск BMW X3 CC T1 +14.54
7 3 Б. Гадасин/
А. Кузьмич
Санкт-Петербург/ Люберцы G-Force Proto New Line T1 +16.05
…16 (1)* 10 (1)* А. Рудской/
Е. Загороднюк
Санкт-Петербург Toyota Land Cruiser 200 T2 +47.48
17 (2)* 11 (2)* В. Фролов/
К. Шубин
Москва Mitsubishi Pajero T2 +53.15
18 (3)* 12 (3)* А. Новиков/
В. Новиков
Москва Toyota Land Cruiser 200 T2 +53.59
19(4)* 13 (4)* В. Мельников/
С. Скрипка
Москва/Ярославль Mitsubishi Pajero T2 +56.32
* Место в классе T2

Рекомендованные статьи