Ижевский феномен: почему трековые гонки в Удмуртии популярнее Кубка России?
Как сейчас помню конец декабря 1993-го, когда мне впервые довелось побывать на ипподромных гонках в Ижевске. Я еще работал в газете Авто, а в столице Удмуртии проводился первый этап Гонки звезд на призы журнала «За рулем», которая в том зимнем сезоне состояла из двух соревнований. Ижевские болельщики стали тогда свидетелями первого триумфа иностранного автомобиля на российском треке: Владислав Штыков выиграл все свои заезды на хэтчбеке Opel Corsa британской подготовки. Тем самым москвич положил начало ипподромной «гонке вооружений» и многолетнему противостоянию на льду между вазовской техникой и иномарками.
Однако больше меня поразило в Ижевске даже не соло столичного мастера Штыкова, а количество зрителей: они буквально стеной окружили овал ипподрома, расположенного в самом сердце столицы Удмуртии. Битком были набиты не только трибуны и ближайшие подступы к трассе, но и крыши всех окрестных гаражей! Такого количества болельщиков на трековых гонках мне за двадцать с лишним лет в автожурналистике больше видеть не доводилось…
А это уже Ижевск сегодняшний — и неувядаемая «классика» по-прежнему в строю!
Много воды утекло с той поры. Трековые гонки в столице Удмуртии успели и прийти в упадок вместе с Ижевским автозаводом, и возродиться в начале этого десятилетия уже с новой командой организаторов. Впрочем, много говорить на эту тему не буду: краткая история ипподромных соревнований в республике хорошо изложена на видео.
Сегодня Ижевск, как и во времена СССР, — один из оплотов зимних трековых гонок в стране, а местный ипподром вновь принимает соревнования самого высшего ранга. И пусть фамилии местных пилотов теперь не украшают первые строчки протоколов всероссийских соревнований — уверяю вас: спортсмены и болельщики из Удмуртии от этого ничуть не страдают. Судите сами: если трехэтапный Кубок страны по трековым гонкам привлек в этом году внимание лишь десяти спортсменов, то первый этап чемпионата Удмуртии в январе собрал на старте в два раза больше! И если раньше сильнейшими региональными сериями страны можно было считать Кубок Урала и Сибири и чемпионат Татарстана, то сегодня ижевские трековые гонки однозначно на вершине этого виртуального подиума.
В чем секрет их успеха? Не в последнюю очередь — в разумных технических требованиях: бывший раллист Ирек Даутов, отвечавший за их наполнение, постарался учесть возможности большинства спортсменов. Тогда как трековый Кубок России сегодня открыт только для машин класса Национальный, в чемпионате Удмуртии может стартовать почти любая 1600-кубовая техника — от «восьмерок» из стародавнего зачета А-1600 до навороченных машин международной категории R2B. Ну а уравниванию шансов между автомобилями разной подготовки помогает не только система весовых гандикапов, но и сама конфигурация ижевского ипподрома.
Один из эпизодов январского этапа чемпионата Удмуртии: на крыше — гость из Орла Владимир Черевань, на бруствере — ижевчане Андрей Смирнов и Александр Мингалеев
Мощность машины в столице Удмуртии не слишком критична: здешний ипподром, длина которого составляет одну русскую версту (или 1067 метров), отличается короткими прямыми и довольно крутыми поворотами. Так что на первый план в Ижевске выходит не количество «лошадей» под капотом, а настройка шасси и навыки пилота. Вот и конкурируют в Удмуртии на равных и древние «восьмерки», и современные Калины с Kia Rio, и экс-раллийные Ситроены и Peugeot. Другого такого разнообразия трековой техники точно нет нигде больше в нашей стране!
А еще в Ижевске крепко подумали над выбором покрышек для своего чемпионата. Здесь, как и в «больших» гонках, применяется моношина с 1,5-миллиметровыми «тренировочными» шипами. Но если в чемпионате и Кубке страны это финский Black Rocket BR20, то в первенстве Удмуртии используются колеса той же размерности 155R14, однако отечественного производства. Покрышки Мастер-Спорт И-398 дешевле (10 тысяч рублей за штуку), да и на весь сезон можно обойтись четырьмя новыми шинами, тогда как на всероссийских соревнованиях их требуется не менее восьми. Естественно, что все колеса продаются централизованно и сразу же после этого маркируются — чтобы избежать возможной «химии».
Ну а главное, что отличает сегодня ижевские трековые гонки от большинства других, — это уровень организации и раскрутки соревнований. 9 марта был поставлен своеобразный рекорд: за световой день организаторы умудрились провести тридцать заездов, не считая тренировок и квалификаций! А помимо участников финальных этапов Кубка России и чемпионата Удмуртии, на ледовый трек выходили пилоты на вазовской и ижевской «классике», заполнявшие паузы между основными гонками.
Победитель гонки в «заднеприводном» зачете Владимир Степанов
Зрителям, которых благодаря активности организаторов в социальных сетях вновь собралось несколько тысяч, скучать было просто некогда. Тут тебе и повторы острых моментов на большом экране, и розыгрыш билетов на гоночное такси (им в этот раз выступали две раллийные Subaru и Citroen C2 R2 Max на длинном 4,5-миллиметровом шипе), и зимний картинг внутри ипподрома, и масса призов от спонсоров, получить которые могли обладатели входных билетов. В общем, для болельщиков не гонка была, а одно сплошное удовольствие!
Спортсменам тоже было грех жаловаться: толщина намороженного льда местами достигала полуметра — и шипованные шины даже при таком количестве заездов не смогли нигде «прогрызть» дорожку до земли. За соблюдением правил на трассе следили легендарные ижевские гонщики Владимир Гольцов, Константин Антропов и Ренас Мухаметзянов, которые сами не одну собаку на ипподромных баталиях съели. Да и традиционный для российского трека вопрос с фальстартами в Ижевске был решен оригинально. Вместо привычного электронного «луча» перед всеми машинами здесь к заднему бамперу каждого автомобиля прислонялись «калитки», которые распахивались при малейшем движении автомобиля вперед до стартовой команды, однозначно фиксируя нарушение правил.
О спортивных итогах соревнования много писать не буду: таблички с результатами вы можете найти под статьей. Скажу лишь, что победу в чемпионате Удмуртии вопреки обстоятельствам одержал Александр Шувалов, который уже после квалификации был вынужден… сменить автомобиль! На его «основной» Ладе Калине вышел из строя двигатель, и ижевчанин пересел на экс-раллийный Citroen Saxo. Мало того, победить в республиканских соревнованиях по итогам сезона Шувалову не помешала даже дисквалификация в первом заезде: механики впопыхах не успели прикрутить к «саксику» балласт, из-за чего тот оказался на 60 килограммов легче положенного…
В открытом Кубке Удмуртии, куда допускались лишь пилоты на машинах Национального класса, уверенно победил тольяттинец Роман Агошков на Kia Rio. А вот итоги Кубка России в Национальном классе были подведены только спустя несколько дней: в Ижевске на автомобиль серебряного призера соревнований, Анвара Тутаева, был подан протест. Однако «вскрытие» Лады Калины казанца не выявило нарушений технических требований — и именно пилот из столицы Татарстана стал по сумме очков обладателем Кубка страны.
Ну а я, спустя много лет вновь побывав на гонках в столице Удмуртии, могу сказать только одно: браво, ижевчане! Продолжайте в том же духе!
Зимние трековые гонки
Ижевск, 9 марта
Итоговые результаты
Кубок России (класс Национальный), 3-й этап
Место | Гонщик | Город | Автомобиль |
---|---|---|---|
1 | Вячеслав Староверов | Сызрань | Лада Калина |
2 | Анвар Тутаев | Казань | Лада Калина |
3 | Расуль Минниханов | Казань | Лада Калина |
4 | Василий Кораблев | Казань | Лада Калина |
5 | Максим Корнилков | Пермь | Лада Калина |
6 | Альберт Гайнуллин | Октябрьский | Kia Rio |
Чемпионат Удмуртии (класс А-1600), 2-й этап
Место | Гонщик | Город | Автомобиль |
---|---|---|---|
1 | Роман Агошков | Тольятти | Kia Rio |
2 | Константин Данилов | Ижевск | Citroen C2 |
3 | Александр Шувалов | Ижевск | Citroen Saxo |
4 | Павел Иванов | Ижевск | ВАЗ-21083 |
5 | Раис Минниханов | Лесхоз | ВАЗ-21083 |
6 | Кирилл Плехов | Ижевск | Лада Калина |