На дне, или Куда катится чемпионат России по трековым гонкам?

Фото: Григорий Голышев | организаторы

Этот зимний сезон вновь заставил задуматься о судьбе отечественных трековых, или, как их еще раньше называли, ипподромных гонок. В общей сложности, чемпионат России в классе N-1600 привлек внимание меньше полутора десятков участников, а на его финальном этапе и вовсе стартовало шестеро спортсменов! Такого в истории нашего первенства еще не было…

Главной новинкой этого сезона стал календарь. Вместо привычных трех этапов с повышающими коэффициентами в 2019 году чемпионат страны был разыгран на четырех гонках, причем спортсменам шли в зачет три лучших результата, показанные ими в разных регионах России. А базовой техникой для нашего главного трекового турнира вновь стали 1600-кубовые машины, подготовленные по требованиям Национального класса, который весьма популярен в кольцевых соревнованиях.

Москвичи Сергей Загуменнов и Евгений Аксаков — одни из самых ярых приверженцев трековых гонок. Вот соперников с каждым годом у них становится все меньше и меньше…

На январском открытии сезона в Усадах, что в Татарстане, собралось 12 гонщиков, а первый этап выиграл действующий чемпион страны Тимур Тимерзянов. Казанец, выступающий на Kia Rio, оказался быстрее и удачливее москвича Сергея Загуменнова (Лада Калина NFR) и своего земляка Айдара Нуриева, также избравшего своим оружием корейскую технику. После участники переехали на ипподром в подмосковное Раменское, и здесь удача была уже на стороне Павла Кальмановича. Тольяттинец все же нашел общий язык со своей Kia, да и проблема первой гонки — медленные старты — оказались в прошлом.

После годичного перерыва трековый чемпионат страны вернулся на ипподром в селе Усады, что под Казанью

Нагруженный балластом по максимуму Тимерзянов, не выиграв в Подмосковье ни одного заезда, стал только восьмым. Ну а компанию Кальмановичу на подиуме составили Сергей Загуменнов, который благодаря этому вышел в лидеры чемпионата, и Николай Карамышев, вернувшийся в трековые гонки после перерыва на хэтчбеке Volkswagen Polo.

Дебют хэтчбеков Volkswagen Polo на ипподроме получился смазанным: лучшим достижением их пилотов стал подиум курянина Николая Карамышева в Раменском

Две гонки — два победителя. Казалось бы, вторая половина сезона обещает болельщикам интересную концовку трекового первенства. Но, увы, получилось иначе. Третий этап в Набережных Челнах для многих оказался «лишним», поскольку в зачет чемпионата шло по одной гонке из каждого региона — Московской области, Татарстана и Удмуртии. Памятуя об этом, те пилоты, что показали хороший результат на открытии сезона, в Набережных Челнах боролись скорее не за первое, а за последнее место! Ведь плохой результат позволял им перед финалом сбросить балласт, который в трековых гонках располагают над задней осью автомобиля. В итоге на третьем этапе случился настоящий звездопад: Нуриев — седьмой, Загуменнов — восьмой, а первый лидер сезона Тимерзянов — девятый в гонке из одиннадцати участников!

Ошибки и столкновения с соперниками в Раменском помешали Тимуру Тимерзянову сохранить завоеванное в 2018-м трековое золото. А впереди у казанца — старты в чемпионате мира по ралли-кроссу, где он продолжит выступать на 600-сильном хэтчбеке Hyundai i20 за команду GRX Taneco

После перезаезда за первое место с Расулем Миннихановым челнинский этап выиграл Павел Кальманович — неудача в Усадах заставила его идти ва-банк. После чего чемпионат отправился в Ижевск — и там вместо драмы получился фарс. На финал сезона прибыло всего шесть гонщиков, что привело к экстра-короткой таблице заездов и уменьшенному начислению очков. 60 баллов вместо привычных ста за победу оставили в гонке за титулом только двоих — Кальмановича и Загуменнова. При этом, чтобы стать чемпионом, тольяттинцу достаточно было финишировать сразу за преследователем…

Это могло бы быть очень непросто, если бы Загуменнов реально боролся за победу в гонке. Но москвич побывал в паре мелких столкновений и закончил финальный этап только четвертым. Кальманович классифицировался пятым — и этого оказалось достаточно, чтобы Павел впервые выиграл чемпионат России по трековым гонкам. Победа на ижевском этапе позволила Тимуру Тимерзянову взять серебро отечественного первенства, а Сергей Загуменнов стал в нем третьим, оттеснив на четвертую строчку личного зачета Айдара Нуриева.

Победа в трековом чемпионате позволила Павлу Кальмановичу добавить третий титул в свою золотую коллекцию — до этого тольяттинец выигрывал отечественное первенство в кольце и ралли-кроссе

Чуть раньше закончился и трековый сезон в младшей дисциплине — Кубке России в классе Национальный. На этапах в Кургане, Усадах и Набережных Челнах максимальное количество участников не превышало восьми, а всего в серии стартовало 12 пилотов. Обладателем Кубка России в этот раз стал титулованный тольяттинец Дмитрий Брагин.

Нынешний трековый сезон оставил странное послевкусие — и дело не только в смазанной концовке чемпионата России. По сути дела, сегодня у нас существует два одинаковых турнира, рассчитанных на 160-сильную технику Национального класса, и, по большому счету, на тех же самых участников. Что в Кубке, что в чемпионате России гонщики используют покрышки Black Rocket с 1,5-миллиметровыми шипами, а вся разница — по сути, лишь в размере стартовых взносов. В итоге параллельное существование этих серий хоть и удовлетворяет запросам номенклатурного разнообразия, но по факту два зимних турнира только отбирают друг у друга участников!

Гонками поддержки в Подмосковье и Удмуртии стали соревнования на отечественной классике. Причем в Раменском заезды Волг были порой даже интереснее, чем «основное блюдо» — в них было больше борьбы!

И хотя трибуны Раменского и Ижевского ипподрома каждый год собирают по несколько тысяч зрителей, наши трековые гонки не развиваются. Увы, даже смена технического регламента, произошедшая несколько лет назад, когда акцент в чемпионате России был сдвинут в пользу более доступного класса Национальный вместо международного R2B, не привела к наполнению зимней серии участниками. Так, может быть, пора искать рецепт российского трекового автомобиля без оглядки на его унификацию с другими гоночными дисциплинами?

Чемпионат России по трековым гонкам
Класс N-1600
Итоговые результаты

Место Гонщик Город Автомобиль Очки
1 Павел Кальманович Тольятти Kia Rio 210
2 Тимур Тимерзянов Казань Kia Rio 187
3 Сергей Загуменнов Москва Лада Калина NFR 185
4 Айдар Нуриев Казань Kia Rio 161
5 Евгений Аксаков Раменское Citroen Saxo 140
6 Роман Агошков Тольятти Kia Rio X-Line 102

Кубок России по трековым гонкам
Класс Национальный
Итоговые результаты

Место Гонщик Город Автомобиль Очки
1 Дмитрий Брагин Тольятти Лада Калина 160
2 Вячеслав Староверов Сызрань Лада Калина 137
3 Андрей Тюрин Верхняя Пышма Лада Калина 136
4 Расуль Минниханов Казань Лада Калина 128
5 Александр Шувалов Ижевск Лада Калина 79
6 Раис Минниханов Лесхоз Лада Калина 57

Рекомендованные статьи