Участники Европейской серии Ле-Ман изрядно потрудились на разогреве перед стартом «марафонского» чемпионата мира

Участники Европейской серии Ле-Ман изрядно потрудились на разогреве перед стартом «марафонского» чемпионата мира
Автоспорт | 18 апреля 2016
Фото: European Le Mans Series

Настоящим приключением в духе старых-добрых 60-х стал первый в этом году уик-энд Европейской серии Ле-Ман (ELMS). Гонки проходили на разогреве у чемпионата мира FIA WEC на трассе Сильверстоун. Это означало, что внушительный пелотон, разросшийся за зиму до 44 машин, ютился в гаражах вдоль старой стартовой прямой. Впрочем, «марафонцам» к походным условиям не привыкать – в крайнем случае, у них есть теплый моторхоум, в котором можно укрыться от непогоды. А вот некоторым отважным болельщикам, которые решили провести весь уик-энд на трассе, ночуя в палатках, не позавидуешь – утром в субботу дождь сменился самым настоящим снегопадом!

Пару лет назад о таком количестве гонщиков в ELMS можно было только мечтать. В первом ряду второй справа – Фредерик Соссе, гонщик-любитель, из-за инфекции потерявший руки и ноги. Он выступает на прототипе Morgan с управлением, полностью выведенным на рулевое колесо

Капризы погоды добавили остроты и без того насыщенному действу. Сверх нормы перипетиями гонок зарядились продрогшие зрители, для которых четырехчасовой марафон ELMS в субботу стал лишь аперитивом перед заездом FIA WEC; на два фронта работали некоторые команды, а кое-кто из гонщиков за один день даже умудрился поучаствовать не только в заездах на Сильверстоуне, но и в сессиях на Брендс-Хэтч, где проходил этап местного чемпионата GT.

Чрезмерная загрузка календаря была вызвана тем, что, например, организаторы британского GT в выборе дат полностью зависят от Стефана Рателя, который недавно включился в управление и американским чемпионатом GT3, после чего получил прозвище «всемирного босса» в этом классе. Вдобавок ко всему на эти же выходные Британская ассоциация моторных видов спорта (MSA) умудрилась поставить и второй этап популярнейшего кузовного чемпионата BTCC, что проходил в Донингтоне. Местным болельщикам, которые разбираются в гонках едва ли не лучше всех в Европе, явно не позавидуешь с таким расписанием. Но загружаться пришлось не только зрителям, но и тем, от кого зависит безопасность соревнований. Знаменитые своим энтузиазмом британские работники трассы (те самые маршалы, которые заведуют флагами и помогают эвакуировать машины из гравийных ловушек) часто перемещаются с одного автодрома на другой, чтобы усилить местные команды. А на сей раз им пришлось работать аж на три фронта!

Но вернемся в Сильверстоун. Если в прошлом году класс LMP3 в ELMS выглядел бедным родственником, то теперь его экипажи составляют большую часть заявочного листа. Отчего же этот зачет стал таким популярным? Здесь, как ни странно, снова не обошлось без Рателя. Француз, организовывая свой класс GT3, в первую очередь полагался на широкий круг гонщиков-любителей, которым тогда было слишком накладно тратиться на «серьезную» технику. Со временем же производители, чтобы прорекламировать перед возможными покупателями свою продукцию, стали приглашать ведущих пилотов: некоторые команды порой уже невозможно отличить от полностью заводских, какими бы вывесками они ни прикрывались. В итоге началась неизбежная гонка вооружений – и гонщики-любители в один прекрасный день с удивлением обнаружили, что цены на технику GT3 подобрались к отметке в полмиллиона евро!

Участники LMP3 создают живую «массовку», частенько невольно вмешиваясь в борьбу лидеров общего зачета

Отчаяться джентльмен-драйверы не успели, так как в Западном автомобильном клубе (АСО) быстро предложили альтернативу: прототипы LMP3 стоимостью не выше 134 тысяч евро. Учитывая то, что по темпу новинка почти не уступает, а по уровню прижимной силы и тормозам существенно превосходит GT3, предложение оказалось невероятно заманчивым. Пионеры зачета из английской фирмы Ginetta толком не смогли извлечь выгоду из ситуации (их прототипы в 2015 году были больше похожи на плохо собранные модели из конструктора), а вот французы из Ligier по достоинству оценили усилия соотечественников из АСО: в разные чемпионаты уже продано около тридцати машин Ligier JS P3! Накал борьбы за кошельки джентльмен-драйверов сегодня так велик, что под ударом оказываются целые чемпионаты. Например, французская серия FFSA GT, допустившая на старт гонок машины LMP3, тут же потеряла большую часть представителей GT3, которые выразили намерения выступать в более профессиональных чемпионатах…

Для ELMS наличие разросшегося зачета LMP3 выгодно, а вот гонщикам LMP2 не позавидуешь: далеко не все соперники из младшего класса привыкли смотреть в зеркала заднего вида. К счастью, на Сильверстоуне обошлось без существенных происшествий, но лидерам пришлось изрядно потрудиться, объезжая неторопливых любителей активного отдыха. Из всего списка участников LMP3 даже болельщик со стажем узнает лишь пару-тройку фамилий. Так, за команду United Autosports, активно пробующую силы в разных первенствах, едет Алекс Брандл. А в квалификации до последних секунд первое место удерживал специалист по гонкам GT3 Дино Лунарди. Победителями же заезда стали возобновивший прерванную в 2003 году карьеру англичанин Кристиан Ингланд, Алекс Брандл и американец Майк Гуаш, выступавший в мотокроссе в начале 80-х и начавший карьеру в автоспорте на таком высоком уровне лишь в 2010 году.

Старт заезда. В LMP3 не все прогрели шины, что привело к разворотам, а Лео Руссел (синий прототип слева), уворачиваясь от внезапно сбросившего скорость соперника, направил машину прямо в стену

В ведущем классе LMP2 знакомых лиц куда больше. В этом году под российским флагом тут выступает сразу две команды: G-Drive Racing, заручившаяся технической поддержкой лидеров зачета из Jota Sport, и SMP Racing. Второй коллектив должен был стать базой для возвращения в Ле-Ман легендарной команды Courage, но пока что прибытие Ива Куража задерживается. Зато в составе SMP в ELMS едут именно те, кто под присмотром француза испытывал российский прототип BR01 зимой: монегаск Стефано Колетти, немец Андреас Вирт и примкнувший к ним колумбиец Хулиан Леаль. Неожиданно в заявке на гонку появился и второй экипаж: итальянец Антонио Джовинацци, индонезиец Шон Гелаель (в честь спонсоров которого российский прототип примерил новую ливрею) и новозеландец Митч Эванс. Станет ли это разовой акцией или же на следующих этапах красно-желтое купе появится вновь, во многом зависит от планов Гелаеля. Кстати, ехали эти два экипажа на прошлогодних прототипах BR01, в то время как для основной команды в FIA WEC были построены два новеньких автомобиля и еще один запасной.

И ехали оба трио SMP Racing весьма неплохо, учитывая тот факт, что лишь второй, «внеплановый» экипаж имел хоть какой-то опыт выступления в марафонских заездах. Колетти, например, честно признался, что ему еще только предстоит освоиться в условиях, когда машина уже не только «его», а «общая». Благодаря усилиям монегаска и компании на финише заезда, изобиловавшего аварийными ситуациями (в основном, в исполнении представителей LMP3), была надежда увидеть полностью российский командный подиум в «абсолюте». Однако на финальной остановке у Эванса возникала заминка, а затем Митч сбавил темп и пропустил конкурентов, завершив заезд пятым. Справедливости ради отметим, что в середине заезда все шло к тому, что за второе место будет бороться команда знаменитых французов Оливье Паниса и Фабьена Бартеза и английский коллектив Greaves, в составе которого оставил сильное впечатление поляк Якуб Гирмазяк, ранее выступавший в Суперкубке Porsche. Однако оба этих экипажа потеряли время из-за технических проблем.

Прототип BR01 впервые выступал в цветах, отличных от «заводских» бело-красно-синих. Дальнейшие его выезды в такой раскраске зависят от планов Шона Гелаеэля и его спонсоров

«Бронзу» у наших в итоге отобрал экипаж команды SO24 by Lombard: победитель 24 часов Ле-Мана Оливье Ломбар, бывший «заводчанин» фирмы Alpine Винсан Капиллэр и Джонатан Коулман. Коллектив этот примечателен тем, что его соучредителем является Жан Ломбар, бывший тренером известных французских пилотов Эрика Элари и Кристофа Бушю, а за вывеской SO24 скрывается организация, готовящая спортсменов на базе гоночной школы в Ле-Мане. В дополнение ко всему, французы потрудились над визуальными эффектами: ливрея их прототипа Ligier JS P2 живо напоминала легендарную раскраску чемпионских машин команды Silk Cut Jaguar.

Победу в заезде одержал экипаж G-Drive Racing. В основе трио все те же лица, что и в прошлом году ковали достижения «могучей 38»: один из быстрейших в классе Гарри Тинкнелл (которому в воскресенье предстояло выступать в составе заводской команды Ford в FIA WEC), а также босс Jota Sport Саймон Дулэн. В этом году к ним присоединился Гидо ван дер Гарде. На счет последнего были небольшие сомнения, но финальный отрезок, выданный голландцем, развеял скептицизм – пришелец из Формулы-1 достойно дополнил коллектив. А уж что творит Тинкнелл за рулем открытого и, надо сказать, древнего прототипа Gibson 015S! Один только обгон двух соперников в притирку со внутренним краем дороги чего стоит. Конкуренцию экипажу G-Drive могли бы составить завсегдатаи зачета из команды Thiriet, однако их машина без видимых причин вылетела с трассы и серьезно приложилась о барьер.

Представители двух команд, выступающих под российским флагом, поздравляют друг друга с успехом

В классе GTE гонка прошла относительно спокойно, но последние круги омрачились аварией: уже доказавший свою скорость Ричи Стенвей (Aston Martin Racing) переоценил силы и буквально выбил на торможении Ferrari команды белорусов Александров Талканиц. После финиша судьи наказали обидчика, и команда AT Racing вернулась на третью позицию, которая через пару часов превратилась во вторую: на технической инспекции выяснилось, что на Ferrari 458 победителей из опытной команды JMW был установлен неомологированный сплиттер. Так победа перешла к коллективу, выросшему в британском GT, Beachdean Aston Martin, в составе которого ехали заводчане Даррен Тернер, Алекс МакДауэлл и Эндрю Говард.

Команда JMW, далеко не первый год выступающая в марафонах, провела блестящую гонку, но после финиша была лишена победы
Тщательная проверка всех систем. Частники из Beachdean снова заручились поддержкой заводских гонщиков и не прогадали. На фоне других независимых команд купе Aston Martin выглядит весьма сильно
0 / 0

В итоге заезд ELMS получился весьма насыщенным и до, и после финиша. С учетом того, что продемонстрировали на трассе некоторые представители LMP3, все с небольшой опаской готовятся к следующему этапу, который пройдет 15 мая в Имоле. Ведь там бетонные стены местами куда ближе к узкой ленте асфальта, чем на Сильверстоуне…

Чемпионат ELMS    
Положение после первого этапа
Личный зачет LMP2

Место Гонщик Страна Автомобиль Очки
1 Гидо ван дер Гарде Нидерланды Gibson 015S Nissan 25
1 Гарри Тинкнелл Великобритания Gibson 015S Nissan 25
1 Саймон Дулэн Великобритания Gibson 015S Nissan 25
2 Андреас Вирт Германия BR01 Nissan 18
2 Хулиан Леаль Колумбия BR01 Nissan 18
2 Стефано Колетти Монако BR01 Nissan 18
3 Джонатан Коулман Великобритания Ligier JS P2 Judd 15
3 Оливье Ломбар Франция Ligier JS P2 Judd 15
3 Винасан Капиллэр Франция Ligier JS P2 Judd 15

Командный зачет LMP2

Место Команда Страна Автомобиль Очки
1 G-Drive Racing Россия Gibson 015S Nissan 25
2 SMP Racing №32 Россия BR01 Nissan 18
3 SO24! by Lombard Франция Ligier JS P2 Judd 15
4 Krohn Racing США Ligier JS P2 Nissan 12
5 SMP Racing №44 Россия BR01 Nissan 10
6 Race Performance Швейцария Oreca 03R Nissan 8
7 IDEC Sport Racing Франция Ligier JS P2 Judd 6
8 Greaves Motorsport Великобритания Ligier JS P2 Nissan 4
9 Panis Barthez Competition Франция Ligier JS P2 Nissan 2
10 Algarve Pro Racing Португалия Ligier JS P2 Nissan 1

Рекомендованные статьи