В чем причины рокировки Ферстаппена и Квята? Кто тянет вверх самого юного гонщика чемпионата мира?
В этой колонке про увольнение Квята практически ничего не будет про самого Квята. Макс Ферстаппен должен был перейти в Red Bull уже в ходе сезона — гонкой раньше, гонкой позже, но это случилось бы. Сочинские коллизии только дали для рокировки повод. Успехи или ошибки Дани в нынешнем году не имели особого значения. Это нужно очень хорошо осознать — прежде всего самому российскому гонщику, чтобы адекватно воспринимать ту ситуацию, в которую он попал и в которой от него почти ничего не зависело.
Когда в 2001 году Петер Заубер решил посадить в кокпит недостаточно опытного и слишком молодого финского новичка, это вызвало в паддоке нешуточное волнение. Многие действующие пилоты Формулы-1 высказывались о недопустимости появления в пелотоне «недорослей», сомнения выражал и тогдашний глава FIA Макс Мосли. Даже суперлицензию финну выдали временную, чтобы легко было отозвать, если парень оплошает. Стоит ли говорить, что блестящий дебют Кими Райкконена и его дальнейшая звездная карьера заставили взглянуть на проблему по-другому. Спустя полтора десятилетия никого не удивляет появление в Формуле-1 очень молодых людей. Более того, молодость стала определенной «фишкой», которая позволяет дебютанту чемпионата мира сразу приобрести большое количество поклонников и привлекает к нему внимание.
В этом плане Макс Ферстаппен перещеголял всех — и останется непревзойденным, поскольку теперь правила изменили и больше 17-летних школьников в Формулу-1 не допустят. Уже в самом попадании Ферстаппена в молодежную программу Red Bull сошлись две причины, которые два года спустя приведут к его «обмену» с Квятом. Первая причина — агрессивный, на грани шантажа, нажим окружения юного гонщика, прежде всего его отца Йоса Ферстаппена. Вторая — желание руководства Red Bull снять свои рекламные дивиденды с аттракциона «самый юный пилот Формулы-1 в истории».
Разберемся с первой причиной. Да, сыновья гонщиков часто рождаются, что называется, с бензином в крови. Многие из них выбирают ту же самую карьеру, что и отцы — а некоторые еще и добиваются значительных успехов. При этом бывшие пилоты, разумеется, передают детям свой опыт и опекают их — а иногда даже работают менеджерами. Но смешно было бы говорить, например, что именно Кеке Росбергу обязан своей яркой карьерой сын Нико, а Кевина Магнуссена когда-то взяли в McLaren, потому что за него замолвил словечко его отец Ян.
Ситуация Макса Ферстаппена и его брутального папаши Йоса принципиально иная. Здесь налицо классический случай, который психологи называют родительской проекцией. Родители, о чем-то страстно мечтавшие, но не добившиеся этого в своей собственной жизни, делают все возможное, чтобы этих целей достигли хотя бы их дети. Йос, как и любой молодой парень, занимающийся автоспортом, хотел стать великим гонщиком. Не вышло. Более того, ему не повезло в свой первый же формульный сезон (1994 год, команда Benetton) оказаться в одной команде с великим Михаэлем Шумахером. Талант Шумми очень ярко высвечивал ту скромную меру способностей, которая была отпущена его напарникам… А ведь тот сезон был лучшим в карьере Йоса, все остальное время он выступал за откровенно слабые команды — и повесил шлем на гвоздь с репутацией середняка. Но сын-то у него точно уж должен стать великим!
Карьеру Максу выстроил его отец. Именно он условием участия в молодежной программе Red Bull ставил твердые гарантии дебюта в Формуле-1. Именно он шантажировал слухами о том, что к его сыну проявляют интерес Ferrari и другие хорошие команды (уже неважно, реальным был этот интерес или слухи умело инспирировались). Именно он и сейчас ни на миг не ослабляет прессинг по отношению к нынешним работодателям сына.
Но в продвижении Ферстаппена-младшего заинтересован и сам Red Bull. Как говорил герой одного популярного телефильма, молодость — это недостаток, который быстро проходит. В прошлом году компания Red Bull выжала все соки из темы «самый молодой в истории гонщик чемпионата мира». Теперь настало время подоить тему «самый юный пилот топ-команды». Это для нас рокировка — прежде всего понижение в статусе Даниила Квята. Для всего остального мира не столь уж и важно, кого там из Red Bull уволили или куда-то перевели. Важно, кого взяли в топ-команду! Особенно для тех, кто следит за Формулой-1 вполглаза (а именно за внимание этой «пограничной» аудитории идет сражение — фанаты смотрят и так). Для них это событие означает примерно следующее: тот молодой парень, про которого, помните, говорили в прошлом году – вот сейчас он будет ездить за крутую команду! Правда? Ух ты, посмотрим! И на болид с большой рекламной надписью будет устремлено повышенное внимание миллионов дополнительных телезрителей.
Есть и еще одна причина для перевода Ферстаппена в Red Bull. Парень явно «словил звездочку», начал требовать к себе особого отношения команды и до предела обострил свои отношения с партнером. Апофеозом его звездной болезни стало решение по выбору шин в сочинской квалификации, принятое вопреки мнению руководителя Toro Rosso Франца Тоста. С точки зрения командной субординации это нарушение покруче, чем ошибка на трассе, хоть узнало о нем на порядок меньше народа! И вот что интересно. Гоночного инженера Макса за этот проступок уволили — а самого пилота повысили. Есть ли в этом логика? Есть. Молодое дарование надо слегка охладить и привести в чувство — возможно, даже за счет некоторого снижения самооценки. И место в более статусной команде, как ни парадоксально, в этом поможет.
Агрессия Ферстаппена-младшего достигла невероятных высот, поскольку противостоял ему Карлос Сайнс-младший — интеллигентный сын интеллигентного отца. Но и руководство Toro Rosso уже не могло оставаться в стороне от откровенного неуважения к команде, которую демонстрировала юная «звезда», решившая, что ей все позволено. А в Red Bull не забалуешь! И право на какие-то претензии там еще надо завоевать. Причем противостоять Максу будет опытный Даниэль Риккьярдо — улыбчивый, но довольно жесткий человек. А жесткость Дэна будет проистекать из ситуации. Ему теперь недостаточно просто выигрывать у нового партнера. Ясно, что небольшое преимущество австралийца будут объяснять привыканием Ферстаппена к новой технике, адаптацией в коллективе, молодостью, неопытностью. Чтобы остаться лидером Red Bull (и, возможно, претендентом на место в Ferrari), Даниэль должен растоптать Макса, уничтожить его, стереть в порошок всю его звездность и все его амбиции. Чем Риккьярдо наверняка и планирует заняться, начиная с гонки в Барселоне.
Выстоит ли юный пилот под таким напором? Если выстоит — перед нами, действительно, будущий чемпион мира. У меня есть ощущение, что прессинг для него будет слишком велик. Возможно, оно ошибочно — но довольно скоро мы сможем это проверить.
Казалось бы, рокировкой Ферстаппена и Квята гоночный холдинг Red Bull решил множество своих проблем и достиг нескольких целей. Хельмут Марко, который наверняка был инициатором перемены, теперь рассказывает, что все это делалось и в интересах Квята тоже — дескать, Даниилу дали еще один шанс. Но команда Кристиана Хорнера, тем не менее, этим решением солидно подпортила себе карму. Мы еще продолжим этот разговор, выяснив, что потерял Red Bull и что может приобрести Даня Квят.