«Такой автоспорт нам не нужен!» Что не так с виртуальными гонками?

Фото: f1esports.com | nbcsports.com | the-race.com

В период пандемии коронавируса в наш лексикон вошли понятия «самоизоляция», «удаленка», «социальное дистанцирование». А словарный запас автоспортивных болельщиков также пополнился понятием «виртуальные гонки». Понятие очень спорное — и вот почему.

Гонки в период пандемии

Злосчастный CОVID-19 поставил весь гоночный мир на паузу, как и многие другие сферы нашей жизни. Гонок не будет как минимум до июня — ни в чемпионатах мира, ни в региональных, ни в национальных сериях. Пилотам и болельщикам надо хоть чем-то занять себя в это вынужденное затишье, поэтому на место настоящих гонок пришли виртуальные — на трассах в rFactor 2, iRacing, F1 2019 и других компьютерных играх. Свои турниры организовала не только Формула-1, но и более скромные Кубок мира по Турингу, европейское первенство по ралли и даже российская серия кольцевых гонок.

За уик-энд проходит не меньше гонок, чем в недавней реальности, а то и больше. К примеру, в минувшие выходные из-за католической Пасхи изначально не планировалось ни одного крупного гоночного соревнования. А так мы увидели гонку MotoGP на трассе Муджелло с участием многократных чемпионов Марка Маркеса и Валентино Росси, гонку IndyCar на овале Michigan International Speedway и Кубок легенд на трассе Себринг с участием бывших звезд Королевы автоспорта Дженсона Баттона, Хуана-Пабло Монтойи и Жака Вильнёва. В следующие выходные пройдет третий этап виртуальной Формулы-1.

Ведь здорово, что есть хоть такие гонки? На первый взгляд, да. С другой стороны, уж очень странное ощущение остается после этих соревнований. Нет риска, нет опасности, нет переживаний за того или иного пилота, нет эмоций. А после финиша возникает ощущение самообмана, как после безалкогольного пива.

Где реализм?

Один из главных недостатков виртуальных гонок наряду с искусственностью — это, конечно, визуал. При просмотре видеоподборок гоночных компьютерных игр за последние 15—20 лет прогресс в графике выглядит гигантским. И тем не менее до воспроизведения реалистичной картинки разработчикам еще очень и очень далеко.

Взять F1 2019 компании Codemasters: детали машин и автодромов воспроизведены с такой точностью, что можно проехать трассы в обратном направлении и сделать выводы, где можно проводить «реверсивные» гонки, а где — нет. Играть интересно. Но вот для просмотра картинка просто ужасна: нереалистичное отражение света, постоянная дымка и ухудшение визуализации машин на среднем и дальнем фокусе.

Добавим к этому нулевое оформление трансляции — без повторов, тайминга и вообще без графики FOM — и получим абсолютно несмотрибельный продукт. И все равно, что Шарль Леклер везет всем 15 секунд, а Джордж Рассел на болиде Williams едет на подиум. Гонка просто не воспринимается всерьез — компьютерная игрушка и не более того. И так можно сказать про большинство виртуальных заездов.

Не состав участников, а сборная солянка

Еще одна причина, по которой трудно проникнуться виртуальной гонкой, — пестрый состав участников. В официальном турнире Формулы-1 на старт первой гонки на трассе Сахир вышли всего два действующих пилота — Ландо Норрис и Николас Латифи. А в Альберт-Парке к ним примкнули Шарль Леклер, Алекс Албон, Джордж Рассел, Антонио Джовинацци. Итого всего-навсего шесть боевых гонщиков, то есть почти одна четвертая от всех участников.

Организатор, департамент Формулы-1 по киберспорту, приглашал всех гонщиков. Но одни, как Даниил Квят, просто не горят желанием участвовать, а у других, как у Себастьяна Феттеля, желание есть, но нет симулятора дома. Вот и получается, что на старт вместе с профессиональными пилотами выходят симрейсеры Джимми Бродбент и Нунцио Тудиско, игрок в крикет Бен Стоукс, певец Лиам Пейн, игрок в гольф Айан Поултер и гонщики младших серий Гуань Ю Чжоу, Кристиан Лундгор, а также бывшие пилоты F1 Дженсон Баттон, Энтони Дэвидсон, Джонни Херберт. Какая уж тут альтернатива настоящему Гран При? В официальном компьютерном соревновании MotoGP на старт выходят только профессиональные мотогонщики, но их всего десять, а соревнуются они с помощью геймпадов, что уничтожает на корню все ощущение реалистичности происходящего.

Другие заезды — это частные инициативы. All-Star Esport Battle организует британский автоспортивный сайт The Race, а за гонками Veloce Esports стоит действующий чемпион Формулы-E Жан-Эрик Вернь. Поэтому состав участников там по определению получается смешанным.

Впрочем, это не значит, что совсем уж неинтересно. Есть любопытные форматы. Стоит отметить Кубок легенд The Race, в котором едут исключительно бывшие гонщики. На старт первого заезда вышел даже двукратный чемпион Формулы-1 73-летний Эмерсон Фиттипальди. Эксперимент Veloce Esports с дуэлями на выбывание получился удачным: в финале гонщик F1 Ландо Норрис опередил на 0,067 секунды симрейсера Бенджамина Дэли. Но классический гоночный формат с действующими, бывшими гонщиками и симрейсерами — сплошная мешанина. Соревнованием это точно не назвать.

Не везде все так безнадежно

Относительно близкие к реальности гонки проходят разве что в американских сериях IndyCar и NASCAR. В отличие от европейских соревнований, там все серьезно: хардкорный симулятор iRacing, три десятка профессиональных гонщиков на старте, причем у некоторых есть личные спонсоры и даже гоночные инженеры, помогающие в настройке машины. Тут вам и инфографика, и повторы острых моментов. Гонки транслируются на ТВ, этап NASCAR в Техасе показал даже российский канал Матч! Арена, а комментировали соревнование Алексей Попов и Владимир Башмаков. Так что американские организаторы более-менее адаптировали виртуальные гонки под зрительскую аудиторию.

Все остальное, давайте скажем по правде, — развлечение исключительно для гонщиков. Смотреть такие гонки тяжело, скучно и бессмысленно даже в самоизоляции. Лучше включить записи старых гонок или, в конце концов, поиграть самому. Хоть в гоночные симуляторы 15—20-летней давности — Grand Prix 4, F1 Challenge, менеджер Grand Prix World. Это подарит куда больше эмоций.

Рекомендованные статьи