Возвращение к старому формату квалификации может стать предвестником серьезных изменений в Формуле-1

Фото: команды-участницы

Уже с Гран При Китая новая форма проведения квалификаций, которая никому не понравилась, должна смениться на прошлогоднюю. Во всяком случае, к этому призвало письмо одиннадцати команд, которые наконец-то нашли повод для единства. То, что неудачный формат квалификации рано или поздно был бы отменен – это не удивительно. Гораздо интереснее реакция на письмо Жана Тодта и Берни Экклстоуна – они обещали обеспечить отмену неудачного эксперимента уже на ближайшей гонке. Как же так, ведь для изменения правил требуется согласие аж двух инстанций – Комиссии Формулы-1 и Всемирного совета FIA по автоспорту?

Пока каждая команда Формулы-1 думает только о своих интересах, эффективного руководства чемпионатом мира им ждать не стоит
Комиссия примет любое решение – если за него будут и руководители чемпионата, и представители команд. Всемирный совет тоже не встанет на пути – и для этого нет необходимости собирать его заседание, достаточно распространена процедура голосования путем отсылки сообщений, через факс. Но еще раз обратим внимание на важное обстоятельство: Жан и Берни не захотели и дальше тянуть время, предлагая разные альтернативные варианты перемены формата. Не секрет, что командам предлагали комбинировать новые (в первых двух квалификационных заездах) и старые (в финале) правила. Потом возникла идея суммировать два лучших времени на круге. Не исключено, что подобное законотворчество могло бы продолжаться еще долго. Ведь возвращение к прежнему – это признание собственной неправоты, а кому же хочется   вслух признаваться в ошибках!

И, тем не менее, после написания письма игнорировать общее мнение всех участников чемпионата стало уже невозможно. Тодт и Экклстоун согласились, что продолжение экспериментов не в интересах спорта. То, с какой поспешностью командам пошли навстречу – очень важный показатель силы их совместного выступления. Патронирует чемпионат Тодт, организует все Экклстоун, владеет коммерческими правами и распределяет прибыли фонд CVC Capital. Но вычеркните из этого процесса участников чемпионата – и получится дырка от бублика, обертка от конфеты без самой конфеты.

Берни Экклстоун не может идти против воли команд, если они выражают ее прямо и определенно
Почему же до сих пор удавалось проталкивать стратегически неверные, не отвечающие интересам большинства участников Формулы-1 решения вроде перехода на гибридные двигатели? Только потому, что единая позиция команд отсутствовала, и их разногласиями умело пользовались. Поможет ли научиться договариваться друг с другом только что показанная эффективность совместного решения? В стратегическом плане – несомненно. То, что экономическая ситуация вокруг Формулы-1 не самая веселая, очевидно. Рано или поздно это приведет к кризису, выбраться из которого команды смогут только совместно. Чем скорее они это осознают – тем лучше. Но, боюсь, прозрение может затянуться.

Лакмусовой бумажкой, тестом на умение команд вести совместные действия, будет принятие регламента на 2017 год. Скоро мы все узнаем – событие не должно произойти позже 30 апреля. И так уже затянули! Более того, лишили очередную революцию регламента ее главной составляющей – перехода на более простые и дешевые силовые установки. Теперь отказ от современных гибридов уже не рассматривается всерьез. Возможные только промежуточные варианты: либо разрешение дешевого альтернативного мотора, либо гарантии низких цен на продукцию нынешних поставщиков. Пока с перспективами принятия решений все плохо: многим командам в новых правилах что-то не нравится – и поэтому они выступают против изменений. Не более трети участников пелотона сейчас готовы голосовать за перемены.

Двигаться в одну сторону, соревнуясь друг с другом - только в этом залог успеха. Метод лебедя, рака и щуки в Формуле-1 не работает
Ситуация может развиваться по трем вариантам. Первый, идеальный – по поводу снижения расходов на моторы (в том или ином виде) договорятся. Это будет шаг к оздоровлению Формулы-1. Шаг, демонстрирующий коллективную мудрость и способность встать над узкокорпоративными интересами. Второй вариант развития событий – если силовые установки оставят в покое, но введут в действие хотя бы то, что уже приняли – изменение геометрических характеристик машин Формулы-1, анонсированное на 2017 год. Не факт, что новые болиды будут лучше прежних. С обгонами у пилотов могут возникнуть проблемы – я уже писал об этом в своем анализе ситуации, и недавние высказывания многих гонщиков, в том числе и Нико Росберга, подтверждают подобные опасения. Но, тем не менее, принятие хотя бы таких изменений будет еще одним результативным совместным действием команд Формулы-1. Решением, не навязанным со стороны, а принятым ими самостоятельно. Сейчас формульное сообщество похоже на младенца, который учится ходить. Вполне возможно, что он сделает неверный шаг, но любой шаг ведет к осознанию способности самостоятельно передвигаться!  

И, наконец, худший вариант – если команды опять ни о чем не договорятся, и изменение регламента будет отложено на 2018 год. Вроде бы ничего страшного не произойдет: существует же как-то Формула и сегодня, мы смотрим интересные гонки… Но то, что персоналу некоторых команд снова задерживают зарплату – прямое следствие несбалансированности экономического механизма Формулы-1. Когда ежегодный бюджет в сотню миллионов долларов (двадцать лет назад считавшийся отличным) означает лишь прозябание – ситуация ненормальная. Откладывание преобразований «на потом» будет означать только одно – команды так и не научились находить общий язык. И единодушный протест против ужасного квалификационного формата был всего лишь малозначащим эпизодом.  

Рекомендованные статьи