Yaris-Матти Латвала! Финский раллист принес Тойоте первую победу после возвращения в WRC

Фото: Red Bull | zimbio.com | команды-участницы | Лина Арнаутова

В них сомневались. Их критиковали. Над ними смеялись. В ответ на это таинственная и немногословная команда из Пуупполы сперва взобралась на подиум в Монте-Карло, а следом оформила и первую в своей новой истории победу — в снежно-ледовой Швеции.

Первого полноценного зимнего этапа «мирового» сезона ждали с особым нетерпением. Ралли Швеция, славящееся своими сверхскоростными спецучастками (поспорить с ним могут разве что этапы в Финляндии и Польше) обещало наглядным образом продемонстрировать настоящую прыть новых автомобилей WRC, которым определенно не хватало простора на узких тропах в окрестностях Монако. Результат превзошел все ожидания: средние скорости на спецучастках оказались столь велики, что организаторам в какой-то момент было рекомендовано отменить повторное прохождение самого протяженного спецучастка гонки — 32-километрового СУ Knon.

Кто дальше? Традиционное состязание по прыжкам с трамплина Colin' Crest в этот раз выиграл Мадс Остберг, пролетевший 44 метра

На трассе и впрямь было быстро — правда, в основном для тех из участников, кто отличился еще на первом этапе сезона. Переждав открывший гонку ночной «ипподромный» доп в Карлстаде (лучшее время там досталось Яри-Матти Латвале), вперед вырвался лидер команды Hyundai Тьерри Невилль. Проведя утреннюю секцию пятницы с переменным успехом — сперва создав преимущество, но затем сбавив темп из опасения повредить машину — бельгиец организовал решительную атаку на дневном отрезке, окончательно перехватив лидерство и создав приличный по меркам шведского этапа отрыв в 28 секунд.

Ноль — именно столько спецучастков выиграли Швеции пилоты марки Citroen. На фото — Крейг Брин

Во вторую строчку «абсолюта» мертвой хваткой вцепился Яри-Матти Латвала. Соперничать с Невиллем в чистой скорости трехкратный победитель ралли Швеция не мог, однако остальных финн обставлял более чем уверенно: ни Отт Тянак, ни тем более расчищающий трассу соперникам Себастьен Ожье никак не могли угнаться за маленьким Ярисом. Ситуация изменилась лишь в субботу, когда Невилль решил сбросить темп, позволив выступить на первый план Тянаку. Тогда эстонский пилот команды M-Sport выиграл три спецучастка и до конца дня сократил отставание от Латвалы до 3,8 секунды. Ну а сам Яри-Матти к тому моменту неожиданно стал лидером ралли Швеция!

В какой-то мере скандинавские события до боли напоминали сценарий ралли Монте-Карло. Как и на первом этапе, большую часть дистанции доминировал пилот марки Hyundai, без видимых усилий опережающий любого из соперников. Но, как и в Монако, преимуществу Невилля пришел конец с наступлением заключительного спецучастка субботы. На СУ15 — все том же «ипподроме» в Карлстаде — Тьерри неожиданно повторил маневр, аналогичный тому, что в 2009-м году лишил команду Ford верного дубля в ралли Польша. В одном из поворотов лидер ралли зацепил ограждение трассы, мгновенно сломав рулевое управление и выбыв из гонки…

Как бы то ни было, авария Тьерри обеспечила ралли Швеция интригу финального дня. Воскресным утром на победу мог претендовать уже не один пилот, а сразу трое: компанию Тянаку, буквально наступавшему Латвале на пятки, готовился составить расположившийся в 16 секундах от первой позиции Ожье. Некоторые болельщики уже начали предвкушать привычное представление: финн и эстонец один за другим допускают нелепые промахи, не в силах устоять под прессингом лучшего раллиста планеты, лишь по недоразумению оказавшегося на третьей позиции...

В Швеции Отт Тянак выглядел куда увереннее Себастьена Ожье: эстонца не выбила из колеи даже капризничающая коробка передач его Фиесты!

Однако вместо этого ошибся сам Ожье! В первом же повороте первого же утреннего спецучастка обычно аккуратный француз неожиданно подмял под себя сугроб, после чего развернул автомобиль поперек дороги и заглох. Обеспеченные этим маневром почти полминуты отставания сразу же вычеркнули Себастьена из списка претендентов на победу. Ну а стартовавшие следом за чемпионом мира Тянак и Латвала достаточно быстро выяснили «кто есть кто»: за два прохода по 21-километровому СУ Likenäs финский пилот Тойоты нарастил свое преимущество до двадцати секунд. У Отта — столкнувшегося, к тому же, с неприятной тенденцией автомобиля разворачиваться в медленных виражах — не было другого варианта, кроме как признать поражение. Яри-Матти же, вопреки ожиданиям, не стал сбрасывать темп и на финальном Power Stage, выиграв третий доп подряд и положив в свою копилку максимально возможное количество очков.

В руках Яри-Матти Латвалы Тойота преобразилась: после гонки Себастьен Ожье признал, что в Швеции не увидел в Ярисе ничего общего с той машиной, которую тестировал в декабре...
«Обеспокоюсь, когда они начнут выигрывать у меня в равных условиях» — так оценил свое поражение в Швеции Себастьен Ожье
0 / 0

По сценарию «как в Монако» завершили шведский этап и три других спортсмена, расположившиеся по итогам гонки на позициях с четвертой по шестую. Роль лучшего из остальных вновь примерил на себя пилот Hyundai Дани Сордо. Испанец провел эталонную для себя гонку, не «засветившись» нигде — если не считать победы на злополучном для Невилля СУ в Карлстаде. Пятое место досталось Крейгу Брину, дебютировавшему за рулем хэтчбека Citroen C3 WRC. На этот раз обошлось без острой борьбы с Сордо: первую половину дистанции ирландец мужественно преодолевал сугробы, вылетал с трассы и крошил аэродинамический обвес, а под занавес гонки боролся с непокорным автомобилем. Третий пилот команды M-Sport WRT Элфин Эванс после прокола в пятницу и проблем с двигателем Фиесты WRC на заключительных спецучастках финишировал шестым.

Выступление Хэйдена Пэддона было омрачено отказом усилителя рулевого управления, стоившего новозеландцу четырех минут отставания. Без них пилот Hyundai мог бы рассчитывать на четвертое место...

«Как в Монако» получилось и у Криса Мика с Юхо Хянниненом. Лидер команды Citroen дважды покидал пределы трассы, во втором случае засев в сугробе более чем на восемь минут и потеряв всякие надежды на приличный результат. Хяннинен же вновь, как и на первом этапе сезона, оформил сход в первый день, врезавшись в дерево и повредив радиатор своего Яриса.

До своего вылета с трассы Крис Мик шел в темпе Себастьена Ожье
В отличие от партнера по команде, Юхо Хяннинену пока не удается добраться до финиша без проблем
0 / 0

Отдельного упоминания заслуживает дебют в чемпионате мира первого в истории частного автомобиля WRC образца 2017 года под управлением Мадса Остберга. Норвежец заявил о себе, установив лучший результат еще на шейкдауне, однако в гонке ничего не смог противопоставить более опытным в обращении с новой техникой соперникам. К отсутствию должного наката добавились и проблемы с коробкой передач (повлекшие за собой 50-секундный штраф за поздний выезд из зоны сервиса), а на быстрой секции СУ5 автомобиль Остберга лишился массивного антикрыла, без которого оказался попросту неуправляемым. Норвежец был вынужден оформить сход, а вернувшись в гонку по системе Rally 2, Мадс довольствовался 15-м результатом.

В зачете WRC 2 вновь не было равных заводскому пилоту команды Skoda Motorsport. Исполнявший в Швеции эту роль Понтус Тидеманд достаточно быстро расправился с еще одним пилотом Фабии R5, Оле-Кристианом Вейби из Норвегии, оставив того самостоятельно разбираться с еще одним соперником — протеже команды M-Sport Теему Суниненом. Их схватка за серебро завершилась в пользу более опытного финна.

Выиграв в Швеции, Понтус Тидеманд поравнялся с Андреасом Миккельсеном в чемпионате WRC 2. У обоих сейчас по 25 очков

Впервые стартовал в ралли Швеция экипаж Алексея Лукьянюка и Алексея Арнаутова: россияне избрали своим оружием все тот же хэтчбек Ford Fiesta R5, который принес им в прошлом сезоне титул вице-чемпионов Европы. Петербуржцы провели непростую гонку, успев потерять время в сугробе и дважды сойдя с дистанции: в пятницу — из-за сломавшегося карданнного вала, а в субботу — в результате поломки нижнего рычага подвески. Тем не менее, в отсутствие проблем Лукьянюк демонстрировал времена в первой пятерке зачета WRC 2. А попутно Алексей сильно выручил Хеннинга Сольберга: многоопытный норвежец, выступавший на Шкоде, после своего переворота одолжил лобовое стекло с «прокатной» Фабии петербуржца!

Алексей Лукьянюк и Алексей Арнаутов

Чуть менее чем через месяц участникам чемпионата мира предстоит выйти на старт ралли Мексика. Там команде Toyota — а с ней и остальным коллективам — впервые предстоит столкнуться с гравийным покрытием и высокогорными условиями. И если до старта в Швеции в адрес коллектива Томми Мякинена еще отпускались веселые шуточки, то перед заокеанским этапом Латвалу и его маленький Yaris WRC определенно будут оценивать куда серьезнее...

Rally Sweden
Чемпионат мира, 2-й этап
Карлстад (Швеция), 9-12 февраля
Общая длина трассы - 1415,83 км, состоялось 17 СУ - 300,14 км
Стартовал 41 экипаж, классифицировано 32
Абсолютный зачет

Место Экипаж Страна Автомобиль Время
1 Я.Латвала/М.Анттила Финляндия Toyota Yaris WRC 2:36.03,6
2 О.Тянак/М. Ярвеоя Эстония Ford Fiesta WRC +29,2
3 С.Ожье/Ж.Инграссиа Франция Ford Fiesta WRC +59,5
4 Д.Сордо/М.Марти Испания Hyundai i20 Coupe WRC +2.11,5
5 К.Брин/С.Мартин Ирландия/Великобритания Citroën C3 WRC +2.51,2
6 Э.Эванс/Д.Бэрритт Великобритания Ford Fiesta WRC +5.26,6
7 Х.Пэддон/Д.Кеннард Новая Зеландия Hyundai i20 Coupe WRC +5.31,2
8 С.Лефевр/Г.Моро Франция Citroën DS3 WRC +7.14,7
9 П.Тидеманд/Й.Андерссон Швеция Škoda Fabia R5 +9.11,1
10 Т.Сунинен/М.Марккула Финляндия Ford Fiesta R5 +10.02,9

Положение в чемпионате мира среди пилотов

Место Пилот Страна Автомобиль Очки
1 Яри-Матти Латвала Финляндия Toyota Yaris WRC 48
2 Себастьен Ожье Франция Ford Fiesta WRC 44
3 Отт Тянак Эстония Ford Fiesta WRC 33
4 Дани Сордо Испания Hyundai i20 Coupe WRC 25
5 Крейг Брин Ирландия Citroën C3/DS3 WRC 20
6 Элфин Эванс Великобритания Ford Fiesta WRC 18
7 Стефан Лефевр Франция Citroën C3/DS3 WRC 10
8 Тьерри Невилль Бельгия Hyundai i20 Coupe WRC 8
9 Хэйден Пэддон Новая Зеландия Hyundai i20 Coupe WRC 7
10 Андреас Миккельсен Норвегия Škoda Fabia R5 6

Положение в чемпионате мира среди команд

Место Команда Очки
1 M-Sport World Rally Team 73
2 Toyota GAZOO Racing World Rally Team 53
3 Hyundai Motorsport 40
4 Citroën Total Abu Dhabi World Rally Team 26

 

Рекомендованные статьи