Два часа в заносе: каково ездить на «классике» в длинных ледовых гонках

Фото: Антон Михайлов | Виталий Бочкарев | Мария Чайка | Руслан Самарин

Шлем на мне, гоночные ремни затянуты, машина урчит. Единственное но: идет второй круг гонки, я стою поперек трассы, а сзади несется двадцать заднеприводных автомобилей! Это настоящий зимний эндуранс: боком по льду, но не 30 секунд, как в дрифте, а два часа и с общим стартом!

Эх, если бы такое случилось в прошлом году, когда в длинных гонках на Урале стартовало в два раза меньше участников, тогда Жигули, быть может, и остались целыми. Мимо пролетает первая машина, вторая, третья. И вот уже конец первой группы из восьми автомобилей. Ба-а-а-бах! Полетело заднее стекло, крышка багажника — и наша с напарником Алексеем Наумовым «пятерка» превратилась в хэтчбек. Уж лучше бы в универсал: именно они задают тон не только в зимнем дрифте, но и в кольцевых соревнованиях на льду. Просидев на снежном бруствере еще три с лишним минуты, наш экипаж по итогам двух часов гонки занял пятое место среди 22 участников. И это наш худший результат за два года выступлений в эндурансе!

Сегодня гонки длинного формата проходят и на Нижегородском кольце, и на трассе Казань Ринг. Но настоящую популярность эндуранс снискал на льду озер: высокие скорости и возможность постоянно менять конфигурацию трассы привлекают большое количество участников. Такие соревнования проводятся в Чувашии, Пермском крае и республике Марий Эл, ну а самой мощной по составу стала четырехэтапная серия Ural Winter Endurance на Верх-Исетском водохранилище в Екатеринбурге.

Правила этого турнира с виду просты: в гонке продолжительностью один-два часа участвуют два пилота, которые должны смениться во время обязательного пит-стопа. Успешные экипажи используют радиосвязь, механика и менеджера, который следит за экипажем на трассе, чтобы предупреждать о круговых или соперниках, а также за временем заезда на пит-стоп.

Радиосвязь — важный навигатор в меняющихся условиях длинных гонок

Для участия в уральской серии подходит любой заднеприводный автомобиль, на который надо установить дублирующие стоп-сигналы, спортивное сиденье и ремни. При этом стоимость участия всего три тысячи рублей за несколько часов чистого гоночного времени! Неудивительно, что с 2018 года, кроме костяка дрифтеров, в ряды участников стали вливаться раллисты, а также пилоты из спринтов и даже прокатного картинга.

Главное достижение уральских организаторов в нынешнем сезоне — это полноценный электронный хронометраж. Раньше судьям приходилось разбивать участников на группы и проводить полуфиналы, так как «вручную» точно отследить положение машин на протяжении всего заезда было проблематично. А вот определение стартовых позиций жеребьевкой на финальном этапе серии показалось не слишком удачным решением. С этим нам явно не повезло: только 14-е место на решетке. Зато потом обгонять было весело: лишь за полторы минуты гонки я сумел обойти восемь соперников!

Кроме жигулевского класса на стандартных шинах в Екатеринбурге проводили заезды на одинаковых купе Mazda MX-5, обутых в спортивные колеса с шипом 2,5 мм. Эта серия сменила собственника, но не место проведения. При ценнике сто пятьдесят тысяч рублей за машину на этап с полным сопровождением турнир привлек внимание участников из разных уголков России.

«Классика» — самая быстрая на льду? Как бы не так: Mazda MX-5 на шинах размерности 205/55 R16 выиграла квалификацию первого этапа уральского турнира. Однако на следующих гонках машину решили поберечь: слишком дорогие кузовные элементы!

Мазду я тоже попробовал в одной из гонок. Управление кардинально отличается от Жигулей: MX-5 на спортивных шинах Michelin едет максимально быстро только в заносе. Перед поворотом без тормозов: максимальный угол, чтобы погасить скорость, а на выходе поменьше, чтобы набрать. Настоящий дрифт без всяких скидок! Однако пилоты из Москвы, кроме участия в монокубке MX-5, решили стартовать и в классе Жигулей: уж больно плотная и интересная там борьба.

После прошлого сезона нашу с Алексеем «пятерку» (с мотором 1.6 и коробкой передач от Mazda MX-5 1989 года) хотели было запретить: слишком большим оказался отрыв на финише. Но за кругами преимущества стояла долгая работа перед каждым этапом: эксперименты с колеей, покрышками разной обкатки, игра с балластом. И, конечно, шины! В прошлые годы вопроса, какую модель выбрать, не возникало: Continental ContiIceContact BD, первая серийная шина с вклеенным шипом, ехала быстрее и стабильнее всех остальных. Однако в этом сезоне покрышки, выпущенные 5-6 лет тому назад, окончательно «протухли» — пришлось переходить на конкурентов.

Казанцы Юрий Егоров и Алексей Аксянов (на фото справа) приехали на первый этап в Екатеринбург за тысячу километров и не ударили в грязь лицом — экипаж на Иже завоевал третье место!

Сегодня самые быстрые шины на льду с посадочным диаметром 13 и 14 дюймов — это Nokian Hakkapeliitta 8 или 9. Выиграв первый этап уральского эндуранса на «девятке», взятой взаймы, мы решили рискнуть и купили у серого дилера Bridgestone Noranza 001 — покрышки, изготовленные по технологии off-take в России на заводе Nokian, но продающиеся только на территории Скандинавии. Второй этап тоже оказался за нами — при этом главным соперником стал Дамир Идиятулин, известный дрифтер из Красноярска. А вот на третьем произошла осечка: мы просто не могли себе представить, что шины Bridgestone так быстро изнашиваются! Шипы вроде все на месте, а скорости нет: разбивается посадочное отверстие и шип ложится на лед, а не втыкается. В результате — только третье место…

На зимний сезон в эндурансе понадобится минимум полтора—два комплекта шин

К финальному этапу у быстрых экипажей сложилась следующая конфигурация шин: Hakkapeliitta 9 спереди для управляемости и Hakkapeliitta 8 на задней оси для разгона. Причем в размерности 175/65 R14, так как «155-е» покрышки скупили по всей России сибиряки, участвовавшие в серии Winter Drift Battle. И хотя на подиум из-за описанной в самом начале статьи ситуации нам с Алексеем попасть не удалось, однако главное — очередную дозу адреналина и удовольствия — мы все же получили!

Комплекс трасс на льду Верх-Исетского водорхранилища впечатляет своими масштабами

Просматривая видео с многочисленных онбордов, понимаешь: зимний эндуранс — это хоть и любительский, малобюджетный и низкоскоростной, но настоящий автоспорт. Работа с настройкой машины, тактика на гонку и, конечно, бесконечное количество обгонов, где круговой всегда борется с тобой, словно за позицию! Ждем следующей зимы!

Рекомендованные статьи