Жигулюкасы: продолжаем охоту за призами в раллийной серии Lada Classic Cup
Знаете, как в Литве называют советские Жигули? Ziguliukas. И на старте второго этапа раллийной серии Lada Classic Cup этих самых Жигулюкасов было ровно десять. А я вновь выступил штурманом в экипаже Клима Байкова — он сюда, в городок Утена, приехал из Кирова.
Здесь мы с Климом уже бывали зимой — на Halls Winter Rally (АР №4, 2015). Но от прежней трассы организаторы не оставили и следа, подготовив 140 новых «боевых» километров! А все оттого, что у двух гонок разные «папы». Зимнее ралли проводил литовский участник Дакара Бенедиктас Ванагас, а за летнее взялся Мартинас Самсонас — глава фирмы Samsonas Motorsport, которая производит в Утене известные в гоночном мире коробки передач.
Объединял два ралли лишь улыбчивый мэр Утены Альвидас Катинас. В марте он выиграл перевыборы — и на радостях даже учредил для победителей специальный приз, высеченный из гранита. А побороться за него было кому: в Утене в общей сложности стартовало 96 экипажей, представлявших 11 стран!
Только из Великобритании и Ирландии в Литву по приглашению Самсонаса прибыло семеро гонщиков. Был и настоящий американец Мэтт Бранденбург — он, как и голландский ветеран Эдвин Абринг, отец Кевина, выступающего сейчас в заводской команде Hyundai, стартовал на арендованной BMW. Жаль, оценить таланты Мэтта никто не успел: на первом же спецучастке заморский гость сошел из-за перегрева двигателя…
Не хватали звезд с прибалтийского неба и европейцы. Ирландец Дерек Макгихэн, даром что выступал на могучем Mini John Cooper Works WRC, едва пробился в первую десятку. Лишь чуть лучше выступил поляк Ярослав Колтун: обладатель хэтчбека Ford Fiesta R5 оказался только седьмым. К слову, хозяева и гонщики из сопредельных стран не имели преимущества в знании трассы: маршрут-то был новым! И, добавлю, не всегда похожим на то, к чему привыкли пилоты из Прибалтики.
Вы бы слышали, как стартовавшие вместе с нами в конце пелотона литовцы костерили трассу! Помнят, ох, помнят нашу ненормативную лексику! Узкие лесные тропы были так распаханы после двух проходов сотни автомобилей, что мысли были уже не о скорости, а том, как бы не завязнуть и сохранить машину. Впрочем, нам это бездорожье, если не считать потери переднего спойлера, оказалось нипочем: после того как в межсезонье Клим приладил к машине рулевую «рейку» от ижевской Оды вместо архаичного червячного механизма (привет строгим российским техтребованиям!), о согнутых сошках мы благополучно забыли.
В самом быстром моноприводном классе L9 лучшее время показал Дмитрий Никончук на BMW M3. Однако пробитый поддон картера двигателя и 50-секундный штраф за опоздание на судейский пункт отбросили петербуржца на третью строчку
Но пригодились запчасти и от старого рулевого механизма: они быстро разошлись по другим экипажам Жигулей, загнувшим в колее все, что может гнуться.
Дороги второго дня оказались плотнее — и мы уже могли покуражиться перед тысячами зрителей, стоявшими вдоль классной «трехмерной» трассы. Жаль, литовские гранды не порадовали своих болельщиков. Лидировавший Мартинас Самсонас (да-да, тот же самый!) не попал в поворот и лишил свой Mitsubishi Lancer Evo VIII одного колеса, а шедший вторым на десятой «Эволюции» Витаутас Швядас хоть и остался на четырех колесах, но вчистую слил гонку петербуржцу Алексею Лукьянюку.
В начале лета стало понятно, что совместная программа стартов Лукаса и украинца Евгения Червоненко в чемпионате Европы подошла к концу из-за проблем с финансами. Теперь главной целью Лукьянюка и его российского штурмана Алексея Арнаутова стала подготовка к финскому этапу чемпионата мира, где петербуржцам предстоит впервые стартовать на «топовом» хэтчбеке Ford Fiesta RS WRC. Ну а на ралли в Утене Лукас выступал на нетривиальной машине — полноприводном хэтчбеке Mitsubishi Colt с агрегатами от Evo IX.
Mitsubishi Colt Алексея Лукьянюка оснащен двигателем и трансмиссией от «Эволюшена». Однако из-за короткой базы машина получилась слишком нервной: по словам петербуржца, она не дает расслабиться даже на прямых!
Ох и досталось же этому Кольту от Лукьянюка! На тестовом участке сломался амортизатор, а на СУ1 с турбины соскочил патрубок. Однако в конце концов «японка» смирилась с напором Лукаса: экипаж двух Алексеев выиграл семь спецучастков, а после схода Самсонаса — и все ралли. Хотя на финиш российский Colt прибыл без третьей и четвертой передач…
А вот в категории Lada Classic Cup у россиян — в том числе, увы, и у нас — шансов на победу не было никаких, а все из-за реактивного литовца Довиласа Чутеле! Более десяти лет назад уроженцу Каунаса не стало хватать денег на выступления на полном приводе, он пересел на Жигули — да так к ним и прикипел. К слову, удовольствия от езды на «классике» ничуть не меньше, а уж простора для творчества... Теперь Довилас Чутеле строит раллийные Жигули и немцам, и россиянам, а его уникальный кольцевой универсал ВАЗ-2104 с турбодвигателем берет призы на 1000-километровом марафоне в Паланге.
А вот своей раллийной «пятеркой» Довилас недоволен: «классического» мотора с четырехдроссельным впрыском и независимой задней подвески от BMW уже маловато, чтобы бороться с двухлитровыми Опелями и Хондами. Но 180 «лошадок» ему вполне хватило, чтобы укатить и от нас, и от других Жигулюкасов в точку: как Клим ни упирался, но лишь однажды мы показали лучшее время на допе. Да и то не из-за нашей удали, а из-за «зависшей» КПП на машине Довиласа — которую Чутеле тут же и починил, разобрав пол-Жигулей при помощи подручного инструмента!
В итоге мы с Байковым принялись выяснять отношения с другим литовцем, Тадасом Каушакисом, выступавшим на «копейке» с двухлитровым мотором от Опеля. Опередили его — и укрепили свой статус вечно вторых: это уже третье наше «серебро» на соревнованиях в Литве. Я, кстати, должен вам напомнить, что быть вторым — еще не значит жить хуже!
Другие члены российской «жигулевской» сборной провели менее результативную, но более яркую гонку. Например, краснодарские братья Максим и Артем Дзюба поразили дерево — да так метко, что поршни в моторе их «пятерки» встретились с клапанами. Их земляк Евгений Бащенко, прибывший в Утену своим ходом (на полминуточки, за две тысячи километров), перевернулся на том же СУ2. Но за ночь на пару со штурманом они худо-бедно восстановили свою «пятерку» — и благополучно финишировали.
Угодив в болотце, братья Сорокины подумали, что на этом гонка для них закончена. Но литовские болельщики оказались на сей счет совсем другого мнения!
А больше всего приключений выпало братьям Евгению и Алексею Сорокиным, представлявшим Ростов-на-Дону и Краснодар. Сначала мотор их «копейки» начал греться, заставляя южан после каждого допа искать прилегающие к трассе водоемы. Вскоре зажглась лампа аварийного давления масла — тревожный намек на скорую кончину двигателя. Это было не все. Провидение будто прознало о проблеме с перегревом мотора, но решило ее грубовато: машина вылетела с трассы и замерла в придорожном болоте. Но вы не знаете горячих литовских болельщиков! Они вызволили «копейку», та добралась до финиша, а сами Сорокины еще и получили из рук легендарного Стасиса Брундзы автобиографическую книгу «Янтарные трассы».
Такая книга теперь есть и у нас с Климом. Одна загвоздка: она издана пока что только на литовском и венгерском языках — ведь в Венгрии по сей день сохраняется культ раллийных Жигулей! Не махнуть ли нам в следующий раз к мадьярам? А как будет «Жигули» по-венгерски?
Советская мода
Заднеприводная техника родом из СССР в последнее время все чаще появляется не только на раллийных, но и на кольцевых трассах. В 2012 году на автодроме в Санкт-Петербурге зародилась серия «Легенды советского автоспорта»: выступать в ней можно на Жигулях и Москвичах с серийными двигателями, а все техническое творчество ограничено игрой с амортизаторами, пружинами и углами установки колес. Невысокая стоимость «входного билета» (машину под ключ, включая покупку «донора», можно подготовить за 150 тысяч рублей) дала свои плоды — и в прошлогоднем турнире участвовало почти три десятка пилотов!
Одновременно с питерцами решили возрождать традиции и на автодроме «Нижегородское кольцо» — только здесь гоняют не на Жигулях, а на Волгах. Автомобили — ГАЗ-24, техтребования — советские, покрышки — дорожные. И если для официального автоспорта Волги уже давно умерли, то в нижегородском чемпионате они живее всех живых: в сезоне-2014 на трассе NRing соревновалось 17 участников. Причем большинство машин — не из «запасников», а свежепостроенные. В 2013 году кольцевые гонки на Жигулях, Москвичах и Волгах возобновились в столице — в виде соревнований Moscow Classic Grand Prix.
Но все это меркнет по сравнению с популярностью «заднеприводных» гонок в Прибалтике! В 2010 году рижские энтузиасты возродили на трассе Бикерниеки соревнования на Волгах, а сегодня шестиэтапный турнир «Янтарное кольцо» разыгрывается в Эстонии и Латвии уже в шести классах машин. Стартуют не только Волги и Жигули (которые, как и в СССР, разбиты на зачеты 1300 и 1600), но и болиды «исторических» формул Восток и Мондиаль! Этим летом участники «Янтарного кольца» побывали на трассе Moscow Raceway — и провели своеобразную матчевую встречу латвийских гонщиков и участников столичного турнира. Одних только Волг вышло 19, а победили во всех основных классах... Спортсмены из Прибалтики! Все по советской моде, не к ночи будь сказано.