Зимние трековые гонки в России: от Волги – до Енисея!
Чемпионат и Кубок страны по трековым гонкам, как известно, финишировали еще в первые дни весны в Ижевске. Однако сезон у любителей быстрой езды по ледяным и снежным овалам на этом не закончился: региональные баталии продолжались вплоть до 20 марта, когда на пермском стадионе Локомотив поставили финальную точку уральские спортсмены. Чем же запомнились в этом году трековые соревнования в разных уголках России?
Начну с востока, а точнее – с Восточной Сибири, где разыгрывался открытый чемпионат Красноярского края. Это трековое первенство ныне оказалось «красно-черным»: три его этапа прошли на автодроме Красное кольцо в краевом центре, а еще два – на трассе Черное кольцо около города Черногорска, что в республике Хакасия. Машины в Восточной Сибири, по старинке, были обуты в шины без шипов, а еще этот чемпионат был примечателен тем, что в заднеприводном классе здесь по-прежнему доминировали Волги!
Первым в зачете Д2-2500 стал Александр Щетинин из Красноярска, а вторым – Денис Самсонов из Ачинска, который летом выезжает на своей «волжанке» на кольцевые гонки в Москву, Нижний Новгород и даже Прибалтику! Ну а в более многочисленном классе Национальный, где стартовала переднеприводная вазовская техника, опытные красноярцы Андрей Талашкевич и Вениамин Пушкарев переиграли в споре за титул еще одного маститого автокроссмена, Владислава Решетнева из Кемерово.
Главным нашим «нешипованным» трековым турниром вот уже третий сезон подряд стал Кубок Урала, Сибири и республики Казахстан. Несмотря на отмену финального этапа этой серии в Новосибирске, ее география все равно впечатляла: две гонки принял ипподром в Омске, а еще по одной – длинные овалы в Кургане, Тюмени, Барнауле и казахстанском Петропавловске. Как и в предыдущие годы, в переднеприводном зачете А-1600 тут доминировали омичи, а в заднеприводном классе Д2К – курганцы. При этом лишь двум гонщикам-ветеранам, Игорю Усову на Калине и Сергею Крылову на Жигулях, удалось выиграть хотя бы по два этапа серии. Они же, по первым прикидкам, и стали обладателями Кубка.
Однако самый весомый приз по ходу «уральско-сибирско-казахстанского» турнира заработал другой многоопытный спортсмен, Станислав Сергеев из Барнаула. За победу на домашнем этапе Кубка он получил Ладу Гранту, которую выставил на кон местный пивоваренный завод.
В отличие от сибиряков, подавляющее большинство уральских пилотов выбрало трековые соревнования совсем другого формата: гонки по 400-метровым стадионам на переднеприводных машинах, обутых в спортивные покрышки с 1,5-миллиметровыми шипами. Официальный чемпионат Уральского федерального округа в дисциплине Трек-400, который разыгрывался в Свердловской и Курганской областях, привлек внимание почти трех десятков участников. Ну а лучшим из них оказался молодой екатеринбуржец Максим Чернев на ВАЗ-21083, который в 2015 году стал победителем Российской серии кольцевых гонок в зачете Супер-продакшн.
А вот в открытом чемпионате Пермского края, Свердловской и Кировской областей, который также разыгрывался на 400-метровых трассах, Чернев стал в плотной борьбе только вторым. Победу в пермском финале этой многоэтапной серии отпраздновал Игорь Шемякин из Камышлова на Калине, который в летние месяцы выступает в автокроссе и уже становился в 2013 году обладателем Кубка России в дивизионе Д2Н.
Пермяки и свердловчане живо включились в борьбу за призы нового межрегионального чемпионата, а вот кировчане увы, в баталиях на «восточном фронте» не участвовали. Впрочем, трековые бойцы с берегов Вятки тоже не просиживали штаны. Во-первых, они стартовали в трех этапах автошоу Русская зима в кировском городке Слободской, а во-вторых, вятичи по традиции мерялись силами с соперниками в чемпионате Супер-шип, что проводится в республике Коми.
Правда, от «злых» 4,5-миллиметровых шипов нынешней теплой зимой пришлось отказаться даже организаторам этого турнира – чтобы не испортить лед Республиканского стадиона в Сыктывкаре, спортивные машины пришлось переобувать в шины с «полуторной» ошиповкой. Победил в четырехэтапной серии хозяин трассы Сергей Шерстобитов, а «серебро», невзирая на переворот в финальной гонке, отвоевал у соперников пилот другой вазовской «восьмерки», Иван Турышев.
Любопытно, что в республике Коми, в отличие от большинства других мест распространения Трека-400, конкурентоспособны и иномарки. Например, Владимир Шустиков на хэтчбеке Honda Civic стал бронзовым призером Супер-шипа, а Николай Новожилов, выступающий на «гибриде» Opel Corsa с двигателем и трансмиссией от Хонды, вышел победителем кировского автошоу Русская зима.
Еще два крупных турнира были разыграны зимой в Удмуртии и Татарстане. С ипподромами в этих республиках проблем нет, и поэтому баталии здесь проходили на «классических» для отечественного трека длинных трассах. Соревнования и там, и там проводились в двух 1600-кубовых классах – «бюджетном» Национальном и более свободных Объединенном (Татарстан) и А-1600 (Удмуртия). Ну а поскольку всем автомобилям в обоих регионах были предписаны отечественные моношины Мастер-спорт с 1,5-миллиметровыми шипами, то соседи с удовольствием ездили и друг к другу.
В Татарстане на ипподромах в Усадах и Набережных Челнах доминировали вазовские Калины – их пилоты оккупировали пьедестал в обоих классах. В Национальном отличился обладатель Кубка России, тольяттинец Дмитрий Брагин, оставивший позади трехкратного чемпиона Европы по ралли-кроссу Тимура Тимерзянова и еще одного казанца, Тимура Шигабутдинова. Обладатели «серебра» и «бронзы» в Объединенном классе оказались теми же – только верх над двумя Тимурами взял уже не Брагин, а казанец Айдар Нуриев.
А еще чемпионат Татарстана запомнился благотворительной гонкой в Набережных Челнах – ее организатор, народный певец республики Салават Фатхутдинов, по традиции передает все собранные на соревновании средства в местный Дом ребенка. Да и гонщиков Салават Закиевич, не так давно сам выступавший в автокроссе, привечает от души – в этом году призы получил победитель каждого из 16 заездов! Не удивительно, что гонка в Набережных Челнах поставила рекорд сезона по числу участников – на ее старт только в Объединенном классе вышло 25 спортсменов.
Высокой «явкой» порадовали и все три этапа чемпионата и Кубка Удмуртии: зачет в серии получили почти три десятка спортсменов, семнадцать из которых представляли собственно Ижевск. А ведь еще несколько лет назад трековиков в республике можно было пересчитать по пальцам! И хотя в этом сезоне на легендарном ижевском ипподроме гастролировали гости из Татарстана, Перми, Челябинска, Орла и Тольятти, главные призы так и остались в Удмуртии. Ильдар Фаттахов на Калине стал обладателем титула в классе Национальный, а Максим Загуменнов (ВАЗ-11193), Александр Шувалов (Citroen Saxo) и Павел Иванов (ВАЗ-21083) составили тройку призеров в более наполненном зачете А-1600.
Конечно, я упомянул далеко не обо всех трековых турнирах, проходивших этой зимой в России – например, за кадром остались гонки в Пензе и Череповце. Но, как говаривал Козьма Прутков, нельзя объять необъятное…