Зимние трековые гонки в России: от Волги – до Енисея!

Фото: vk.com/komisport | vk.com/rooksaf | vk.com/stksibadi.omsk | Александр Зюбин | Антон Басанаев | Иван Март | Михаил Афанасьев | Сергей Гутман

Чемпионат и Кубок страны по трековым гонкам, как известно, финишировали еще в первые дни весны в Ижевске. Однако сезон у любителей быстрой езды по ледяным и снежным овалам на этом не закончился: региональные баталии продолжались вплоть до 20 марта, когда на пермском стадионе Локомотив поставили финальную точку уральские спортсмены. Чем же запомнились в этом году трековые соревнования в разных уголках России?

В трековых заездах на стадионах (на снимке – пермский Локомотив) стартует по четыре машины, а на ипподромах – до шести

Начну с востока, а точнее – с Восточной Сибири, где разыгрывался открытый чемпионат Красноярского края. Это трековое первенство ныне оказалось «красно-черным»: три его этапа прошли на автодроме Красное кольцо в краевом центре, а еще два – на трассе Черное кольцо около города Черногорска, что в республике Хакасия. Машины в Восточной Сибири, по старинке, были обуты в шины без шипов, а еще этот чемпионат был примечателен тем, что в заднеприводном классе здесь по-прежнему доминировали Волги!

Первым в зачете Д2-2500 стал Александр Щетинин из Красноярска, а вторым – Денис Самсонов из Ачинска, который летом выезжает на своей «волжанке» на кольцевые гонки в Москву, Нижний Новгород и даже Прибалтику! Ну а в более многочисленном классе Национальный, где стартовала переднеприводная вазовская техника, опытные красноярцы Андрей Талашкевич и Вениамин Пушкарев переиграли в споре за титул еще одного маститого автокроссмена, Владислава Решетнева из Кемерово.

Вот такие оригинальные призы приготовили для спортсменов организаторы трековых гонок в Хакасии

Главным нашим «нешипованным» трековым турниром вот уже третий сезон подряд стал Кубок Урала, Сибири и республики Казахстан. Несмотря на отмену финального этапа этой серии в Новосибирске, ее география все равно впечатляла: две гонки принял ипподром в Омске, а еще по одной – длинные овалы в Кургане, Тюмени, Барнауле и казахстанском Петропавловске. Как и в предыдущие годы, в переднеприводном зачете А-1600 тут доминировали омичи, а в заднеприводном классе Д2К – курганцы. При этом лишь двум гонщикам-ветеранам, Игорю Усову на Калине и Сергею Крылову на Жигулях, удалось выиграть хотя бы по два этапа серии. Они же, по первым прикидкам, и стали обладателями Кубка.

Игорь Усов ведет борьбу на омском ипподроме со своим земляком Александром Доберштейном
«Нешипованный» трек предполагает езду в упоре о снежный бруствер. Или, как вариант, в упоре о соперника!
Несмотря на переворот, Евгений Войтович стал лучшим из казахстанских пилотов в Петропавловске – гонщик из Кокшетау уступил лишь четырем омским спортсменам
0 / 0

Однако самый весомый приз по ходу «уральско-сибирско-казахстанского» турнира заработал другой многоопытный спортсмен, Станислав Сергеев из Барнаула. За победу на домашнем этапе Кубка он получил Ладу Гранту, которую выставил на кон местный пивоваренный завод.

Отечественная «классика» выходит на трек далеко не во всех регионах. Самая большая ее «популяция» на сегодняшний момент – в Кургане
Так закончилась гонка в Тюмени для курганца Сергея Якуловича
0 / 0

В отличие от сибиряков, подавляющее большинство уральских пилотов выбрало трековые соревнования совсем другого формата: гонки по 400-метровым стадионам на переднеприводных машинах, обутых в спортивные покрышки с 1,5-миллиметровыми шипами. Официальный чемпионат Уральского федерального округа в дисциплине Трек-400, который разыгрывался в Свердловской и Курганской областях, привлек внимание почти трех десятков участников. Ну а лучшим из них оказался молодой екатеринбуржец Максим Чернев на ВАЗ-21083, который в 2015 году стал победителем Российской серии кольцевых гонок в зачете Супер-продакшн.

Одно из преимуществ гонок на стадионах – в том, что они могут проводиться и вечером, при искусственном освещении
Соревнования Шадринские огни в Курганской области, входящие в зачет чемпионата УрФО, традиционно собирают полные трибуны зрителей. Впереди – Максим Чернев
0 / 0

А вот в открытом чемпионате Пермского края, Свердловской и Кировской областей, который также разыгрывался на 400-метровых трассах, Чернев стал в плотной борьбе только вторым. Победу в пермском финале этой многоэтапной серии отпраздновал Игорь Шемякин из Камышлова на Калине, который в летние месяцы выступает в автокроссе и уже становился в 2013 году обладателем Кубка России в дивизионе Д2Н.

Игорь Шемякин на трассе пермского финала…
…и на верхней ступени пьедестала
0 / 0

Пермяки и свердловчане живо включились в борьбу за призы нового межрегионального чемпионата, а вот кировчане увы, в баталиях на «восточном фронте» не участвовали. Впрочем, трековые бойцы с берегов Вятки тоже не просиживали штаны. Во-первых, они стартовали в трех этапах автошоу Русская зима в кировском городке Слободской, а во-вторых, вятичи по традиции мерялись силами с соперниками в чемпионате Супер-шип, что проводится в республике Коми.

В уральских гонках «засветилась» даже новенькая Lada Kalina NFR – но выступавшему на ней екатеринбуржцу Олегу Гринкевичу лавров снискать пока не удалось

Правда, от «злых» 4,5-миллиметровых шипов нынешней теплой зимой пришлось отказаться даже организаторам этого турнира – чтобы не испортить лед Республиканского стадиона в Сыктывкаре, спортивные машины пришлось переобувать в шины с «полуторной» ошиповкой. Победил в четырехэтапной серии хозяин трассы Сергей Шерстобитов, а «серебро», невзирая на переворот в финальной гонке, отвоевал у соперников пилот другой вазовской «восьмерки», Иван Турышев.

Крушение Ивана Турышева в одном из мартовских заездов чемпионата Супер-шип

Любопытно, что в республике Коми, в отличие от большинства других мест распространения Трека-400, конкурентоспособны и иномарки. Например, Владимир Шустиков на хэтчбеке Honda Civic стал бронзовым призером Супер-шипа, а Николай Новожилов, выступающий на «гибриде» Opel Corsa с двигателем и трансмиссией от Хонды, вышел победителем кировского автошоу Русская зима.

Кто кого: сыктывкарский пилот Николай Новожилов (слева) или Станислав Гомзяков из Кирова?

Еще два крупных турнира были разыграны зимой в Удмуртии и Татарстане. С ипподромами в этих республиках проблем нет, и поэтому баталии здесь проходили на «классических» для отечественного трека длинных трассах. Соревнования и там, и там проводились в двух 1600-кубовых классах – «бюджетном» Национальном и более свободных Объединенном (Татарстан) и А-1600 (Удмуртия). Ну а поскольку всем автомобилям в обоих регионах были предписаны отечественные моношины Мастер-спорт с 1,5-миллиметровыми шипами, то соседи с удовольствием ездили и друг к другу.

Шинный «стандарт» для трека в большинстве российских регионов – 14-дюймовые покрышки И-398 фирмы Мастер-Спорт, которые производятся в Нижнекамске

В Татарстане на ипподромах в Усадах и Набережных Челнах доминировали вазовские Калины – их пилоты оккупировали пьедестал в обоих классах. В Национальном отличился обладатель Кубка России, тольяттинец Дмитрий Брагин, оставивший позади трехкратного чемпиона Европы по ралли-кроссу Тимура Тимерзянова и еще одного казанца, Тимура Шигабутдинова. Обладатели «серебра» и «бронзы» в Объединенном классе оказались теми же – только верх над двумя Тимурами взял уже не Брагин, а казанец Айдар Нуриев.

Один из заездов в Набережных Челнах. Впереди – ижевский спортсмен Ильдар Фаттахов

А еще чемпионат Татарстана запомнился благотворительной гонкой в Набережных Челнах – ее организатор, народный певец республики Салават Фатхутдинов, по традиции передает все собранные на соревновании средства в местный Дом ребенка. Да и гонщиков Салават Закиевич, не так давно сам выступавший в автокроссе, привечает от души – в этом году призы получил победитель каждого из 16 заездов! Не удивительно, что гонка в Набережных Челнах поставила рекорд сезона по числу участников – на ее старт только в Объединенном классе вышло 25 спортсменов.

Каждый заезд благотворительных соревнований был «именным»

Высокой «явкой» порадовали и все три этапа чемпионата и Кубка Удмуртии: зачет в серии получили почти три десятка спортсменов, семнадцать из которых представляли собственно Ижевск. А ведь еще несколько лет назад трековиков в республике можно было пересчитать по пальцам! И хотя в этом сезоне на легендарном ижевском ипподроме гастролировали гости из Татарстана, Перми, Челябинска, Орла и Тольятти, главные призы так и остались в Удмуртии. Ильдар Фаттахов на Калине стал обладателем титула в классе Национальный, а Максим Загуменнов (ВАЗ-11193), Александр Шувалов (Citroen Saxo) и Павел Иванов (ВАЗ-21083) составили тройку призеров в более наполненном зачете А-1600.

Типичная для трековых гонок ошибка: контакт с бруствером на выходе из виража, и «крыша» готова!
Одним из неудачников финальной гонки чемпионата Удмуртии стал хозяин трассы Альберт Миронов
Чемпионат Удмуртии в классе А-1600 порадовал разнообразием техники: помимо привычных вазовских машин, в нем участвовали «французы» Citroen Saxo, Citroen C2 и Peugeot 206
0 / 0

Конечно, я упомянул далеко не обо всех трековых турнирах, проходивших этой зимой в России – например, за кадром остались гонки в Пензе и Череповце. Но, как говаривал Козьма Прутков, нельзя объять необъятное…

Рекомендованные статьи