ЗИЛ на шасси GMC: как появились нынешние кабриолеты для парада Победы

Фото: autowp.ru | Игорь Владимирский | Из архивов автора

Уже давно не секрет, что черные кабриолеты, которые с 2010 года участвуют в параде Победы на Красной площади, только внешне похожи на классические ЗИЛы. Я же постараюсь рассказать о том, как эти машины появились на свет и почему сам Завод имени Лихачева не смог пропихнуть на службу собственные аналоги.

Впервые открытые машины приняли участие в параде 7 ноября 1953 года — тогда белых жеребцов на службе сменили фаэтоны ЗИС-110Б. Открытые версии были и у всех последующих моделей ЗИЛ, а последним парадным автомобилем советских времен стал ЗИЛ-41044 образца 1981 года. На заводе тогда сделали пять кабриолетов: один для испытаний, один для Мосфильма и три — для парадов. Кстати, а почему три? Ведь по Красной площади всегда ездят только два кабрика. Оказывается, для парадов с самого начала готовили по три автомобиля. Третий — резервный, он всегда скрыт от глаз и дежурит у Спасских ворот Кремля на случай поломки одной из основных машин. Говорят, за шестьдесят пять лет резерв так ни разу и не понадобился — оно и к лучшему, ведь в ином случае погоны с плеч полетели бы в тот же день.

А знаете, почему все парадные ЗИСы и ЗИЛы были окрашены в унылый серо-стальной цвет, хотя номенклатурные машины сплошь черные? Все просто: это цвет армейской шинели. Ведь при СССР основной парад проводили вовсе не в День Победы, а 7 ноября — на годовщину Октябрьской революции. Естественно, поздней осенью военные чины облачались в теплую одежду, под цвет которой и красили парадные машины.

Но после развала СССР канул в Лету и «день седьмого ноября», а парады начали проводить 9 мая. Пассажиры открытых ЗИЛов переоделись в более легкую военную форму, а в 2001 году министр обороны Сергей Иванов и вовсе сменил ее на традиционный черный костюм. Но сами машины все это время оставались прежними. Не просто той же модели, а именно те же кабриолеты 1981 года постройки!

Конечно, они были окружены заботой и вниманием, постоянно проходили техническое обслуживание, а их пробег за все время не так уж велик (с учетом двухмесячных репетиций парада открытые ЗИЛы ежегодно проезжают около 4000 км). Но когда в 2007-м на пост министра обороны был назначен Анатолий Сердюков, возраст серо-стальных парадников уже перевалил за четверть века — пора было на пенсию.

ЗИЛ-41044

Именно Сердюков сразу после своего назначения инициировал замену парадных кабриолетов. Вот только исполнителем был выбран не ЗИЛ, а небольшая компания Атлант-Дельта, принадлежавшая Олегу Дерипаске. Изначально основанная в 2000 году, она занималась лишь обслуживанием машин из служебного гаража Дерипаски, но потом там начали реставрировать и переделывать старые автомобили. Генеральным директором Атлант-Дельты был назначен бывший начальник кремлевского ГОНа (Гаража особого назначения) Юрий Кружилин, а техническим директором — военный инженер Игорь Мазур, до этого работавший личным водителем Дерипаски.

Первоначальный план предполагал глубокую модернизацию шести «действующих» кабриолетов — московских (ЗИЛ-41044) и питерских (еще более древних ЗИЛ-117В). Но быстро стало понятно, что их переделка получится очень кропотливой и займет больше года, то есть к следующему параду военные могли остаться вообще без торжественных машин. О замене кабриолетов иномарками не могло быть и речи: Министерство обороны настаивало, что в День Победы на Красную площадь должны выезжать именно ЗИЛы. Вариант разработки новых кабриолетов с нуля тоже не рассматривался: для этого нужен совсем другой уровень инжиниринга и совсем другие затраты, что нам впоследствии доказал проект Кортеж.

Тогда Кружилин и Мазур предложили соломоново решение — строить кабриолеты с зиловскими кузовами, но на шасси зарубежных автомобилей-доноров. Понятно, что военные восприняли эту идею без энтузиазма, однако, как потом оказалось, это было верное решение. Создавать новые автомобили планировали только для Москвы, то есть в трех экземплярах. А на смену питерским «сто семнадцатым» впоследствии были построены открытые Тигры, причем значительную часть работ по их переделке тоже взяла на себя Атлант-Дельта.

Парадный Тигр (ГАЗ-СП46)

Что касается парадников для Москвы, то техническое задание на автомобили в Атлант-Дельте разработали совместно с ГАБТУ (Главное автобронетанковое управление Министерства обороны): по габаритам и компоновке новые машины должны были полностью копировать прежние кабриолеты, но внешне соответствовать зиловским лимузинам последнего поколения — модели 41047. Черный цвет кузова и интерьера утвердил лично Сердюков — чтобы автомобиль подходил к его костюму (это уже его последователь Шойгу вернулся к военной форме). Техзадание было утверждено в июне 2007 года — менее чем через полгода после старта проекта.

Брошюра Атлант-Дельты с пометками Сердюкова

С донорами агрегатов определились довольно быстро: из США заказали три новых пикапа GMC Sierra 2500 с бензиновой шестилитровой «восьмеркой» мощностью 353 л.с., шестиступенчатым «автоматом» и задним приводом - по размерам шасси они подходили практически идеально, рамная конструкция здорово облегчала процесс замены кузова (тем более что и сами ЗИЛы рамные), а цены в США начинались всего от 30 тысяч долларов. А вот раздобыть зиловские кузова оказалось гораздо сложнее.

GMC Sierra 2500 образца 2006 года

Сначала Юрий Кружилин попытался купить их непосредственно на ЗИЛе — на тот момент на заводе находилось девять кузовов «короткой» модели ЗИЛ-41041 в разной степени готовности. Но о планах Атлант-Дельты тогда узнал фактический «хозяин» ЗИЛа Юрий Лужков. Естественно, в нем взыграла обида и собственная гордость. Продажу кузовов он запретил и приказал мобилизовать все оставшиеся силы шестого цеха (то есть «легкового подразделения») ЗИЛа, чтобы восстановить историческую справедливость и построить новые парадные кабриолеты самостоятельно. Так в Атлант-Дельте нажили себе конкурента.

После осечки с заводом Кружилин с Мазуром начали искать подержанные ЗИЛы, которые было бы не жалко отправить на «перепилку». Поиски заняли почти полгода, в итоге к концу 2007-го были куплены три «коротких» седана ЗИЛ-41041: один нашли в Московской области, второй — в Волгограде, а за третьим пришлось ехать в Черкесск. Все машины имели чистые документы, но были в плачевном состоянии — разукомплектованные, с прогнившими кузовами. Почти все внешние панели пришлось «выстукивать» заново, попутно превращая четырехдверные закрытые кузова в двухдверные открытые и подгонять их под новые шасси (понадобились новые точки крепления).

Впоследствии к работе подключился Александр Горчаков — бывший главный конструктор легковых ЗИЛов, который на момент постройки новых кабриолетов уже занимался специальными проектами на ГАЗе, тоже входящем в империю Дерипаски. Кстати, и сам ГАЗ поучаствовал в создании парадных машин: там были изготовлены все хромированные детали кузова.

А вот оформлением салона в Атлант-Дельте занимались самостоятельно. Приборы и основная фурнитура перекочевали с донорских пикапов GMC, но пластиковые панели созданы заново. Некоторые детали заимствованы у других автомобилей (например, дефлекторы вентиляции — от Волги ГАЗ-31105 последних выпусков), а кожаную обшивку вручную скроила специально нанятая супружеская пара портных. Она же занималась пошивом матерчатого верха.

Складная крыша вообще особая гордость Атлант-Дельты. По словам Юрия Кружилина, ее конструкция разработана самостоятельно. При этом механизм складывания с электроприводом получился простым (вручную нужно только отстегнуть два крепления на рамке лобового стекла), а сама крыша в сложенном состоянии — очень компактной: ее чехол едва выступает над поясной линией машины.

Но адаптацией американской техники в Атлант-Дельте не занимались: силовой агрегат и шасси оставили полностью стандартными — даже рессоры задней подвески, изначально рассчитанные на пикап полной массой 4,3 т, менять не стали. «Грузовые» 16-дюймовые высокопрофильные шины Wildcat Touring SLT тоже решили оставить — лишь заказали в Штатах точно такие же, но с белыми боковинами. По словам создателей, даже в таком виде шасси обеспечивает кабриолетам очень мягкий ход — то, что нужно для брусчатки на Красной площади.

На постройку трех кабриолетов у Атлант-Дельты ушло два года: первая машина была готова в ноябре 2009-го, вторая подоспела через месяц, а третья — в конце января. Тогда же всю троицу отвезли в Нижний Новгород на газовский полигон и провели короткий курс испытаний (по 1500 км), а к весне машины были официально зарегистрированы и получили заводской индекс ГАЗ-СП45, а для народа — ЗИЛ-41041 АМГ. Почему АМГ? Даже создатели не смогли объяснить. При этом под капотом у машин остались зиловские заводские таблички с индексом 41041, принадлежавшим донорским седанам.

А что же сам ЗИЛ?

Получив от Лужкова необходимое финансирование, в 2008 году на умирающем автогиганте начали работу над тремя собственными кабриолетами. Казалось бы, давняя проблема с отсутствием денег решена — что еще нужно? А нужны были люди, которых в шестом цехе ЗИЛа практически не осталось. Сохранился лишь костяк коллектива, причем средний возраст «заслуженных работников» приближался к пенсионному. В итоге своими силами удалось лишь «творчески переосмыслить» дизайн лимузина, которым занимались в компании Депо-ЗИЛ (автор его облика — Гера Калитин). Но именно внешность и стала, мягко говоря, самым спорным элементом новых кабриолетов. Задумка была неплохая — сделать светотехнику с отдельными круглыми секциями, как у внедорожников Range Rover. Однако исполнение получилось никудышным. Причем люди, имеющие отношение к проекту, утверждают, что другие предложенные варианты были еще хуже.

Общую конструкцию и размеры кузова оставили прежними, как у серо-стальных парадников восьмидесятых годов, - даже продольные лонжероны рамы усилили точно так же. Кузовные панели «выстукивали» заново (их рельеф отличается от старых зиловских машин), для чего пришлось реанимировать и без того поношенное оборудование. Двигатель (за исключением системы питания), ходовую часть и подвеску с торсионами и рессорами без изменений взяли с модели 41041.

Все остальное пришлось заказывать у сторонних фирм. Например, у Депо-ЗИЛ были заимствованы система распределенного впрыска топлива Bosch и «автоматы» Allison, которыми компания оснащала подержанные ЗИЛы взамен оригинальных компонентов. Причем денег за это в Депо не получили: оплата прошла в счет аренды помещений. Модернизированный двигатель V8 объемом 7,7 л развивает «не менее 340 л.с.» — дальше его крутить заводчане не стали, пожалев старенький моторный стенд. Светотехнику, зеркала и бамперы заказали в московском ателье Карди, а складную мягкую крышу — у малоизвестной немецкой фирмы FMS. Интересно, что поставить собственную крышу образца 1981 года на ЗИЛе попросту побоялись: никто не захотел брать на себя ответственность за возможные поломки устаревшей капризной конструкции. Но и немецкая крыша получилась неудачной — громоздкая, со сложным тросовым приводом складывания, который очень требователен к регулировке и смазке.

К концу 2008 года конструкция автомобиля сложилась практически полностью, открытым был лишь вопрос интерьера: оставлять старый салон родом из семидесятых нельзя, а «нарисовать» его заново на заводе не было никакой возможности. Сперва зиловцы обратились в Карди, но их услуги оказались слишком дорогими. Тем временем в одном из арендованных помещений ЗИЛа кипела работа над первым суперкаром Marussia — созданием прототипа занималась команда из ателье Визель-Дизайн во главе с выпускником строгановки Глебом Визелем. К нему и обратилось руководство завода с предложением сделать интерьер для парадных кабриолетов, которые получили отраслевой индекс ЗИЛ-410441.

За работу взялись сам Глеб и работавший у него Валерий Челноков, который имел за плечами пятнадцатилетний стаж работы макетчиком в НТЦ АвтоВАЗа. Работать пришлось в авральном режиме: Министерство обороны ждало новые машины к началу 2010 года, то есть на создание салонов для трех автомобилей с чистого листа у Визеля и Челнокова был лишь год. А на этапе сборки ребят ждала подстава.

Для создания посадочного макета салона и отработки эргономики дизайнеры сняли размеры с одного из уже сваренных кузовов. На этом макете были вылеплены детали интерьера, с которых потом сняли 3D-модель, - и по ней изготовили полиуретановые панели. Но ведь каждый зиловский кузов делается практически вручную и имеет свою собственную геометрию! В один автомобиль — тот самый, с которого снимались размеры, — интерьер встал как родной. А вот в двух других машинах зазоры и нахлесты достигали двух сантиметров! В результате уйма времени ушла только на подгонку.

Но сам интерьер получился неплохим. Сиденья и все панели обтянуты кожей наппа и Дайтона (пошивом занималась московская фирма Макситек). Вставки — из настоящего дерева, причем использован довольно редкий и дорогой кап африканской мадроны, тогда как у машин Атлант-Дельты все «дерево» сделано из пластика. Комбинация приборов изготовлена по заказу на заводе Автоприбор. Но не обошлось и без чужеродных элементов. Например, в глаза бросаются дефлекторы вентиляции от Audi, а в конструкции сидений использованы пружины и каркас от Мерседеса S-класса серии W140 — они идеально подошли по габаритам.

Однако некоторые идеи так и остались нереализованными. Например, блоки управления «климатом» у готовых машин — от вазовской Приоры, а на месте мультимедиасистем стоят заглушки. Собственный блок «климатики» разработан, но в последний момент успели изготовить только два экземпляра, а с покупкой мультимедии зиловцы оттягивали до последнего. И дотянули до того, что все это стало никому не нужно… Почему?

Причина вовсе не в том, что к началу 2010 года, когда уже готовился первый показ на автобазе Министерства обороны, Атлант-Дельта подготовила полный комплект из трех автомобилей, а у ЗИЛа был полностью закончен лишь один. И не в том, что с этой единственной машиной у зиловцев постоянно возникали какие-то проблемы — то двигатель откажется заводиться, то механизм крыши заклинит. Достаточно вспомнить, что изначально Министерство обороны разместило заказ именно в компании Атлант-Дельта. Военные попросту не ждали зиловские машины, они с самого начала были никому не нужны.

Взять хотя бы процесс «приемки» машин. По одной из легенд, Сердюков в сопровождении Дерипаски осмотрел уже готовый кабриолет Атлант-Дельты еще до официального конкурсного показа. После этого Сердюков привез машину на дачу к тогдашнему президенту Дмитрию Медведеву, где они вдвоем как следует погоняли по окрестным дорожкам и остались очень довольны. Естественно, про заводские машины уже никто не вспоминал.

Костяк создателей кабриолетов ЗИЛ-410441 (слева направо): специалист по электрооборудованию Рудольф Левинсон (работал на заводе с пятидесятых годов), заместитель главного конструктора Михаил Попов, заместитель директора производства Андрей Овчинников, заместитель начальника шестого цеха Михаил Михайлов

Хотя зиловцы настойчиво пытались пристроить свои кабриолеты, используя сохранившиеся связи и знакомства в госструктурах. Сначала привезли машины прямо к зданию Министерства обороны, а позже приехали на полигон в подмосковное Алабино, где уже вовсю шли репетиции парада с участием новеньких машин Атлант-Дельты. Тогда в перерыве между заездами на зиловских машинах проехались «парадные» водители и вроде бы даже остались довольны. Но их мнение было уже не важно. Пропихнуть зиловские кабриолеты не смог даже Лужков, стремительно теряющий политический вес. Формальной причиной отказа от этих машин стал незавершенный цикл приемочных испытаний на военном полигоне в Бронницах.

Но, положа руку на сердце, стоит порадоваться, что на службу в итоге приняли именно автомобили Дерипаски. Ведь для парадной машины важна не мощность двигателя или оформление салона, а внешний вид. Во время парада на эти автомобили с экранов телевизоров смотрит не только вся Россия, но и зрители в других странах. И строгий зиловский облик атлант-дельтовских машин, освеженный лишь белыми рассеивателями поворотников, выглядит гораздо выигрышнее пошлых «тюнинговых» фар заводских автомобилей. А массивный «горб», прикрывающий сложенную крышу? Вдобавок у шасси GMC колея шире зиловской почти на 90 мм (1732 мм против 1643 мм), поэтому визуально кажется, что кабриолеты на американских шасси крепче стоят на колесах.

Позже один из трех построенных зиловских кабриолетов все же обрел хозяина: весной 2011 года его купил президент Украины Виктор Янукович. Машина ушла в его ялтинскую летнюю резиденцию, а впоследствии ее хотели использовать на параде Победы в Киеве и на открытии чемпионата по футболу Евро-2012, но на публике машина так и не появилась. Говорят, в гараже Януковича пришли в ужас от качества ЗИЛа: кузов кривой, двигатель работает неровно, бензонасос хандрит… Хотя специально для Украины на ЗИЛе полностью перетряхнули салон, установили передние сиденья от BMW со встроенными ремнями безопасности (на парадных машинах их нет) и сменили черную кожаную обшивку на кремовую, однако от аудиосистемы покупатели отказались.

Доработанный ЗИЛ-410441 перед отправкой Януковичу

Два оставшихся кабриолета еще долгое время стояли в шестом цехе ЗИЛа и даже пережили модернизацию электрооборудования. Зачем? Зиловцы прознали, что после первого же парада на Красной площади на машинах Атлант-Дельты появились трещины в порогах и днище кузова. Возникла надежда, что Министерство обороны все-таки возьмет заводские машины. Но люди Дерипаски свои автомобили доработали, усилили кузова — и выкатили на все последующие парады.

Так бесславно закончилась последняя попытка ЗИЛа реанимировать производство легковых машин. Впрочем, попытка кустарная и плохо подготовленная. По данным Авторевю, на разработку и производство трех кабриолетов было потрачено всего 8 млн рублей, то есть по 2 млн 660 тысяч на машину, — копейки для автомобилей такого класса.

Поначалу многие коллекционеры были готовы отдать за эти уникальные кабриолеты немаленькие суммы, но машины так и остались в собственности завода, пережили его кончину и вместе с шестым цехом перешли к частной фирме МСЦ6 АМОЗИЛ (Механосборочный цех №6). Уже под началом нового руководства заводчане в 2014 году достроили четвертый экземпляр кабриолета, который был заложен с самого начала лично для Юрия Лужкова, но так ему и не достался, простояв несколько лет в недособранном состоянии.

Примерно тогда же начали сборку пятого кабриолета — его показали на Московском автосалоне 2016 года. И эта машина уже имела классическую зиловскую светотехнику, хотя пластиковые фартуки бамперов изготовлены заново. Интерьер — с передней панелью как у стандартных моделей семейства 4104, но с современными передними сиденьями, которые имеют электропривод и встроенные ремни безопасности, и медиасистемой. А мотор вместо впрыска был оснащен карбюраторной системой питания.

По официальной версии, автомобиль с индексом ЗИЛ-41041 (изначально он принадлежал седану) изготовлен к 100-летию завода. Кабриолет сразу же выставили на продажу, однако сейчас он стоит в музее ЗИЛа в Сокольниках. Хотя предыдущие экземпляры, судя по сайту фирмы МСЦ6, еще можно купить.

Рекомендованные статьи