Дизельный Tiguan. Запись девятая: Хорватия

Фото: Юрий Ветров

За морем и солнцем в Хорватию на автомобилях едет вся Европа, включая англичан и норвежцев. Хотя многие считают Хорватию «деревней». Мол, по сравнению с Западной Европой все незатейливо: кроме как лежать на пляже, бродить по заповедникам, сплавляться по рекам или лазить по горам, делать особо нечего. Основания для подобных рассуждений есть. А укреплению «деревенского» имиджа способствуют демократичные ценники (только в сравнении с Италией и Францией — соседняя Черногория дешевле).

Но!

Центр города Сплит — это почти Италия, уютная, интересная и вкусная. Главное — не соваться на окраины, настойчиво напоминающие о «социалистическом лагере»

Культурных эпицентров вроде Опатии, Риеки, Задара или Сплита, где можно пропитаться духом старых городов, в Хорватии хватает. И здесь машина — неважно, своя или прокатная — здорово выручает. Надо просто не лениться использовать ее преимущества на полную катушку. Гуманный парковочный тариф в городах (обычно пять кун, или 0,68 евро, в час) этому способствует.

Это не пресс-тур Audi, а Ингольштадт на отдыхе (обратите внимание на номера — IN). Среди туристов в Хорватии немцев отнюдь не большинство. В численности с ними на равных соперничают австрийцы, чехи и поляки

Вечер, когда жара спадает, стоит тратить именно на «экскурсионку». Во-первых, благодаря отличному платному автобану даже 200 км преодолеваются менее чем за два часа. Во-вторых, можно кайфануть уже по пути к скоростной трассе, ибо дорожка к ней непременно будет извилистой.

Температура масла в дизеле на 34-градусной жаре не поднималась выше 111 градусов Цельсия. И не спешите с обвинениями: 140 км/ч по фольксвагеновскому спидометру — это 130 км/ч по GPS

Tiguan в этом плане почти идеальный транспорт для Хорватии. На скоростной трассе проявляется во всей красе немецкая автобанная школа — жалеешь разве что об отсутствии автопилота. Не выглядит Volkswagen чужаком и на горном серпантине. Я лишь утвердился во мнении, что среди кроссоверов отточенной легковой управляемостью сейчас обладают только трое: Subaru XV, Forester и Volkswagen Tiguan.

Конечно, с таким шасси всегда хочется больше мощности. Но у меня ни разу не возникло ощущения хилости 150-сильного дизеля — ни на трассе, ни в горах. В немалой степени в этом заслуга и DSG, молниеносно сменяющей передачи при необходимости. Проблема лишь в том, что на трассе и в боевом темпе на серпантинах «робот» все делает бесшовно и незаметно. А вот если не торопиться, на серьезных уклонах ощутимы рывочки при переходах вниз на вторую и первую передачи.

На крутых спусках, кстати, по-новому раскрылся режим Эко. При большом уклоне вместо наката он, наоборот, помогал интенсивно тормозить двигателем. Там, где в режиме Обычный Tiguan спускался на третьей передаче, в Эко он на той же скорости врубал вторую! Я был в восхищении от столь продуманной настройки и после непродолжительных экспериментов решил оставить Эко в качестве режима по умолчанию.

Платных «обзорных» серпантинов, как в Австрии, мне в Хорватии встретить не довелось. А вот автобан недорог только в сравнении с Италией и Францией. Денег он высасывает несравненно больше, чем виньетки в Словакии или Австрии. К примеру, 400 км от Сплита до Загреба на легковушке обойдутся в 216 кун, или 30 евро. Топливо также подороже, чем в сопредельной Венгрии, не говоря уже про Польшу. Дизель на заправках в городах стоил в среднем десять кун (1,37 евро) за литр, на автобане на 10—15% дороже.

С парковкой в Хорватии проблем нет. Если не в непосредственной близости, то максимум в 500 метрах от достопримечательности всегда отыщется свободное местечко

При вылазках на природу я не злоупотреблял внедорожными способностями Фольксвагена и не пускался во все тяжкие в горах и заповедных хорватских дебрях. Ибо рассматриваю Tiguan просто как обычный полноприводный универсал: на чисто асфальтовых шинах и с такой скромной офроуд-геометрией он все равно далеко не заедет. К тому же тяга к колесам на скорости менее 7 км/ч подводится за счет пробуксовки сцеплений DSG — и насиловать их лишний раз нет ни малейшего желания.

Сложности в Хорватии создавал не «робот», а прежде всего немаленькие по евромеркам габариты вкупе с не самым скромным радиусом разворота. На тесных улочках Fabia или MX-5 были бы уместнее.

А вот с Тигуаном не удалось избежать небольшого парковочного конфуза. Парктроник надрывался из-за листвы сзади и услышан не был, а я тем часом не заметил внушительный камень спереди слева и слегка чиркнул по нему углом переднего бампера.

На память остались царапины на расширителе колесной арки и подломленные усики крепления накладки бампера, из-за чего последняя благополучно отстыковалась на автобане и дезинтегрировалась под колесами. Благо обе детали неокрашенные, а накладка копеечная (1040 рублей у дилера) — по возвращении в Москву передний бампер обрел первозданный вид.

В сезон по субботам готовьтесь к пробкам у пунктов оплаты автобана рядом с Загребом — потерять можно больше часа!

Полторы недели пролетели в Хорватии незаметно. А на обратном пути меня ждал гоночный уик-энд на Гран-При Венгрии в Будапеште.

Но прежде я получил еще один хороший урок. Никогда, слышите, никогда не планируйте отъезд на автомобиле из Хорватии в субботу! Потому что в этот день недели выезжают все. Старт даже в шесть утра не спасет вас от огромной пробки у пункта оплаты автобана возле Загреба.

Плюс полуторачасовая очередь на границе.

А финальным аккордом были вереницы автомобилей на первых двух венгерских заправках. Топливо в Хорватии на 10—15% дороже, поэтому все стремятся пересечь границу с пустым баком.

Впрочем, Будапешт и Гран-При Формулы-1 с лихвой компенсировали этот субботний адок на дорогах.

Путь домой, как водится, был быстрее и легче. Разбитый кусок возле венгерско-словацкой границы и польские koleiny («колеи», но на самом деле это скорее продольно-поперечные бугры) я уже преодолевал по принципу «больше газа — меньше ям». Благо подвеска Тигуана позволяет.

Погранпереход в Домачево отнял всего десять минут. Не было очереди в этот раз и на российско-белорусской границе.

В финансовом плане 16-дневный отпуск с вояжем по Хорватии и гоночным уик-эндом в Венгрии оказался сопоставим по цене с аналогичным по продолжительности отдыхом на Балтике в Калининградской области, куда я ездил три года назад. И там и там удалось уложиться в две тысячи евро на двоих. На саму дорогу в этот раз было потрачено 543 евро, из которых львиную долю составили затраты на топливо: 340 евро при среднем расходе солярки 6,78 л/100 км за 5672 километра. Остальное — это 73 евро на транзитные гостиницы в Польше, 68 евро платные автобаны и 62 евро страховка (грин-карта).

Иными словами, арифметика автопутешествия, даже для двоих, явно в пользу собственного автомобиля, а не прокатного, дополняющего недешевый авиаперелет. Вы наверняка возразите, что-де не учтена амортизация машины, износ шин и стоимость обслуживания. Не учтена. Все это я посчитаю в самое ближайшее время, так как по возвращении из Хорватии Tiguan попросился на первое ТО, — пробег сейчас уже больше 14 тысяч километров.

Минутка рекламы.

С картой Tinkoff Drive по-прежнему никаких проблем: бонусные баллы начисляются четко, ошибочных списаний нет. Это можно проследить через банковское приложение, где видны все транзакции по карте. Так что пока в этой части вопросов нет, и в техподдержку — ни по телефону, ни в чате приложения — не пришлось обращаться ни разу. 

Другое дело, что в Хорватии с Tinkoff Drive много накопить не удалось по прозаичной причине. Я меньше чем за неделю выбрал месячный лимит, в 10 000 рублей для транзакции на АЗС — свыше этой суммы бонусные баллы при заправке не начисляются. Что при европейских ценах на топливо неудивительно. Арифметика здесь простая: даже в Польше десять тысяч рублей эквивалентны менее 100 литрам дизтоплива, в то время как в России это более 220 литров. Последнее при расходе 7 л/100 км означает более трех тысяч километров в месяц или более 36 тысяч километров в год.

Бонусов за приобретение солярки мне до конца отпуска уже было не положено. Но оставался кешбэк на остальные покупки и выгодный кросс-курс рубль/куна.

Еще один плюс Tinkoff Drive — десять процентов возврата денежных средств за приобретение Каско в Тинькофф Страхование. Но карта у меня появилась уже после покупки автомобиля, поэтому эту опцию рассмотрю ближе к окончанию срока действия моего полиса.

Рекомендованные статьи