Преступление и наказание: всевидящее око камер фиксации добралась и до мотоциклистов

Фото: Никита Колобанов

Когда-то это должно было случиться: бесконечная вольница для мотоциклистов заканчивается. В Москве уж точно. Если раньше можно было без последствий пересекать сплошные линии разметки и превышать скорость, то теперь жди наказания.

Стрелка СТ, АвтоУраган, Автодория, Крис, Арена, Кордон — в былые времена все эти штуки у обычного мотоциклиста ассоциировались разве что с прозой Толкиена, а теперь и ему пришлось узнать названия камер фотофиксации нарушений ПДД. Большой Брат начал приглядывать и за теми, кто на двух колесах! Даже ранее «неприкосновенная» МКАД, Московская кольцевая автодорога, теперь тоже «платная» для мотоциклистов — кроме, пожалуй, «мотополосы», то есть обочины между левым рядом и отбойником. Причем месяц назад эту полосу начали переносить — и, похоже, в следующем сезоне падет и этот внематричный Зион, эдакий островок беспробочного и относительно безопасного мотоциклетного счастья.

Как с этим жить и что делать?

Большинство автомобилистов давно знают ответ: не нарушать. Но суровые одинокие волки дорог, ловцы ветров и вечные странники (офисный планктон, использующий мотоцикл только как удобное транспортное средство, из этого списка исключаем) не могут просто так принять неизбежное, понуро изогнувшись буквой «зю». И в ход пошли сотни уловок для сокрытия государственного регистрационного знака — начиная с обыкновенной грязи и заканчивая сложными конструкциями с электроникой и хитрыми кнопками, поднимающими и убирающими планку с номером в нужный момент. Часть поклажи или багажная сетка могут «случайно» перекрывать госзнак. Есть и настоящие исследователи, поворачивающие номер на 15 градусов, — предполагается, что так будут и волки целы, и овцы сыты, и пастух не беременный: дескать, камеры «не видят». Я лично знаю хитреца, который с таким скособоченным номером намеренно в течение недели проезжал под камерами АвтоУраган-ВСМ-2 (их в Москве большинство) — и без последствий. Но вот Стрелка-Плюс, например, такие номера видит — проверено.

Важнее, что встреча этих экспериментаторов с сотрудниками ГИБДД будет заканчиваться статьей 12.2 Кодекса об административных правонарушениях. Причем если первая часть этой статьи за нечитаемые номера предполагает штраф в размере 500 рублей либо предупреждение, то вторая — уже 5000 рублей или лишение прав на срок до трех месяцев. Это за езду с номерами, «видоизмененными или оборудованными с применением устройств или материалов, препятствующих идентификации государственных регистрационных знаков либо позволяющих их видоизменить или скрыть».

Самые ответственные закачивают в свои мобильные телефоны специальные приложения, предупреждающие о наличии «хвостовых» камер, — и понуро выслушивают нотации по всему маршруту. Кстати, эти приложения тоже не панацея: камер становится все больше, программы не всегда оперативно обновляются. Да и внимание от дороги они отвлекают, а терять концентрацию на мотоцикле нельзя ни на секунду!

Кроме того, в Москве в течение мотосезона весьма активно орудует мотобат. Мир не без добрых самаритян — если вы беспредельщик, о вас обязательно доложат.

Так что мотоциклисты становятся все мрачнее и мрачнее. А те, кто и раньше следовал букве закона, двигаясь вместе с автомобилистами в общем потоке (помните про штрафы за перестроения через полосы?), ситуацию лишь усугубляют. И сами не доберутся быстрее, и трафик не разгрузят.

Или возрадуемся, что мы хотя бы в границах проезжей части приблизились к несбыточному равенству перед законом?

Как водится, все сложнее.

В Европе, за исключением Германии, потоки скутеристов и мотоциклистов между рядами — обыденное явление. Равно как и остановки за стоп-линией на светофорах. Это не вызывает бурю негодования сограждан и не наказывается штрафами. Ведь именно «междурядье» серьезно разгружает улицы — и не зря его узаконили Эстония, Нидерланды, Норвегия, Польша, Франция, Греция, Япония, Португалия, Испания, Великобритания, Южная Африка...

В США легитимно ездить между рядами можно в Калифорнии — по-английски это lane splitting или filtering. Согласно исследованиям АМА (American Motorcyclist Association), авторитетной организации, занимающейся вопросами безопасности мотоциклистов, в Калифорнии происходит на 30% меньше столкновений мотоциклов с задней частью автомобилей по сравнению с Техасом или Флоридой, где езда по междурядью запрещена. У нас в России это, кстати, легально. Но даже в столице, где концентрация мотоциклистов максимальна, водители автомобилей могут открыть дверь прямо в пробке, не посмотрев в зеркало. И в этом смысле наше междурядье разительно отличается: там filtering, а у нас русская рулетка — в любой момент могут «убрать».

А самое главное — если ты едешь на мотоцикле между рядами, то неизбежно рано или поздно пересечешь сплошную разметку, которая у нас рассчитана только на автомобили. И станешь нарушителем. Злостным, поскольку ты на двух колесах.

К чему я? К тому, чтобы к двухколесному транспорту относились как к благу, а не как к напасти. Чтобы рассчитывали разметку и настройку камер фотофиксации с учетом езды мотоциклистов по междурядью.

Но и мотобратьям нужно понимать, что вольница — позади. То, что мы видим сейчас, лишь начало эпохи абсолютной вселенской слежки. И какой бы путь минимизации штрафов вы ни выбрали, помните, что сигналящий почем зря всем и вся «всадник апокалипсиса», ревущий прямоточным глушителем и слепящий всех непременным дальним светом, выглядит как дикарь в цивилизованном обществе. Для европейцев все наши закрытые, загрязненные или отсутствующие на мотоциклах номера — такая же дикость, как индивидуум, севший справлять нужду в зале консерватории. Хотите выглядеть так же?

А тем, кому свобода дороже всего на свете, дорога одна — на кольцевую трассу. Или в мотокросс. 

Рекомендованные статьи