Неоконченное образование: чему учат в российских мотошколах?
Что, помимо денег и желания, нужно для получения прав категории А? Немного терпения — и осознание: в обычной мотошколе безопасно водить в городе вас все равно не научат. Почему?
В Европе существует целый квест правовых лабиринтов, чтобы оградить новичка от мощной и тяжелой техники. Многочисленные подкатегории, ограничения по кубатуре, мощности, необходимому минимальному водительскому стажу для допуска к следующему уровню...
Например, Германия. Орднунг и еще раз орднунг! У ученика шлем с наушниками. У инструктора — рация. Сначала вас будут долго и упорно гонять по площадке, а когда поймут, что навыки уже устойчивы, вы попадете в город, где инструктор будет следовать за вами на мотоцикле или автомобиле. Справляетесь? Тогда на автобан, где — о ужас! — вас заставят держать минимум 130 км/ч!
Германская мотошкола с российской из общего имеет только название: у немцев совершенно иной подход к обучению. Задача инструкторов — привить будущим мотоциклистам устойчивые навыки безопасного вождения, а не рефлексы для получения заветной категории
И если у вас «это» в первый раз, то вне зависимости от возраста сначала вы получите категорию А1, и в ближайшие два года вам предстоит «тошнить» на 125-кубовом 11-киловаттном чахлике. Затем, если в течение этих двух лет у вас не будет инцидентов и замечаний от полиции, — А2, еще два года ограничения мощности до 35 кВт. И только потом — полноценная категория А, позволяющая управлять любым мотоциклом. В целом похожая система работает в большей части европейских стран, где к обучению подходят не формально и где город, что совершенно логично, тоже является обязательной частью учебной программы и прохождения экзаменов.
Yamaha YBR125 — самый массовый аппарат почти во всех мотошколах страны
И это вы еще не знаете про Японию, где легально добраться до литрового спортбайка почти так же сложно, как подняться по иерархической лестнице клана якудзы.
У нас, как водится, свой собственный, аутентичный путь. В конце 2013 года наше государство озаботилось вопросом безопасности и решило сделать «все как у них». Правда, получилось «как всегда». Да, теперь в России тоже есть подкатегория А1, дающая право управлять техникой с рабочим объемом двигателя не больше 125 см³ и мощностью до 11 кВт. И даже совсем экзотическая категория М, разрешающая ездить на мопедах с моторчиками объемом до 50 см³. В реальности последняя категория просто правовой «выкидыш», так как более высокие категории (А1, А и В1, В) автоматически дают право управлять и транспортным средством категории М. Как, имея категорию В, можно управлять мотоциклом? Можно, но только категории М — мопедом, скутером и легким квадрициклом с объемом двигателя до 50 см³, причем все это счастье доступно уже с 16 лет. А если вам уже 18, то… То вы просто проходите обучение на категорию А, не предусматривающую каких-либо ограничений.
Хотите водить мотоцикл так, как гонщик Рубен Чаус? Готовьтесь инвестировать в собственное обучение серьезные средства — и пройти многолетний путь
Причем езда в городе регламентом экзаменов на водительское удостоверение категорий А1, А и М не предусмотрена. А ведь даже научившись ловко накручивать «восьмерки» и прочие «змейки» (обязательные элементы упражнений на площадке при сдаче практической части экзамена), к умению управлять мотоциклом в городе вы приблизитесь как к Марсу! То есть никак.
Иными словами, ситуация, когда 200-сильным супербайком управляет новичок, по-прежнему реальна и легальна на наших дорогах. Правда, сейчас для неофитов ввели ограничение: первые два года нельзя возить пассажира. Хоть что-то.
Но увы, вопрос вашей безопасности в ваших же собственных руках. Разумеется, у нас есть продвинутые курсы, предполагающие обучение в городе и на известных гоночных треках — российских и европейских. Да, это будет очень дорого — и такая программа обучения не регламентируется законом. Но помните, что уверенность на дороге бесценна. Как и ваша жизнь.
В соответствии с ПДД, мотоцикл — двухколесное транспортное средство без бокового прицепа либо с ним. Также к мотоциклам приравниваются трех- и четырехколесные механические транспортные средства, имеющие массу в снаряженном состоянии не более 400 килограммов. Категория А дает право управлять любым типом мотоциклов, в их числе — оборудованные коляской. Кроме того, категория A разрешает управлять мотоколяской.
Мотоцикл с объемом двигателя не более 125 см³ и мощностью не более 11 кВт. При открытой категории А в водительском удостоверении данная подкатегория присваивается автоматически.
Мопед, скутер, легкий квадрицикл или трицикл с рабочим объемом двигателя не более 50 см³.
Квадрициклы — это четырехколесные мототранспортные средства, (трициклы — трехколесные), предназначенные для использования на дорогах общего пользования и подлежащие регистрации в ГИБДД в общем порядке.
Если масса квадрицикла (трицикла) менее 400 килограммов и мощность двигателя менее 15 кВт, то, согласно действующим ПДД, это мотоцикл — и для управления им необходимо водительское удостоверение с категорией А.
Если же снаряженная масса более 400 кг, водитель должен иметь категорию В1.
Трициклы и квадрициклы, в зависимости от необходимых категорий на управление ими, условно можно разделить на три группы:
M — легкие трициклы и квадрициклы (до 50 см³);
А — трициклы и квадрициклы, в том числе входящие в младшую категорию А1;
В1 — тяжелые трициклы и квадрициклы (снаряженная масса более 400 кг).
Как выглядят наши ученики? Я бы разбил их на две категории: молодежь (18—25 лет) и солидные персонажи (35+). Отдельно выделю девушек, которые или хотят самоутвердиться, или воспринимают весь процесс как своеобразный фитнес, возможность разбавить свои будни и найти себе приключения. И увы, по большей части наши выпускники сразу бегут за мощными мотоциклами. Хотя Yamaha YBR125 (самый массовый аппарат в школах) и Yamaha YZF-R1 имеют столько же общего, сколько смиренная монахиня и стриптизерша с 15-летним стажем.
В среднем по Москве обучение на категорию А стоит от 20000 до 40000 рублей в зависимости от техники, на которой проходит практическая часть, и жадности школы. Конечно же, нужно обращаться в лицензированную автомотошколу — номер лицензии и ее легитимность можно проверить на сайте ГИБДД. Но не все сертифицированные автомотошколы одинаково полезны.
По регламенту в программу должно входить 18 часов площадки (практических упражнений) и 56 часов теории. Важно отметить, что уровень изучения ПДД на категории В, В1, А1, А и М одинаков, вследствие чего некоторые школы предлагают послабление: если у вас уже есть категория В, то можно прогулять теорию. Но будьте бдительны: в некоторых школах предусмотрены очень серьезный внутренний экзамен и его платная пересдача в случае неудачи! Почитайте отзывы в интернете: как правило, такие товарищи в Сети имеют соответствующую славу.
С 2016 года в ГИБДД изменили упражнения на приеме практической части, добавили ограничение по времени — и усложнили теоретическую часть. В двадцати вопросах на знание ПДД можно ошибиться два раза. И за каждый промах вам накинут еще пять дополнительных вопросов, в которых ошибаться нельзя. Если вы трижды не попали — будьте добры на переобучение!
В связи с новым техрегламентом необходимо убедиться, позволяет ли площадка автомотошколы полноценно проходить обучение «скоростному маневрированию». Что это такое? Последовательный объезд кандидатом с левой и правой стороны пяти конусов в ограниченном пространстве (длина — 80 метров, ширина — 11). На всю процедуру — 35 секунд!
А еще появились такие смешные вещи, как, например, парковка в гараж. Да, именно так: надо закатить мотоцикл назад вручную, не сбив четыре конуса.
Словом, программа обучения далека от оптимальной. Я полагаю, что необходимое среднее количество часов для приобретения устойчивых навыков — около сорока! При условии, что площадка позволяет моделировать городской трафик. А если вам предлагается «хоккейная коробка» с двумя сиротливо умирающими мотоциклами Восход времен развитого социализма, это хороший повод поискать другой вариант. Еще важно, к какому отделу ГАИ прикреплена автомотошкола и предоставляет ли она на экзамен в ГИБДД свою технику, — и если да, то платно или нет.