Экспедиция на Алтай: загадки принцессы Укока
(англ. Aftershock - повторный сейсмический толчок, меньшей интенсивности по сравнению с главным сейсмическим ударом. Англо-русский геологический словарь)
Плато Укок, простирающееся от южной части Горного Алтая в сторону границ с Монголией и Китаем, ученые называют взведенной сейсмической пружиной. За последние тридцать лет здесь зафиксировано несколько тысяч сильных подземных толчков, повлекших оползни и растрескивание земной коры. Самое мощное землетрясение произошло на алтайском предгорье осенью 2003 года, а незадолго до этого неспокойный район лихорадило от совсем других потрясений. Есть ли связь?
В 1993 году на плато Укок работали археологи: новосибирская экспедиция под руководством Наталии Полосьмак изучала каменный курган, стоявший чуть поодаль от известных могильников долины Ак-Алаха. Захоронение, как и ожидалось, оказалось разграбленным. Однако, вскрыв каменный панцирь, вандалы разорили только вершину «айсберга», не заметив подземной части сооружения. Или просто не смогли туда проникнуть, поскольку нижняя полость кургана была скована вечной мерзлотой (оледенение хребта Южный Алтай начинается у истоков реки Ак-Алаха). Растопив лед, археологи обнаружили вторую погребальную капсулу, выполненную в виде сруба, вокруг которой были уложены трупы шести лошадей. В центре сооружения была деревянная колода, в которой лежала прекрасно сохранившаяся мумия женщины, одетая в длинную шелковую рубаху (в скифские времена шелк ценился дороже золота), а рядом были разложены деревянные украшения, обернутые тонкой золотой фольгой. В ученом мире находка произвела фурор, а новосибирский Музей археологии и этнографии РАН получил в свою экспозицию уникальный экспонат.
Женщина, жившая на плато Укок две с половиной тысячи лет назад, скорее всего, принадлежала к знатному роду: на это указывает богатство захоронения, внутреннее убранство могилы и факт бальзамирования тела. Погребение в отдельно стоящем кургане намекало на безбрачие и, возможно, особый социальный статус. Ну а множественные татуировки с изображениями мифических животных, которыми покрыты руки и плечи мумии, дают повод предполагать, что их носительница была предсказательницей, жрицей или целительницей. Так считают ученые.
А вот служители культа, крайне болезненно отреагировавшие на изъятие мумии, в своих оценках категоричнее. Найденную в могильнике Ак-Алаха женщину местные шаманы тут же нарекли «принцессой Укока», объявили ее прародительницей алтайского народа (к слову, исследование ДНК показало, что погребенная не принадлежала к монголоидной расе), добились запрета на дальнейшие археологические раскопки на плато Укок - и потребовали вернуть мумию на место захоронения.
Конфликт с учеными резко обострился после землетрясения 2003 года, эпицентр которого располагался неподалеку от плато Укок. Магнитуда подземных толчков достигла тогда девяти баллов по шкале Рихтера. Афтершоком стало то, что служители культа обвинили в случившемся новосибирских ученых: дескать, разгул стихии на Алтае стал местью духов за потревоженную «принцессу»!
Жители поселка Бельтир, сильнее других пострадавшие от стихийного бедствия (землетрясение разрушило более половины домов и почти все хозяйственные постройки), в сакральную связь между этими событиями не верят, хотя треснувшая под ногами земля расколола их на два лагеря. Большая часть из тех, кто остался без крыши над головой (всего таковых оказалось полторы тысячи человек), перебралась в поселок Новый Бельтир, построенный на республиканские средства и деньги меценатов (за разрушенное жилье каждая из пострадавших семей получила тогда денежную компенсацию - в среднем около полумиллиона рублей). Современный городок стоит на семи ветрах (Новый Бельтир возвели прямо посреди Чуйской степи) - и пока вроде бы стоит твердо, даже несмотря на множественные строительные огрехи, которые выявили работники прокуратуры. Смеются дети, гоняют на великах подростки, кокетничают девчонки, а взрослые примеряются к новой жизни.
По ту сторону трещины, в Старом Бельтире, осталось сорок семей. Уставшие старики держатся за землю и хотят умереть на родине своих предков. Ленивая молодежь держится за бутылку и не хочет ничего. Но многие продолжают трудиться, занимаясь пастбищным животноводством и экспериментируя с тепличным хозяйством. Среди руин работает медпункт, почта и библиотека, а в магазин стараниями одного из предпринимателей периодически завозят продукты. Но даже те, кто цепляется за жизнь изо всех сил, в разговоре по душам признают, что будущего у Старого Бельтира нет.
А вот у археологических изысканий на плато Укок будущее, похоже, появилось: в феврале прошлого года по инициативе прокурора региона был отменен запрет на проведение раскопок в Кош-Агачском районе. Ответом на этот шаг, судя по всему, должно стать согласие ученых из Новосибирска вернуть алтайскую «принцессу» на ее историческую родину. Но вот что любопытно - храниться мумия будет в новом здании Национального музея им. Анохина в Горно-Алтайске, строительство которого идет при поддержке Газпрома. «Принцессе», видно, предстоит сыграть еще одну роль в судьбе Укока. Главное, чтобы обошлось без афтершоков.