Федор Лапшин познакомился с новейшим строительным грузовиком Mercedes Arocs

Фото: компания Daimler AG | Максим Чернявский | Максим Шелепенков | Станислав Кирильц | Федор Лапшин

«Я знаю два слова — Арокс и Штер, в моей голове — как бронетранспортер...» Cлово «арокс» («скоро» задом наперед), а вместе с ним и загадочное «штер» придумал еще в 1982 году Борис Гребенщиков. А знаете, что такое Арокс и Штерн? Arocs — новейший строительный Mercedes, трехлучевая звезда на его передке — Stern по-немецки! Вот только до нас ему и впрямь «не дойти».

Еще несколько лет назад о ярких презентациях строительных грузовиков не было и речи — да и об их своеобразном дизайне никто не задумывался. Но в 2010 году шведы задали тон, устроив одновременно на выставках в Москве и Мюнхене шоу-показ модели Volvo FMX с необычным «выражением лица» и маленькими ­круглыми фарами. Конечно, после этого появились и другие новинки для строителей: модернизированные Scania, Iveco Trakker, Tatra Phoenix с кабиной DAF. Но их дебют прошел «в рабочей обстановке», и внешность машин дизайнеры практически не меняли. Зато Mercedes Arocs...

О нем было известно немногое: во-первых, он унифицирован с другими новыми Мерседесами; во-вторых, Daimler будет оснащать его новым 16-литровым мотором; а в третьих, рисунок фальшрадиаторной решетки напоминает зубы дракона, то есть зубцы экскаваторного ковша.

И именно два экскаватора с захватами вмес­то ковшей грациозно стащили покрывало с новинки на глазах двухсот журналистов, которые собрались в одном из павильонов Баварской киностудии под Мюнхеном. На огромных экранах над головами — видеосюжеты из разряда «победа добра над злом», из темноты — свет фар, рокот двигателей...

— Ой! Страшноват, — задумчиво протянули коллеги.

— И рисунок на его решетке надо было сделать зубьями вниз, а не вверх, — откликнулся я.

Однако уже через полчаса все привыкли к этой помеси «робота-трансформера с экскаватором» — и вот что она из себя представляет.

Сердца трех

Не успела начаться презентация новой модели — а я уже сломал ее двигатель! То есть почти сломал. В фойе, где журналисты ждали начала шоу, стоял действующий макет мерседесовского мотора: с помощью электромоторчика крутился вентилятор, ходил вверх-вниз поршень в разрезе цилиндра... Разговаривая около этого двигателя со знакомым немецким коллегой, я машинально притормаживал рукой лопасти вентилятора. И доигрался: чудо-мотор замер и перестал подавать признаки жизни. Впрочем, вскоре пришел специально обученный механик — и вновь запустил «наглядное пособие».

Но с этим 13-литровым мотором и с более компактными «шестерками» и мы, и читатели уже знакомы по новым тягачам Actros и развозным грузовикам Antos.

Mercedes OM473 — почти близнец американского двигателя Detroit Diesel 16!
За серебристым кожухом — редкий в «грузовом» мире турбокомпаунд
0 / 0

А вот откуда в гамме новый 16-литровый агрегат? Подсказываем: из Америки, где Daimler владеет моторостроительной компанией Detroit Diesel! Если 13-литровый мотор Mercedes — родной брат американского DD13 (Detroit Diesel 13), то 16-литровый — не что иное, как DD16. В Штатах такой двигатель уже давно ставят на роскошные «носатые» тягачи Freightliner Cascadia и Coronado, на еще более эксклюзивные машины Western Star...

Конечно, у мерседесовской версии — двести оригинальных деталей, и выпускать ее будут не в США, а в немецком Мангейме. К тому же, судя по рекламным проспектам, технические данные слегка различаются: вариант для Европы мощнее (625 л.с. против 600 л.с.), но чуть легче (1284 кг против 1306 кг), и масло в нем надо менять реже (каждые 120 тысяч км против 80 тысяч км). А вот сажевый фильтр придется чистить чаще: в США через 480—600 тысяч км, в Европе — через 300—400 тысяч км.

Однако конструкция обоих вариантов в целом идентична: скажем, здесь стоит впрыск common rail с «усилителем» (давление в топливной рампе равно 900 бар, но в форсунках повышается до 2100 бар). А еще — турбокомпаунд, которым раньше в Европе могла похвастаться только Scania: он состоит из обычного турбокомпрессора и второй турбины, которая передает дополнительный крутящий момент на коленвал.

По заказу на Arocs будут ставить «турбосцепление» Voith
Среди нововведений — электрогидравлическое рулевое управление
0 / 0

Когда презентация закончилась, я забрался на платформу грузовичка, к которой ремнями был притянут новый двигатель, и начал пристально разглядывать мотор.

— Что ищешь? — заинтересовался подошедший представитель компании.

— Названия стран, в которых выпущены компоненты!

Топливная рампа Bosch, судя по табличке на ней, сделана в Чехии, стартер и генератор — в Японии, на заглушке блока цилиндров отлито «Made in USA». А где же аналогичная надпись на самом блоке цилиндров? Ищем, ищем... Ага, нашел: под турбокомпаундом виднеется слово «Africa». Значит, блок льют в Южной Африке.

Что и требовалось доказать: страны производства те же, что и у 13-литрового варианта. Ну да — унификация, глобализация. И «экологизация», до которой нам как до Мангейма пешком: все моторы Арокса отвечают нормам Euro 6 при помощи рециркуляции и мочевинной нейтрализации. Значит, въезд таким машинам в Россию с ее плохой соляркой строжайше воспрещен! Что подтвердили мерседесовцы: на вопрос о перспективах поставок в нашу страну боссы компании ответили с трибуны, что надо подождать, пока качество топлива улучшится...

Для жестких условий — бампер со стальными углами, решетки и пластиковая подножка
Как и у дальнобойных Мерседесов, эмблема может подсвечиваться светодиодами
«Облегченные» бетономешалки оснащают односкатными задними колесами
0 / 0

Offroad с перегрузом

«Что здесь еще интересного помимо 16-литрового мотора?» — спросил меня знакомый, торгующий строительной техникой. Ну, с кабинами все понятно: варианты без спального отсека (низкие и с моторным тоннелем) позаимствованы у Антоса, исполнения со «спальником» (а также с высокой крышей и даже с ровным полом) — у Актроса. Фары «антосовские», передние бамперы со стальными углами тоже унифицированы.

Отсюда и «чудеса маркетинга», о которых мы уже упоминали, рассказывая про Antos в прошлом выпуске рубрики: мерседесовская гамма такова, что модели взаимно пересекаются! Заказываем, например, тягач — двухосный, с пневмоподвеской сзади, высокой кабиной, хорошим «дальнобойным» двигателем... Это Actros или Arocs? Может быть и тот и другой!

Интерьер «самосвальных» кабин полностью унифицирован с развозными грузовиками Antos

Но, конечно, у Арокса есть ряд особенных, «строительных» опций. Роботизированную коробку передач PowerShift (она будет серийной, как на «братьях» Actros и Antos) немцы по примеру конкурентов-шведов оснащают «внедорожной» программой Offroad: электроника по умолчанию стартует с первой передачи и перебирает ступени друг за другом, не перескакивая через передачу. Это понятно: у дорожных машин главное — экономия топлива, а здесь важнее не застрять на бездорожье.
Полная версия доступна только подписчикамПодпишитесь прямо сейчас
Подписка на месяц
229
Подписка на год
27481590
я уже подписан

Рекомендованные статьи