Автобусы для плохих парней: все об американских автозаках

Фото: архив автора | компании-производители

There is a house in New Orleans
They call the Rising Sun
And it’s been the ruin of many a poor boy
And God, I know I’m one

The House of Rising Sun («Дом Восходящего Солнца») 

Народная песня, наиболее известное исполнение — группа Animals, 1964 г.

Автозаки сейчас в тренде: время такое. Поэтому читатели то и дело подкалывают меня, предлагая вновь написать про эти машины (большая статья была опубликована в АР №19, 2007). Спрашивали — отвечаем! Со всеми подробностями — только не про отечественные автозаки на базе грузовиков, а про знаменитые американские автобусы. Да-да, те самые, что показывают в фильмах...

Усаживайтесь поудобнее: будем смотреть голливудские боевики! Для начала — «Под огнем» 1998 года с Микки Рурком.

Forgive me, baby,
Please, don’t go away.
Forgive me, baby,
Please, don’t go away...

Под забойный блюз про детку, которую просят не уходить, по шоссе катится конвой — два «крокодила» Ford Сrown Victoria (еще старых, квадратных) с мигалками, а между ними белый бескапотный автобус с надписью: «Texas Department of Corrections», «управление исправительных учреждений Техаса». Еще пара минут — автобус обгоняют подельники Рурка, шмаляют по колонне из М-16 и гранатомета, и наши герои сбегают.

Кадр из фильма «Под огнем» 1998 года

Сам автобус устроен вполне традиционно: дверь-гармошка, общий салон (американцы шутят по поводу таких автозаков: «Чур, мое место у окна!»), диваны с мягкой обивкой, большие окна перегорожены лишь несколькими стальными прутьями. Будто взяли автобус для школьников и переделали в тюремный на скорую руку (в общем, примерно так оно и есть).

Конечно, отечественные грузовики-автозаки для ФСИН устроены примитивнее и депрессивнее: глухой кузов, голые железные стенки, мощные деревянные лавки. В окошко не посмотришь! Впрочем, все это сделано в первую очередь для максимальной безопасности перевозок «от зоны и до зоны»: так, кузов грузовика делится на две части глухой перегородкой, чтобы зэки не могли устроить массовый бунт, раскачать и перевернуть машину. Двойной пол нельзя пропилить, а в интерьере нет ни стекол, ни открытых фонарей, ни предметов, которые можно отломать, разбить и т.д. Ведь любая планка или осколок — опасное оружие, которое можно применить против охраны или соседей. Даже заклепки не алюминиевые, а стальные, чтобы их нельзя было спилить в дороге. А поскольку после каждой поездки кузова дезинфицируются (среди осужденных могут быть больные и т.д.), то интерьер делается с гладкими поверхностями и без изысков. В последнее время стали появляться кондиционеры и биотуалеты, но, конечно, об автобусах, да еще с мягкими сиденьями, как в США раньше, наши сидельцы и мечтать не могут. Впрочем, все это особенности пенитенциарных систем, выработанные десятилетиями (наша, как известно, восходит к ГУЛАГу).

Да и не во всех американских автозаках, как расскажем позже, предусмотрена такая вольготная посадка.

Вернемся к фильму с Микки Рурком. Какой марки там автобус? На его квадратной эмблеме читаются буквы IH, International Harvester, — это Ward President как раз на шасси International Harvester с передним расположением двигателя.

Кадр из фильма «Беглец» (1993 г.)

В другом боевике, «Беглец» 1993 года с Харрисоном Фордом, показан похожий по компоновке автобус, только другой марки, Blue Bird. У него такой же салон с мягкими диванами, стекла забраны мелкой сеткой, спереди — водитель и два охранника. По сюжету, когда один из заключенных провоцирует приступ эпилепсии и вынуждает охранников зайти внутрь, начинается хаос. Автобус кувыркается под откос, сминая крышу, и приземляется аккурат на железнодорожные пути, по которым приближается поезд...
Полная версия доступна только подписчикамПодпишитесь прямо сейчас
Подписка на месяц
229
Подписка на год
27481590
я уже подписан

Рекомендованные статьи