Автобусы на выставке Комтранс: Валдай, Citymax и другие
Отрадно, что на нынешнем Комтрансе большое внимание уделено экологичному транспорту — электробусам и водоробусам. Но, к счастью, не забыты и традиционные автобусы. На чем же будут возить пассажиров в обычной жизни небогатой России?
И вновь самое интересное — на стенде ГАЗа. Завод проделал серьезную работу и показал первые результаты своей комплексной программы для рынка пассажирских перевозок. В разработке — целая линейка низкопольных автобусов длиной от 6,8 до 18 метров. Первые образцы уже готовы.
Обновленная Газель NN, как и Next, будет выпускаться в виде каркасно-панельной маршрутки. Она вмещает 22 человека при 14 сиденьях и зовется Газель City. А вот ее старшего брата на шасси Валдая Next до сих пор в программе не было.
Эти автобусы роднит низкий пол в пределах базы, широкий дверной проем (1200 мм) и просторная накопительная площадка. Кроме того, наконец-то газовцы задумались о багажных отсеках (вечная беда первых маршруток!). В салоне Валдая — 21 сидячее место плюс три откидных на площадке, а общая пассажировместимость — 32 человека. Под капотом все тот же дизель Cummins 2.8, коробка передач — новая газовская шестиступка. Передняя подвеска у автобуса от Газона Next, задняя пневмоподвеска и тормозная система — от Вектора Next. Выпускать Валдай City будут на Павловском заводе.
Еще интереснее новейший образец городской серии автобусов Citymax. Это совершенно новая машина с задним расположением двигателя и футуристическим обликом. На выставке показана первая модель из целой линейки — Citymax 9. Девятиметровый автобус тоже будут выпускать на ПАЗе, а его старших братьев — на ЛиАЗе, при этом машины унифицированы на 70%. Они будут иметь совершенно новые кузова повышенной жесткости и увеличенную площадь остекления (со стеклопакетами по заказу). Дверные проемы расширены (до 1430 мм), планировка салона меняется под требования конкретных заказчиков. Автобус на 75 пассажиров комплектуется дизелем ЯМЗ-534 и автоматической коробкой передач.
Передняя ось — канашского завода, входящего в Группу ГАЗ, задний мост — китайский HanDe. Само собой, современная машина оснащена электронными системами безопасности, в том числе камерами внутреннего обзора, а вместо зеркал заднего вида установлены камеры и мониторы. Жаль только, что газовцы пока не называют цены перспективных автобусов.
Напоследок — пара слов о текущей гамме. Пока будет продолжаться выпуск городских ЛиАЗов и ПАЗов Vector Next. А вот с классическими пазиками ситуация непонятна: по слухам, ЗМЗ закрывает выпуск древних моторов V8, а дизельные версии давно сняты с производства.
Впрочем, относительно дешевых автобусов на рынке пока хватает. К примеру, на Комтрансе был СимАЗ-2258. Почти девятиметровый автобус вмещает 30 пассажиров. Конечно, грузовое шасси Isuzu с рессорной подвеской и неудобным люком обслуживания спереди не новейшее решение, зато появился газовый вариант с обновленной передней маской по цене 6,5 млн рублей.
Samauto HD50 из Узбекистана
А еще на Комтрансе состоялся первый показ его прямого конкурента — дизельного автобуса Samauto HD50 из Узбекистана. Построенный на том же шасси более короткий восьмиметровый автобус берет на борт 44 пассажира (за счет мест для стоящих пассажиров). При этом производитель уже сертифицировал его в России и просит на полмиллиона рублей меньше.
Странно, но весьма популярный в стране сегмент междугородних перевозок на выставке почему-то проигнорирован. Из всех производителей подобный газовый автобус показал только КАМАЗ, да и тот затерялся среди водородных и электрических собратьев. Похоже, этот сегмент полностью отдан на откуп китайским маркам. Выпуск отечественных моделей невелик, а «европейцев» могут себе позволить лишь единичные заказчики вроде спортивных клубов. Поэтому на выставке были лишь традиционные Yutong да KingLong. Цены у них похожие, как и сами автобусы: модели на 55 мест стоят около 11 миллионов рублей.