Топливный элемент: водоробусы ГАЗ и КАМАЗ на выставке Комтранс
В Москву недавно пришел уже 700-й электробус, к следующему году их количество перевалит за тысячу. Но транспортникам этого, похоже, мало. Не так давно мы уже рассказывали, что в России, в частности в столице, взят курс на гибридный общественный транспорт — с электроводородным приводом. И на выставке Комтранс ГАЗ и КАМАЗ уже продемонстрировали первые прототипы таких машин.
Собственно, обе они сделаны по стандартной для подобных машин схеме — как и, к примеру, серийные польские водоробусы Solaris Urbino Hydrogen, которые уже поставлены в несколько европейских городов. По сути, они представляют собой обычные электробусы, но — с электрохимическим генератором на борту. Он питается водородом, вырабатывает электричество и подзаряжает батареи, а те, в свою очередь, обеспечивают энергией электродвигатель.
Газовский водоробус построен на основе стандартного электробуса, который отныне, согласно заводскому обозначению, будет именоваться Citymax. Вместе с этим названием он получил новый салон с классными польскими сиденьями Ster (отсыл к Солярису?), более широкие дверные проемы, полностью электрический отопитель салона и орнамент «пузырьки» с подсветкой на потолке.
Все оборудование расположено на крыше. Оно включает баллоны со сжатым под давлением 350 бар водородом — суммарный объем составляет 1200 литров, а содержится в них 30 кг газа. Собственно, здесь же нашлось место и для установки с топливными элементами (канадского производства), и для батарей, емкость которых снижена вдвое по сравнению с обычным электробусом (примерно до 40 кВт·ч). Соответственно, в исключительно электрическом варианте такая машина способна преодолеть 20—25 км, но с полным запасом водорода в баллонах запас хода достигает аж 350 км.
Рядом еще один водоробус — только маленький, на базе Газели City. Ее электрический вариант ГАЗ уже демонстрировал, а теперь его оснастили топливными элементами. Баллоны и водородную установку разместили под задними сиденьями и в коробе спереди — справа от водителя. В салоне сохранено 22 места, а «беспосадочный» пробег — те же 350 километров, что и у старшего брата.
Водоробус КАМАЗ выглядит вполне приземленно
А вот и построенный КАМАЗом аппарат того же толка — с гордой дизайнерской надписью: «ЭТО ВОДОРОБУС» на борту. Он максимально унифицирован со своим электрическим собратом — салон вполне стандартный, без дополнительных «пузырей». Вся начинка — также на крыше.
Как и у столичных электробусов, надпись на борту выполнена особым дизайнерским шрифтом
Баллонов там шесть, но масса водорода в них меньше, чем у газовского водоробуса, — 24 килограмма. Зато больше емкость аккумуляторов (они, кстати, у обеих машин прежние, литий-титанатные) — тут она составляет 59 кВт·ч. Установка с топливными элементами «импортная», мощностью 45 кВт. А заявленный пробег 250 км — также меньше, чем у ГАЗа.
Впрочем, сейчас сравнивать обе эти машины абсолютно бессмысленно. Ведь пока они прототипы, впереди у которых «долгая дорога в дюнах» до серийного производства. Причем дело даже не в самих машинах: как разработчики, так и транспортники еще плохо представляют, как все это будет работать, какая должна быть техника безопасности в парках и т.д.
Более того, пока в России водородной инфраструктуры практически нет, за исключением одной-единственной демонстрационной заправки в Черноголовке. В будущем предполагается, что такие станции должны появиться в парках, но когда это произойдет — большой вопрос. Ну а стоимость всего этого «водородного веселья» и вовсе рискует оказаться непомерной — конкретных цен, конечно, пока прямо никто не называл, но формулировки «трехзначная сумма в миллионах рублей» за один водоробус звучали.
Впрочем, представители того же КАМАЗа сроки все-таки примерно прикинули: первые околосерийные образцы водоробусов ожидаются в 2025 году, а массово на маршруты наших городов (в первую очередь, конечно, речь о богатой Москве) они начнут поступать в 2027—2028 годах.