Электрочайник: как Лапшин водил электробус Yutong по Санкт-Петербургу
В кабине непривычно тихо: а мотор точно работает? Да, ведь он здесь электрический! Осторожно, двери закрываются: включаю D, нажимаю на газ — и Yutong плавно, но бодро берет с места. Этот «электрочайник» (потому что made in China) пока единственный в нашей стране, но он уже год отработал в Санкт-Петербурге, и мы расскажем о нем и о результатах его эксплуатации.
В Петербурге — хмурое осеннее утро, и я вместе с другими горожанами добираюсь до метро на обычном автобусе-гармошке. А попутно рассматриваю рекламу, которая то и дело появляется на экране под потолком: «Приглашаем в инновационный парк электробусов», «Выбирай профессию будущего», «Стань водителем электробуса»...
В отличие от Москвы, которая давно и бесповоротно подсела на электробусную иглу, Питер не торопится с массовой «электробусизацией». Во-первых, тут очень сильна троллейбусная сеть, причем многие местные троллейбусы «сами себе электробусы», поскольку обладают увеличенным автономным ходом — то есть часть пути могут двигаться на батареях.
А во-вторых, Питер пока не определился с основной моделью электробусов. Но главное требование к ним — не дорогущая скоростная воздушная подзарядка через пантограф, а традиционная, в парке от розетки. Это, с одной стороны, проще и намного дешевле, с другой — требует более емких тяговых батарей. Ведь, в отличие от московских электробусов КАМАЗ и ЛиАЗ, запас хода которых не превышает 50 км (доехал до конечной — и быстренько «подзаправился»), питерским приходится ездить без подзарядки вплоть до возвращения в парк.
Электробус MAN работает без нареканий
Еще в 2019 году в город пришло десять электробусов Volgabus, но нареканий к ним полно и у водителей, и у эксплуатационщиков. Волжские машины часто ломаются, в том числе по вине электропортальных мостов ZF (это слабое место и московских электробусов: моторы около ведущих колес страдают от реагентов на дороге). Запас хода меньше заявленного, поговаривают даже, что батареи вскоре придется менять... Зато «мужик», как тут прозвали немецкий электробус MAN, пашет без нареканий — хотя понятно, что он так и останется в единственном экземпляре.
Недавно город заключил соглашение о закупке 26 электробусов вологодской фирмы Транс-Альфа, но пока пришло только 11 машин. Есть один уфимский УТТЗ, второй, с доработками, ожидается в следующем году. Недавно началась опытная эксплуатация «китайца» Asiastar — и, наконец, уже год отработал Yutong, поставленный компанией «Транспортный центр»: о нем и пойдет речь.