БелАЗпилотник и другие. Лапшин и гиганты из Жодино

Фото: Федор Лапшин

«Страна БелАЗия» — так белорусы называют Жодино под Минском, где выпускают знаменитые cамосвалы. В канун 70-летия завода я побывал там дважды: сперва с представителями компании Scania, которая начала поставлять БелАЗу двигатели, а затем посмотрел, как работает самосвал-робот — да-да, беспилотный!

На рубеже девяностых в нашей стране начали было оснащать синими мигалками обычные автобусы, троллейбусы и даже трамваи: если в салоне хулиганили, водитель должен был включить маячок, чтобы привлечь внимание милиции. Опасность, мол.

Ну а теперь прямо в мою сторону по белазовскому полигону, что за цехом сборки сверхтяжелых машин, движется 130-тонный cамосвал, мигая синими огоньками по бокам кабины. А в ней — никого, водитель еще минут пять назад вылез оттуда и ушел. Мы с видеооператором стоим на возвышении за бетонной стенкой, но мало ли что... Вот медлительного коммунального грузовика-беспилотника MAN, которому я переходил дорогу ради эксперимента, я не боялся. А эта тушка даже без груза весит сотню тонн с лишним и едет с приличной скоростью!

Ан нет, белазик смирно остановился около кучи породы — и к нему подкатил белазовский погрузчик, тоже без человека в кабине. Один робот загрузил другого — и наш БелАЗ отъехал метров на сто, где свалил породу. А потом оба аккуратненько встали напротив «центра управления полетами». Проект называется «Интеллектуальный карьер», но подробнее о нем чуть позже, а пока — про сам завод и его машины.

Два рекорда Гиннесса

Когда я рассказал знакомому, что БелАЗ строит самые большие в мире самосвалы, тот не поверил: «А как же западные конкуренты? Caterpillar там или Liebherr? У них-то вон какие гиганты». Привыкли мы к тому, что за границей все лучше и больше!
Полная версия доступна только подписчикамПодпишитесь прямо сейчас
Подписка на месяц
229
Подписка на год
27481590
я уже подписан

Рекомендованные статьи