РобоMAN и другие: как Лапшин испытывал технику будущего

Фото: Джанэнрико Гриффини | компания MAN | Федор Лапшин

Место действия — полигон Magna Steyr в Австрии. По его дороге друг за другом неспешно едут два оранжевых грузовика MAN дорожной службы. В переднем сидит водитель, а вот в заднем — никого! И тут я шагнул на асфальт между грузовиками...

Часть первая, автономная

Роботизированные грузовики в Европе уже не новость. Ровно два года назад наш автор Максим Чернявский рассказал про экспериментальные самосвалы Scania, которые были обучены работе в карьере без участия водителя, — мы прозвали их робосвалами. Год назад Чернявский познакомился с аналогичным мусоровозом Volvo.

Ну а теперь по стопам шведов пошел и MAN. Но если в кабинах ­робосвалов и мусоровоза все же должен присутствовать человек, то робоMAN умеет ездить полностью самостоятельно! Мановцы даже заявили, что первыми создали грузовик, отвечающий четвертому уровню автоматизации по нормам SAE.

Первый уровень (его называют hands on, «руки на руле») предусматривает лишь наличие ассистентов водителя, которые умеют поддерживать дистанцию (адаптивный круиз-контроль) или подруливать, возвращая автомобиль на полосу, — как грузовая система Volvo Dynamic Steering нового поколения.

При втором уровне hands off, «без рук» (как у легковой Теслы), машина может ехать автономно, но обязательно с человеком в кабине, который в случае необходимости вмешивается в управление. Третий уровень, eyes off, «не глядя», позволяет водителю временами полностью отвлекаться от контроля за ситуацией. При четвертом уровне, mind off, «отключая ум», шофер может не находиться в кабине, ну а при наивысшем, пятом, уровне steering wheel as option, «руль в качестве опции», автомобилю вообще не нужен человек.

Правда, упомянутые нормы предполагают, что машина движется полностью самостоятельно. А то, что продемонстрировали мановцы, скорее разновидность дальнобойной системы platooning, о которой мы не раз рассказывали (движение автопоездов колонной на автопилоте). Ведь здесь оба автомобиля едут в электронной связке, и задний лишь подчиняется командам переднего!

А суть мановского проекта, спонсором которого стало министерство экономики Германии (оно выделило 2,3 млн евро), вот в чем. И в Европе, и у нас нередки попутные столкновения с медлительной техникой для дорожных работ — как правило, с грузовиками прикрытия, которые едут сзади. В них-то и въезжают зазевавшиеся водители. В Германии ежегодно происходит около 150 таких наездов, из них 50 только в Баварии. У нас всего за несколько дней до мановского мероприятия тяжелая авария произошла на Симферопольском шоссе под Москвой. Там легковушка на полном ходу влетела в оранжевый КАМАЗ дорожников с прицепом, на котором висел знак «Объезд препятствия»...
Полная версия доступна только подписчикамПодпишитесь прямо сейчас
Подписка на месяц
229
Подписка на год
27481590
я уже подписан

Рекомендованные статьи