Робокопы? «Робосвалы»! Как Scania внедряет беспилотники на строительных площадках
Робокопы? Да нет, «робосвалы»! Их построила Scania, а на кузовах этих самосвалов так и написано: autonomus transport systems, «автономные транспортные системы». И они действительно умеют работать без участия человека. Точнее, почти без...
Мы не раз рассказывали про тяжелые грузовики, способные двигаться полностью на автопилоте, — и даже ездили в колонне таких автопоездов с тягачами Mercedes по немецкому автобану. Конечно, на фоне нашей действительности подобные опыты выглядят фантастикой, но прогресс не остановить: даже КАМАЗ экспериментирует с грузовиком-беспилотником и обещает вывести его на дороги в 2020 году.
А вот что придумала в этой области Scania. На этот раз — никакого дальнего боя: небольшая стройплощадка с горой щебня, ковшовый погрузчик и два самосвала, трех- и четырехосный. Вот они, «робосвалы»!
Так выглядит процесс работы автономных самосвалов в карьере
Хотя шведы, наравне с конкурентами, разрабатывают дорожные беспилотники (в том числе и автобусы), они первыми решили сосредоточиться именно на строительном сегменте. Логично: если автономное движение грузовиков на дорогах общего пользования в Европе пока запрещено, то где-нибудь в карьере, где нет ни пешеходов, ни встречного-поперечного транспорта, — почему бы и нет?
Помимо самосвалов, Scania создала опытный беспилотный автобус
Я залезаю в кабину одной из машин: интерьер — как у обычной Скании, но не совсем: за лобовым стеклом большой ящик с многолинзовой стереокамерой, а над головой — не менее внушительный цветной дисплей с картой и кучей знаков и надписей. Самосвал трогается, а водитель демонстративно убирает руки с руля: мол, я ни при чем! Впрочем, то, что машина действительно сама движется и заруливает на площадку, не очень удивляет: подобное я видел еще на беспилотном «Мерседесе будущего» — разве что он сам не маневрировал. А вот то, что Scania выбирает оптимальный путь для погрузки-разгрузки, да еще с точностью до 25 см, вызывает уважение к разработчикам. Более того, если за время отсутствия машины погрузчик передвинул горку щебня по площадке, самосвал это тут же замечает — и безошибочно подруливает на новое место. Оказывается, компьютерный «мозг» экспериментальных грузовиков уже пользуется системой искусственного интеллекта — и потому они носят собственные имена, Астатор и Социус.
Но без водителя пока не обойтись: он должен вывести грузовик в карьер и следить, чтобы не было «восстания машин». А то, чего доброго, «робосвал» сдуру сиганет с обрыва или перевернется!
По словам разработчиков, на создание автомобилей ушло всего три года, причем участие в этом принимали полдюжины организаций, включая Стокгольмский университет и концерн Ericsson (он, помимо прочего, занимается разработкой нового поколения мобильной связи 5G, которое позволит в разы увеличить объемы обмена данными).
Диспетчер контролирует процесс с командного пункта
Самосвалы только внешне выглядят традиционно: на деле они оборудованы сложнейшим комплексом электронных систем, связанных между собой. Тут и камеры, и сверхточная GPS-навигация, и радары ближнего-дальнего действия, и инерциальные датчики. А «начальник» всего этого — тот самый интеллектуальный компьютер, который вдобавок управляет двигателем, коробкой передач, сцеплением и тормозами.
• Самосвал работает, а водитель лишь наблюдает, отпустив руль
• Предполагается, что автономные самосвалы и разгружаться будут сами
Конечно, не все пока безупречно. Скажем, движущиеся препятствия система распознает и умеет реагировать на них (объезжать или останавливаться), однако четкого ответа на вопрос о минимальном размере объекта я не получил. Понятно, что лося или человека грузовик заметит. А вот кошку, например?
И с одной стороны, подобный прогресс — это отлично. Но есть подозрение, что при таком развитии технологий профессия водителя грузовика однажды отомрет, подобно ремеслу кучера или шорника. И превратятся брутальные тракеры в разновидность офисных работников...