Что такое платонинг и какими будут грузовики будущего?
Три автопоезда идут друг за другом по автобану под Дюссельдорфом как приклеенные. Держат дистанцию, синхронно притормаживают при необходимости, опять набирают скорость... А водители не касаются баранок: руки убраны с рулей! Фантастика Нет, уже реальность — и я участвовал в ней.
Вообще-то, английское слово platooning, означающее движение машин на автопилоте колонной, читается как «платунинг». Но уж больно забавна ассоциация: у нас — система оплаты дорог для дальнобойщиков Платон, а в Европе — Platoon (так называeтся сама автопилотная колонна) и «платонинг»!
И это — очередная мечта о будущем грузового транспорта.
Сколько их было, таких «мечт»: когда-то казалось, что облик грузовиков XXI века будет космическим, и экстравагантный дизайнер Луиджи Колани строил один за другим свои «яйцеголовые» тягачи.
Потом транспортники хотели, чтобы автопоезда во всей Европе стали такими же длинными и тяжелыми, как у финнов и шведов. Увы, не прокатило, разве что в Голландии начали выдавать спецразрешения на эксплуатацию 25-метровых составов.
Несколько лет назад грузовые производители дружно заболели идеей дизель-электрического привода. Гибриды (в основном на базе компактных развозных моделей) множились как грибы после дождя, в 2012 году я принимал участие в их сравнительных испытаниях... И — тишина. Президент компании DAF в прошлом году так и сказал: мол, гибриды не оправдали себя.
Зато теперь умами политиков и конструкторов завладел platooning. Правда, Mercedes реализовал эту идею, хотя и в упрощенном виде, еще в 1999 году. Тогда я побывал в Германии на семинаре, посвященном решениям будущего, — и мерседесовцы поведали, что соединили два автопоезда невидимым «электронным дышлом» при помощи радиоволн и инфракрасного излучения. Проект назывался Promote Chauffeur, «помощник шофера»: водитель передней машины должен был рулить, а вот задней — мог пить кофе или читать газету, автоматика все делала за него. Тогда публика поудивлялась, но вскоре забыла о необычном проекте.
Однако идея зрела, и в последние годы то одна, то другая грузовая фирма начинала осторожно сообщать об успехах на ниве «платонинга». Наконец все те же экспериментаторы-голландцы решили стимулировать процесс: министр инфраструктуры и окружающей среды Нидерландов (45-летняя блондинка, между прочим) объявила о проведении в начале нынешнего апреля мероприятия European Truck Platooning Challenge — пробега «автопилотных» фур с финишем в Роттердаме. Мол, кто хочет — присоединяйтесь, покажете свои технологии.
В пробеге приняли участие шесть производителей грузовиков из европейской «большой семерки» (за исключением Рено). Каждый сформировал конвой из двух—трех фур, были утверждены маршруты движения — и, когда этот выпуск рубрики готовился к печати, машины благополучно прибыли в порт Роттердама, на здоровенную стоянку, где несколько лет назад DAF презентовал обновленную серию CF.
А за пару недель до этого мероприятия Mercedes, воспользовавшись возможностью, пригласил журналистов — нет, не сесть за руль таких фур (а то еще разгрохают уникальные аппараты!), но изучить основы «платонинга» и прокатиться в кабинах. И я отправился в Дюссельдорф.