Испытываем цепи для грузовиков на новеньком тягаче Volvo FH16 Гольфстрим с полуприцепом
Зима у нас нынче знатная: январь, февраль, феврарт, феврель... Под колесами — снег и лед! Что делать дальнобойщику? Буксовать? Или надевать цепи, о которых чиновники и пресса дружно заговорили после коллапса на питерской трассе? Мы взяли три комплекта цепей — и отправились на Дмитровский автополигон на новеньком тягаче Volvo FH16 Гольфстрим с полуприцепом.
О том, что произошло в начале зимы на трассе М10 между Москвой и Питером, наверняка знают даже водители, живущие на Дальнем Востоке. Как всегда неожиданно, повалил снег, а дорожники оказались «не готовы» — и пробка из забуксовавших фур растянулась на сотни километров. Неудивительно, что после этого последовали громкие призывы «переобуть» все грузовики в зимнюю, да еще шипованную резину — и обязать дальнобойщиков возить с собой цепи противоскольжения.
Конечно, если коммунальные службы не будут чистить дороги, а инспекторы ГИБДД «разруливать» сложные ситуации, не помогут ни шипы, ни цепи. К тому же в подавляющем большинстве случаев грузовикам достаточно всесезонных шин с маркировкой «M+S» («Грязь и снег»), на которых обычно и ездят дальнобойщики в России. А вот что касается цепей...
У большинства российских дальнобойщиков их нет. Однако купить цепи не проблема — и российские, и зарубежные, по самым разным ценам, от нескольких тысяч рублей до тысячи с лишним долларов. Мы же испытали только три комплекта, причем недорогих. В рамках теста не планировалось оценивать качество, надежность, долговечность и даже удобство установки. Главное — понять, стоит возить с собой лишнее «железо» или нет?
Введение в тему
Итак, «дальнобойные» цепи предназначены, как правило, для ведущих колес тягача и бывают разных конфигураций. Наиболее простые и дешевые официально называются «сектор», а на водительском жаргоне — «перемычка» (поскольку как бы «перехватывают» наружные шины ведущей оси в одном месте наподобие браслета). Более серьезные цепи, которые охватывают колесо целиком, именуются водителями «шубой».
Мы взяли полноразмерные «шубы» московской компании Автоцепь трех видов. «Лесенка» (ее надевают на внешние колеса ведущей оси) в расправленном состоянии действительно похожа на лестницу, «сота» имеет ромбовидный рисунок, «спарка» — та же «лесенка», только более широкая: ее устанавливают сразу на два спаренных колеса ведущей оси.
Самой тяжелой оказалась «сота»: комплект весит почти 35 кг! «Спарка» чуть легче, около 32 кг. А наиболее легкая, примерно 21,5 кг — «лесенка». Кстати, для уменьшения веса обвязку цепей делают из стального прутка диаметром 6 мм, а вот рабочие звенья — уже из восьмимиллиметрового прутка (материал — сталь 3).