Чем удивил парад ретротехники в Питере?

Фото: Максим Чернявский

Традиционный пробег ретромашин, который проходит в день рождения города на Неве, в нынешнем году состоялся уже в пятый раз. Встречать ретротехнику (а маршрут проходил от Прибалтона через Невский и Суворовский до финиша на Манежной площади) вышло огромное количество горожан — был среди них и я.

В колонне пассажирского транспорта был специальный, довольно редкий военно-санитарный автобус на шасси ПАЗ-672М 

Увы, на сей раз зрелище получилось менее масштабным, чем в предыдущие годы. Особенно это заметно по легковушкам, которых стало значительно меньше. По нашим сведениям, дело в свежем регламенте, по которому отсеивались все недостаточно старые или «некондиционные» машины. С одной стороны, это хорошо: разбавлявшие колонну заниженные «шестерки» с наклейками «Хулиган» вызывали только ехидные подколки. Но из-за этих же новых норм пропали штучно сделанные, уникальные экземпляры.

Несмотря на табличку с надписью «ЛиАЗ» на передке, официально этот автобус всегда назывался ЗИЛ-158. С 1957 по 1960 год выпускался на головном заводе (9515 штук), потом производство передали на Ликинский завод, добавив букву В в индекс. Там его производили до 1971 года, выпустив больше 50 000 штук. Мощность двигателя составляла 109 л.с., максимальная вместимость – 70 человек, 32 из которых могли сидеть

В «грузовом» ретросегменте ситуация ровно такая же: новых участников мало. Костяк составляли автобусы питерского клуба Ретробас и троллейбусы, восстановленные местными энтузиастами. Собственно, только благодаря энтузиастам этот пробег, как и другие, вообще возможен. Ведь, помимо экспозиции столичного музея Мосгортранса, приличной коллекции общественного транспорта в стране до сих пор нет. Кстати, один московский экспонат прибыл-таки и на питерский пробег.

Заранее зная, что финиш пробега должен состояться на многолюдной Манежной площади, я решил встать пораньше и отправиться на Морскую набережную, откуда техника начинала движение. Здесь можно было не спеша оглядеть экспонаты снаружи и внутри.

Особой популярностью у зрителей пользовались старые советские троллейбусы. Колонна бесшумных «аквариумов» на ходу демонстрировала изменение стиля разных эпох: от пучеглазого ЯТБ-1 до угловатого ЗиУ-672.

Традиционно широким фронтом выступили различные венгерские Икарусы. Здесь были и «техпомощь», укороченная в гараже (такие были во всех крупных парках), и большие сочлененные «280-е» разных лет выпуска и модификаций.

Самый необычный из «венгров» — Ikarus 253, он же Alfa. Пригородно-туристическая модель выпускалась в 90-х годах. Современный по тем временам кузов строился на хорошо известном шасси «двухсотой» серии

Это комфортабельные и вместительные городские автобусы советской эпохи, у многих они вызывают самые приятные воспоминания. Что же до запаха солярки в салоне и замерзающих зимой окон — эти мелочи уже почти стерлись из памяти.

Самым интересным импортным экспонатом, пожалуй, был классический автобус  на шасси Volvo B58 со шведским кузовом ателье Katrineholms 1968 года выпуска. В движение 56-местный бус приводится 150-сильным рядным дизелем HD100

Обширная в былые годы экспозиция техники из соседних стран также сильно сжалась. Знаменитый ЗИС-127 и Икарус-«сигара» из Эстонии, тройка автобусов из Финляндии — вот, пожалуй, и все.

Из невиданных ранее редких отечественных грузовиков внимание привлекала единственная сцепка из бочек с шасси ГАЗ-52-04 и прицепа ТАПЗ-755. Ничем уникальным «газончик» не отличается — его собратьев еще немало колесит по нашим дорогам, но вот раскраска вызывает умиление.

Большая бочка на грузовике — для мужчин, прицепная — для женщин и детей

В любом случае пробеги подобного масштаба — прекрасный повод познакомиться с технической историей, и пусть их становится больше.

Рекомендованные статьи