Черепашьи силы: самые чистые IVECO Daily
Наиболее экологичные версии IVECO Daily — дизельная, метановая и электрическая — носят приставку Blue Power, «Синяя сила», а с виду похожи на черепашек-ниндзя из-за масок на фарах. Ну а этих самых синих сил в них — тоже как у черепашек?
Полтора года назад компания IVECO представила обновленное семейство Daily с двигателями Евро-6. Чище, казалось бы, некуда — да нет, есть! Это версии RDE Ready с максимально экологичным дизелем, метановая Natural Power, а также полностью электрическая Electric.
В интерьере — синие окантовки панели, ковриков и прострочка на руле
Снаружи — синие решетка радиатора и окантовка фар (а в качестве опции — и синие колеса). В салоне — такого же цвета прострочка кожаной оплетки рулевого колеса и отделка ковриков. Синий обязателен: деталей-заменителей другого цвета не предусмотрено!
Под капотом RDE Ready — привычный турбодизель 2.3, но «задушенный» по выхлопу
Аббревиатура RDE расшифровывается как Real Driving Emissions, «выбросы, полученные в реальной эксплуатации». За основу взят стандартный турбодизель 2.3, но его выхлоп максимально придушен — за счет измененных коллекторов впуска-выпуска, системы охлаждения, нового масляного насоса и мочевинной нейтрализации SCR вместо рециркуляции EGR. Все это позволило, оставив почти неизменными характеристики (RDE Ready развивает 136 л.с.), снизить на 7% и выброс оксидов азота, и расход топлива.
На практике не все так радужно: я ездил по холмистым дорожкам в окрестностях итальянской Модены, и на каждом подъеме приходилось нажимать педаль акселератора практически в пол, что сопровождалось ревом мотора, — только так RDE Ready худо-бедно мог поддерживать заданную скорость. Точно черепашка, но явно не «ниндзя»! Не особо помогал даже классно настроенный восьмиступенчатый «автомат» Hi-Matic.
Под днищем Daily NP — газовые баллоны в коробах
Зато еще более экологичный Daily NP (Natural Power) с газовым двигателем, работающим на сжатом метане (CNG), куда бодрее: здесь отличная тяга во всем диапазоне оборотов и прекрасная обратная связь на педали акселератора. При этом NP тише, нежели RDE Ready, благодаря искровому зажиганию. Ощущение — будто управляешь бензиновым автомобилем, но с «дизельными» характеристиками, где момент максимален уже на низких оборотах.
И «автомат», впервые для фургонов скрещенный с газовым мотором, тут работает более предсказуемо, подтыкая передачи именно в те моменты, когда это необходимо.
Двигатель здесь выдает те же 136 л.с., но создан на основе не автомобильного, а промышленного мотора. А под днищем баллоны емкостью до 332 литров (302 л в стандартном исполнении плюс 30 л по заказу). Заявлено, что по испытательному циклу NEDC этого хватит на 490 километров. У меня при далеко не самой экономичной езде расход газа по борткомпьютеру составил 12,9 кг/100 км, или же примерно 87 л/100 км. Таким образом, запаса газа хватило бы приблизительно на 380 км.
При этом выбросы оксидов азота меньше, чем у того же RDE Ready, еще на 12%, а углекислого газа — так и вовсе на 95%.
А если совсем без выхлопа? Тогда — Daily Electric! Его конструкция традиционна: электромотор мощностью 60 кВт питается энергией от двух батарей, размещенных под рамой в подогреваемых коробах. Емкость не сообщается, но время зарядки 32-амперным током от сети 400 В — два часа.
В движении Daily Electric напомнил электрическую Газель, испытанную нами прошлой зимой. Он столь же резво берет с места, но после 50 км/ч динамика так же затухает и внутри слышны разнообразные посторонние звуки: вот воет что-то в приводе, а вот дребезжит какая-то деталь за кабиной.
А по способности преодоления подъемов Daily Electric похож на финский электробус Linkker, который тестировал Мосгортранс. Поскольку электроника бережет мотор и обрубает тягу на подъемах, то горки электрофургон преодолевает еще хуже, чем RDE Ready, — уныло заползает на минимальной скорости с нажатой в пол педалью. Зато на спусках активно рекуперирует энергию, как и положено электромобилям.
У электро-Daily посреди панели расположен информационный планшет
Заявленный пробег Daily Electric на одной зарядке — 200 км. А в действительности? Перед стартом индикатор остаточного пробега показывал запас 120 км при заряде батарей 80%. После трех километров в спокойном темпе батарея разрядилась на 2%, а запас упал до 115 км: то есть один километр пробега равен 1,7 виртуального. Значит, реальный запас хода на полностью заряженных аккумуляторах не 200, а, по нашим расчетам, лишь 117,5 км, причем в теплых условиях. Чуда опять не произошло: это немногим больше, нежели электро-Газель преодолела зимой на Дмитровском полигоне (103 км).
А знаете, что еще роднит Daily Electric с электро-Газелью? Стоимость! Газель, которую мы испытывали, была оценена в 6,5 миллиона рублей, а Daily Electric стоит в Европе порядка 85 тысяч евро (5,9 млн рублей).
Дизельный RDE Ready предлагается в Европе за 37 тысяч евро (на три—четыре тысячи дороже обычных Daily Euro-6), газовый NP — за 45 тысяч. Кстати, вполне возможно, что Daily NP, в отличие от двух других «черепашек», появится на нашем рынке.
Кто на свете всех милее? Уж точно не Daily последних поколений! Справа — вариант 2011—2014 гг.
И последнее. Почему в IVECO не хотят объединить концепции в подзаряжаемый гибрид, как это делает сейчас, к примеру, Ford? По расчетам ивековцев, при нынешнем подходе можно охватить больше клиентов, кроме того, стоимость разработки и производства гибрида оказалась бы чрезвычайно высокой.
Поэтому пока в гамме будут три «черепашки-ниндзя», которые, как в кино, должны спасать мир от катастрофы — экологической. Жаль, силенок пока не у всех хватает.
Тест-драйв проходил недалеко от завода Maserati, в холле которого выставлена гоночная модель 6CM (1936—1940 гг.)