Что сейчас производит Галичский автокрановый завод? Наш репортаж

Фото: Федор Лапшин

Давно я не рассказывал об автокранах! Если быть точным, двадцать лет — с тех пор как участвовал в пробеге кранов Галичского и Клинцовского заводов от Москвы до Сургута... А теперь отправился в Галич, чтобы взглянуть на производство и последние модели.

Мы привыкли, что автозаводы находятся в крупных городах. Но с автокранами все иначе! Когда я сказал коллегам, что собираюсь в Галич, они спросили: «Это где?» В Кост­ромской области, в девяти часах езды на поезде от Москвы. Тут живет всего 15 тысяч человек, из них примерно 4200 трудоспособных. Квалифицированную работу способны выполнять 80—85% от этого числа. На ГАКЗ, Галичском автокрановом заводе, работает 1180 человек, средняя зарплата — 55 тысяч рублей. Поэтому завод не просто градообразующее предприятие, а основа основ: если бы не он, Галич превратился бы в один из вымирающих городков российской глубинки...

Производство на месте ­нынешнего ГАКЗ ведется еще с «дореволюции», ­причем его профиль многократно ­менялся: сперва здесь находился винокуренный завод, во время Первой мировой делали солдатские ботинки, после революции — бочки и ящики. После ­Великой Отечественной ­завод ­выпускал сельскохозяйственные машины и запчасти для тракторов. В 1961 году его перепрофилировали в экскаваторный и, наконец, в ­1982-м — в автокрановый.

Ну а после распада СССР предприятие вошло в холдинг Кудесник, который сейчас является дистрибьютором трех автокрановых заводов — Галичского, Клинцовского и Камышинского. Причем общее для них конструкторское бюро находится в городе Иваново, поскольку многие ­конструкторы вышли с конкурирующего завода Ивановец.

Кабины одинаковые, модели разные: по бокам ­50-тонные краны на шасси 8х4 и 8х8, в центре кран-манипулятор

И вот что любопытно. Первая галичская модель базировалась на шасси ­КАМАЗа, и сейчас основными шасси являются камазовские, с теми же кабинами старого образца! Просто для покупателей автокранов кабина самого грузовика — дело второстепенное, и они зачастую не хотят переплачивать даже за спальник позади сидений.

Поступают ли на завод шасси других марок? Сейчас — почти нет. ­«Европейцы» остались в прошлом, специфические минские шасси МЗКТ приходят поштучно (при мне на заводе их не было), Урал по понятным причинам не поставляет гражданские грузовики, и даже обычных КАМАЗов не хватает. Поэтому рядом с цехами под крышей скучают готовые крановые установки без стрел на ножках-опорах — «крабики», как их называют здесь. Ждут, когда для них придут автомобили!
Полная версия доступна только подписчикамПодпишитесь прямо сейчас
Подписка на месяц
229
Подписка на год
27481590
я уже подписан

Рекомендованные статьи