Москва—Сургут: 3500 км на автокранах Урал и КАМАЗ
Эту поездку — а она состоялась уже 17 лет назад! — можно назвать путешествием по России из фильма «Бумер». Потому что там были все необходимые элементы: убогие дороги и заправки, алчные гаишники, бандиты (на этот случай с нами в тонированной девятке ехал крупногабаритный мужик в камуфляже с ножом на поясе), проститутки...
Никогда не забуду, как на одной из остановок где-то в провинции ребята-водители заказали в гостиницу молоденьких девчонок, а я в это время в соседнем номере отбирал на ноутбук лучшие фотографии, сделаные за день. В другом городе к нам прицепилась местная шпана: я, как единственный трезвый водитель, гнал оттуда девятку, не включая света. И этот хриплый кассетник на сиденье грохочущего железного Урала, от которого на ходу отваливались запчасти: из магнитофона звучала «Турбомода» (помните такую группу?), а на одной из остановок я купил набор кассет группы «Мираж». Еще в нашем репертуаре были Михаил Круг и Катя Огонек.
А самое сильное дорожное впечатление — как нам в степи пришлось обгонять колонну комбайнов. Широченные комбайны плетутся еле-еле, автокраны развивают не больше 60 км/ч, причем резко маневрировать нельзя из-за высокого центра тяжести. И от встречки уворачиваться некуда!
«Времена менялись и изменились вконец,» — поет Чиж. Дороги стали лучше и чище во всех смыслах, грузовики — надежнее (надеюсь), хотя практически такие же Уралы и КАМАЗы вовсю выпускаются до сих пор. Да и Сургут, который мне так не понравился тогда, стал современным городом. Только молодость не вернешь. Но это — неизбежный процесс.
Август, 2020
Перед глазами который день маячат капот и тросы крановой установки; дребезжит рычаг коробки передач; перекрывая грохот дизеля, надрывается «убитый» кассетник без крышки: «Не целуй ее, не целуй напрасно...» Я веду 20-тонный автокран Урал по трассе на Сургут, среди осенних ханты-мансийских лесов. Вместе с колонной автокранов я проехал три с половиной тысячи километров: вот как это было.
Вот шмякнулся на землю синий вечер
В тюменской нефтеносной стороне.
Ни Миттеран, ни Маргарита Тэтчер
Не вспомнят добрым словом обо мне.
Весь мир давно в кошмарной дисгармонии,
Который год — все кризисы подряд.
Америка в истерике, Япония в агонии,
В Сургуте — потихонечку бурят...
(Владимир Туриянский)
«Ты с ума сошел, — качали головами коллеги, узнав, что я собрался ехать из Москвы в Сургут на автокранах. — Может, еще на асфальтоукладчиках поедешь?»
Я отшучивался: «Запросто!» Когда еще предоставится проехать пол-России, причем с остановками в разных городах? Да, я знаю, что крейсерская скорость автокранов на трассе — 60—70 км/ч. Тем лучше: больше увижу!
Так что когда московская фирма Кудесник, владеющая двумя автокрановыми заводами — Галичским (Костромская область) и Клинцовским (Брянская область), — пригласила меня в пробег, да еще в роли «запасного водителя», я согласился не раздумывая.
Идея пробега такова: пять автокранов разных моделей (все — на вездеходных шасси КамАЗ и Урал) идут в Сургут, по пути останавливаются для демонстрации в разных городах и участвуют в сургутской выставке Нефть и газ. Затем часть машин остается у сибирских заказчиков, а часть — возвращается «по домам», на крановые заводы.