Электро-kola: как устроены и что умеют тягачи Nikola из Ульма
Признаться, мы думали, что американский стартап Nikola по выпуску «тягачей будущего» свернул свою деятельность, как это произошло с его конкурентом Thor. Тем более что предпосылки были: скандал с видеорекламой Николы (едущий на ней автопоезд просто скатили с легкого уклона), затем — рухнувшие акции, отставка президента и уход партнеров из GM.
Один из первых макетных образцов 2019 года
Ан нет: Nikola и IVECO, которые торжественно поклялись в дружбе в 2019 году, в конце нынешнего сентября открыли совместное производство! Оно расположено в немецком Ульме, на площадях ивековского завода Magirus: выпуск обычных тягачей IVECO там прекратили еще в 2012-м, а сейчас делают пожарные машины и дорабатывают армейские грузовики.
Общая площадь нового производства — 50 тысяч квадратных метров, из которых половина находится под крышей, а на сборку отведено 11 тысяч квадратных метров. Это не особо много, да и максимальная проектная мощность — тысяча грузовиков в год.
Здесь будут выпускать тягачи Nikola Tre на основе ивековского S-Way, причем пока только аккумуляторные (BEV), то есть обычные электромобили. Но, как обещано, мощные и с хорошим запасом хода: встроенный в задний мост электродвигатель внушительных размеров (его разработали Fiat Powertrain, Nikola и Bosch) развивает 645 л.с. и 1800 Нм, емкость батарей (девять блоков не только по бокам рамы, но и между лонжеронами) аж 753 кВт·ч, что должно позволить машине пройти до 350 миль (563 км). Время скоростной зарядки от розетки — два часа.
Звучит прекрасно, вот только весит мама не горюй: масса привычных «грузовых» литий-ионных батарей доходила бы до безумных 13 т, а здесь, судя по всему, стоят тоже литий-ионные, но твердотельные аккумуляторы, емкость которых больше на треть, — можно предположить, что они потянут на 4,5 т. Это повлекло за собой массу компромиссов: машина не только трехосная, с колесной формулой 6х2, но и с очень длинной базой, из-за чего попросту не впишется со стандартным полуприцепом в еврогабарит по длине. Более того, в здоровенной кабине нет спального отсека: видимо, в нем расположились компоненты электросистемы.
С другой стороны, судя по американским красно-желтым кнопкам ручника и растормаживания полуприцепа на снимках, тягач рассчитан и на рынок США — да и его испытания проводились в Аризоне, где расположена штаб-квартира Николы и где строится второй завод компании. Вот только в Америке бескапотная компоновка давно не в чести, а в моде, наоборот, длинные «носы», не говоря о здоровенных «спальниках»! Ну а первый заказ на электро-Николы поступил из Германии: порт Гамбурга в следующем году получит 25 тягачей для работы с контейнеровозами.
В 2023-м должен появиться аналогичный Nikola Tre FCEV на водороде (опять же без спального отсека, но с запасом хода до 800 км), в 2024-м — водородный Nikola Two FCEV для США уже с другой кабиной, здоровенной, со «спальником» и покатым «носом», и запасом хода аж до 1500 км.
Nikola Two
Пока же Nikola построила 14 опытных образцов. Не маловато ли, если учесть, что Scania перед началом производства нынешних тягачей (разумеется, дизельных) собрала 180 экземпляров, 80 из которых были обкатаны у клиентов или же в условиях, приближенных к клиентским?
Nikola Tre FCEV
И повторим еще раз: тягачи Nikola Tre хоть на батарейках, хоть на водороде очень тяжелые, пока не дальнобойные и даже не отвечают евронормам по габаритной длине. А потому и заявление Николы о революции в транспортной индустрии явно преждевременное.
Тем временем Mercedes объявил о начале серийного производства одиночных трехосных электрогрузовиков eActros с запасом хода уже не до 200 км, как прежде, а до 400 км — видимо, за счет тех же твердотельных батарей.
В 2024 году появится седельный электротягач eActros LongHaul c запасом хода 500 км, в 2027-м — водородный GenH2 (до 1000 км), а с 2039 года Mercedes планирует выпускать грузовики исключительно с электродвигателями.