Nikola, Петрович и сеанс магии: дождемся ли грузовиков будущего?

Фото: компании-производители

Давно мы не рассказывали об американских проектах тягачей будущего — Tesla, Nikola, Thor... Если быть точными — с начала 2018 года, когда была опубликована статья «Фуры-футуры». Как идут дела за океаном? И скоро ли ждать электрическо-водородную революцию?

Как эффектно все начиналось! Толпы гостей на презентациях (никаких коронавируса и масок), громкие заявления, информационные лавины по всему миру...

Показ модели Nikola One (декабрь 2016 года)

Первым амбициозным стартапом в этой области стал Nikola — в декабре 2016 года компания представила прототип здоровенного тягача будущего Nikola One на водороде, наобещав золотые горы: пробег на одной заправке до 1900 км, сотни заправок по всем Штатам и даже то, что первый миллион миль Nikola будет заправлять тягачи водородом бесплатно, вырабатывая его на собственных «солнечных фермах».

Nikola Two

Год спустя был представлен более компактный Nikola Two, а затем и бескапотный Nikola Tre для Европы. Как итог — в 2019 году к проекту присоединился серьезный грузовой производитель, IVECO. Ивековцы сообщали об этом журналистам с придыханием: мол, мы так счастливы, что американский стартап выбрал именно нас... Будущему тягачу подобрали соответствующую платформу — несколько перелицованный IVECO S-Way, который получил другую эмблему и всякие футуристические детальки.

Помимо итальянского концерна, доли молодой перспективной фирмы выкупали и другие именитые компании, включая монстров типа Bosch. А прошлой весной гигант General Motors заявил о покупке целых 11% акций Николы, да еще о готовности предоставить свои производственные мощности. В результате капитализация Николы составила фантастические двадцать миллиардов долларов. Для сведения: весь Ford Motor в тот же момент стоил двадцать шесть миллиардов.

Чуть позже, летом, владелец Nikola Motor Company заявил, что предзаказов набрано на десять миллиардов долларов: только Anheuser-Busch, крупнейший пивовар США, решил приобрести сразу 800 водородных грузовиков. Еще несколько сотен заказал американский же US Xpress, к ним присоединился французский Jacky Perrenot...

Но тут частная компания Hindenburg Research провела скандальное расследование деятельности перспективного стартапа. Если вкратце, дело обстоит так: собственное водородное топливо, главная фишка Николы, не только не дешевле, чем у конкурентов, на 80%, как было заявлено, но и вовсе не производится — для этого даже нет инфраструктуры. То же и с революцией в аккумуляторах: никаких собственных технологий — передовых или не очень — не существует, а все компоненты электропривода Nikola закупает у сторонних производителей. К примеру, на презентации «своих» инверторов чужая эмблема была попросту заклеена малярным скотчем. А один из американских прототипов, который показывали на презентациях и сняли в рекламном видеоролике, не имел не только водородного, но и вовсе никакого двигателя! Оказалось, для ролика просто подобрали в штате Невада двухкилометровый участок пустынного шоссе с уклоном 3% и пустили машину с горки, словно тележку на колесиках.
Полная версия доступна только подписчикамПодпишитесь прямо сейчас
Подписка на месяц
229
Подписка на год
27481590
я уже подписан

Рекомендованные статьи