Электробус по-казахстански: китайский рецепт
Электрификация общественного транспорта в крупных городах, похоже, становится новым направлением развития на всем постсоветском пространстве. Не так давно мы рассказывали про опытный электробус, который построила Группа ГАЗ. Разработки в этом ключе есть и у КАМАЗа, и у белорусского МАЗа. Теперь свой электробус появится и в Казахстане. Но специалисты из казахстанского научного холдинга Парасат пошли собственным путем и создали в Алматы предприятие по сборке электробусов совместно с китайской компанией Higer.
Китайцы сейчас стали законодателями моды в постройке электрического общественного транспорта. По расчетам казахстанских инженеров, 99% всех электробусов производится в КНР. И, кстати, именно китайцам из Higer принадлежит контрольная доля (51%) в совместном с казахстанцами предприятии.
Завод построили буквально за год, а выпускаться на нем будут городские электробусы, получившие собственное имя Quazar. Это лицензионная копия китайской модели KLQ6832GEV1 (ну-ка, повторите!), которая производится с апреля 2015 года. В Казахстане станут собирать электробусы длиной 8,5 (на наших фото) и 12 метров. Они рассчитаны на перевозку 53 и 110 пассажиров соответственно. Причем, казахстанский электробус, в отличие от российских и белорусских разработок, полностью прошел сертификацию и получил одобрение типа транспортного средства.
В движение электробус приводится тяговым двигателем мощностью 150 кВт. Литий-титанатная батарея емкостью 44,2 кВт•ч расположена на крыше. Заявленный запас хода 70 км. Мало? Но создатели уверяют, что заряд можно восполнить всего за восемь минут, а батарея рассчитана на 20 тысяч зарядных циклов. Более того, 12-метровая машина (ее покажут весной) будет оснащена и верхним зарядным модулем. Такой электробус сможет пополнять запасы энергии на остановках от троллейбусной контактной сети за считанные секунды — а значит, стационарные зарядные станции ему будут нужны нечасто.
Вообще, существующую контактную сеть и подстанции в крупных городах планируется использовать максимально. К примеру, мощности трамвайных и троллейбусных подстанций в Алматы хватит для одновременной зарядки 500 электробусов. При этом организация одной зарядочной станции для десяти электробусов стоит не больше 16 миллионов тенге (чуть меньше 3 миллионов рублей) против одного миллиарда тенге за постройку газовой заправки.
Здание за электробусом - завод в Алматы, на котором его собрали
Сейчас на новом заводе собраны два коротких электробуса. Основное производство должно начаться через пару месяцев. На первых порах при работе в одну смену планируется производить 300 электробусов в год, в основном из китайских комплектующих. В будущем в Казахстане станут делать для них стекла, металлические детали и даже кое-какую электронику. Был бы спрос.
И он, вероятно, будет. Ведь главное в китайско-казахстанском электробусе — его стоимость. Если тот же опытный электрический ЛиАЗ стоит до 28 миллионов рублей, то Quazar почти вдвое дешевле. Он оценивается в 103 миллиона тенге — около 18,4 миллиона рублей.