По Москве поедет электрический ЛиАЗ

Фото: Федор Лапшин

На выставке ЭкспоСитиТранс, которая проходит на ВДНХ с 29 ноября по 1 января, Группа ГАЗ (ей принадлежит в том числе Ликинский автобусный завод) представила электробус на базе ЛиАЗа: он будет проходить испытания на московских маршрутах.

Предшественником этой машины стала опытная модель, о которой рассказывалось в АР №10, 2015: по итогам ее испытаний Мосгортранс дал газовцам техническое задание на электробус второго поколения.

Президент Группы ГАЗ Вадим Сорокин (справа) передает символический ключ от автобуса генеральному директору Мосгортранса Евгению Михайлову

Он максимально унифицирован с серийным ЛиАЗом-5292, а внешнее отличие — горб по всей длине крыши, под которым спрятаны корейские аккумуляторы емкостью 130 кВт•ч и общим весом 1800 кг. Вместо двигателя внутреннего сгорания — тяговый электромотор Siemens (эта фирма стала одним из партнеров проекта), зарядка осуществляется через 700-вольтовую розетку, спрятанную спереди прямо за газовской эмблемой. Есть и альтернативная розетка в моторном отсеке, на 380 В: через нее аккумуляторы полностью заряжаются за шесть часов, через носовую — за четыре часа.

Основная розетка прячется за эмблемой
Основная розетка прячется за эмблемой
0 / 0

Обещанный запас дневного хода — 200 км, но с учетом пары-тройки промежуточных подзарядок по 20—30 минут (пока водитель обедает и т.д.).

В моторном отсеке — воздушный компрессор, зарядное устройство от сети 380 В и автономный отопитель

Кстати, отопление работает от автономной дизельной печки, а вот система кондиционирования питается все от тех же высоковольтных батарей. Чтобы минимизировать расходы на инфраструктуру, Мосгортранс собирается использовать для зарядки существующую троллейбусную электросеть: электробусами предполагается заменить часть троллейбусов в центре Москвы.

Салон, как и у всех новых ЛиАЗов, очень аккуратный, яркий и просторный

Машина будет испытываться на маршрутах до весны: цена не объявлена, но можно предположить, что она будет сравнимой со стоимостью аналогичного электробуса НефАЗ, показанного на недавней выставке Busworld (25—27 млн рублей). За базовый дизельный ЛиАЗ-5292 в хорошей комплектации просят около 10—11 млн рублей, за газовый — 17 млн. Впрочем, самая дорогая составляющая конструкции электробуса — это аккумуляторы, а их газовцы в перспективе предполагают предоставлять в долгосрочную (на пять лет) аренду.