Электробусы на IAA: дизели — в парк!
На выставке IAA я наткнулся на знак с перечеркнутой надписью Diesel. Он стал отражением всей экспозиции: традиционной техники с ДВС на стендах все меньше. Особенно это чувствуется в сегменте пассажирского транспорта — даже по Москве я недавно проехался на электробусах. А на выставке от них буквально «искрило в глазах».
Такие электрические eCitaro скоро поедут по немецкой столице (фото компании Daimler)
Докатилась электрическая волна и до европейских производителей. Тот же Mercedes представил свой eCitaro (подробнее о нем — в ближайшем выпуске рубрики «Грузовики и автобусы») и уже договорился о поставке таких машин в Берлин.
Серийный электробус MAN появится через два года
А к 2020 году должен подтянуться и MAN. Пока он показал прототип городского электробуса Lion's City E. Ладный на вид электробус отличается от схожего по дизайну автобуса дополнительными сиденьями в салоне, установленными на месте отсутствующего моторного короба, и огромным заявленным запасом хода.
Салон электробуса MAN Lion`s City E рассчитан на 84 пассажиров
Сообщается, что с мотором мощностью 270 кВт электрический MAN сможет проехать до 270 км на одной зарядке благодаря батареям емкостью 480 кВт⋅ч. Более того, предполагается и сочлененный вариант, аккумуляторы которого будут иметь энергоемкость 640 кВт⋅ч.
IVECO Crealis - это электробус и троллейбус в одной "гармошке"
Но если при таких характеристиках внешность МАНа в общем-то стандартная, то электробусы на стенде IVECO что звездолеты из фантастических фильмов. Особенно впечатляет 18-метровая синяя «гармошка» Crealis — и не только внешностью, но и технической начинкой.
Троллейбусные "рога" оснащены системой автоматического подъема
Если обойти электробус сзади и поднять голову, можно увидеть сложенные рога — да это же электробус с динамической подзарядкой от троллейбусной контактной сети, как Тролза, которую мы испытывали в Питере.
Интерьер "гармошки" более консервативен, нежели внешность
Этот гигант предназначен для скоростных автобусных систем (вроде бразильской BRT). Он оснащен мощным 250-киловаттным электромотором и литий-титанатной батареей, которая может быстро накапливать заряд. В итоге, подзарядившись от проводов, можно преодолеть до 100 км без подключения к сети. Цена такой «гармошки» порядка 400 тысяч евро.
Полностью загруженный электробус Heuliez весит 20 тонн
Не менее эффектен и стоящий рядом белый электробус французской фирмы Heuliez, входящей в один концерн CNH Industrial с IVECO. Самая заметная деталь во внешности — закрытые щитками колеса.
Эффектный светлый салон может вместить 90 человек, 24 из которых могут сидеть
В движение электробус приводится электромотором мощностью 144 кВт. Емкость литий-ионных батарей не сообщается, однако заявленный пробег на одной зарядке достигает трех сотен километров. Стоимость зависит от количества батарей, но колеблется в районе 350 тысяч евро.
Внешность чешского электробуса SOR со скругленной мордой оригинальна
Свои электробусы производят и в Чехии. На стенде местной марки SOR стоял эффектный электрический аппарат, который, похоже, сняли с одного из маршрутов. В салоне было установлено устройство для безналичной оплаты проезда, а на стенах висели схемы маршрутов.
Встроенные в электропортальный задний мост ZF моторы суммарно развивают 160 кВт. Емкость размещенных на крыше батарей – 225 кВт⋅ч. Заряжаться можно как от провода, так и через контактный пантограф на крыше. Пробег на одной зарядке порядка 150 км.
Электрический Volgabus получил очень приятную внешность
А вот и наши соотечественники: компания Volgabus привезла свой электробус СитиРитм-12Е. Похожую машину я подробно рассматривал еще весной, но представленный здесь электробус отличается рядом технических моментов.
Светлый салон уютен, но короб для двигателя в корме в электробусе явно лишний
На задней оси — электропортальный мост, с моторами общей мощностью 250 кВт. Батареи переехали на крышу. Их емкость не сообщается, но заявлено, что проехать на одной зарядке можно аж 300 км. Из других нововведений — лобовое стекло с электрообогревом и новая приборная панель.
Обновленная передняя панель с ярким дисплеем
От сети Volgabus заряжается за пять часов. Но чтобы претендовать на появление на улицах Москвы, где для электробусов принята схема с ускоренной зарядкой на маршруте, Волгабасу нужен пантограф — а его пока нет.
Не обошлось на выставке и без китайских производителей. BYD привез на IAA сразу два электробуса — одиночный и сочлененный. Видно, что китайцы сильно продвинулись вперед со времен прошлого смотра. Панели кузовов теперь полностью алюминиевые, оба электробуса выглядят стильно, да и собраны качественно.
"Гармошку" BYD пришлось установить на стенде с изгибом: 18-метровый гигант иначе не помещался
Электромоторы как у «гармошки», так и у одиночного автобуса выдают по 300 кВт. Батареи имеют емкость 340 кВт⋅ч. Этого должно хватить сочлененнику как минимум на 200 км пробега (300 км для одиночного).
Что же до общей тенденции, то выставка IAA в очередной раз подтвердила, что электробусы совсем скоро перестанут быть чем-то экзотическим, встав в один ряд с другими представителями общественного транспорта.