Форум Армия-2021: военное обозрение
Армейская выставка в парке Патриот под Москвой, как и в прошлые годы, традиционно оказалась богата на самую разную военную технику: бронемобилей, амфибий и им подобных было там в достатке. В этом обзоре рассмотрим наиболее интересные экспонаты, предназначенные для службы в вооруженных силах.
Завод Ремдизель из Набережных Челнов, ставший недавно военным подразделением КАМАЗа, продолжает развивать семейство своих относительно легких носатых броневиков. Вот, к примеру, многоцелевой полноприводный грузовик с бортовой платформой и защищенной кабиной. Построен он, разумеется, на камазовских агрегатах: 350-сильный дизель под капотом позволяет разгоняться до 100 км/ч, а выведенный шноркель помогает преодолевать броды глубиной до 1,75 м. Весит такая машина в снаряженном состоянии 11 тонн — и предназначена для десантирования. Загрузить в нее можно еще три тонны.
Мустанг-М
Рядом — модернизированный Мустанг-М с бронекабиной нового дизайна. Узнать в нем обычный КАМАЗ теперь стало еще сложнее: на новой передней облицовке красуются большие буквы RD. Полноприводник полной массой 18,2 тонны рассчитан на нагрузку шесть тонн, приводится в движение 300-сильным двигателем и способен преодолевать подъемы в 31 градус.
Еще один носатый броневик на камазовских агрегатах — Патруль фирмы Астейс, производство которой также располагается в Набережных Челнах. Базируется эта машина на шасси модели 4350 с 240-сильным двигателем. Кузов — цельносварной бронекорпус с внутренним объемом 12,5 кубометра, экипаж такой машины может составлять до десяти человек, включая водителя. Полная масса — 13,5 тонны.
А вот и Buran, построенный фирмой Rida из Нижнего Новгорода. Десятитонный аппарат базируется на агрегатах Садко Next, измененных под реалии бронемашины. Так, к примеру, подвеска здесь гибридная — в ней рессоры сочетаются с пружинами! Ярославский дизель модели 534 «раскочегарен» до 210 л.с., а коробка передач может быть как механической, так и автоматической. Интересно, что автомобиль построен по модульному принципу — на одно и то же шасси за кабиной можно устанавливать различные надстройки: от пассажирского салона до бортовой платформы. В основной комплектации такая машина оценивается примерно в десять с небольшим миллионов рублей.
На стенде компании ВПК, помимо шеренги Тигров, а также Соболей-НН и гражданской версии броневика Стрела, были и «земноводные» — две интересные амфибии.
Десятитонная амфибия ВПК на ГАЗовских агрегатах
Первая — это многоцелевая плавающая машина полной массой до десяти тонн, способная, в зависимости от защищенности и оснащения, взять на борт от полутора до двух тонн груза. Построена она также на газовских агрегатах — но с учетом водной специфики. Так, корпус здесь несущий, а двигатель (ЯМЗ, мощностью 240 л.с.) для лучшей развесовки установлен в центре — за руль надо пробираться по узким проходам вдоль его кожуха. На суше такой аппарат способен набирать до 120 км/ч, а на воде — до 9 км/ч.
Вторая плавающая машина выглядела еще внушительнее — это огромный вездеход с колесной формулой 8х8, в формах которого прослеживается родство со знаменитыми БТР. Аппарат имеет полную массу 14 тонн и рассчитан на перевозку 13 человек. В движение приводится камазовским дизелем мощностью 260 л.с. Подвеска всех колес — независимая. В чрево этого монстра ведут узкие дверцы по бокам, но внутри можно передвигаться практически в полный рост — здесь просторно и светло. При этом по трассе такая махина способна разгоняться до 80 км/ч, но плавает она медленнее — до 9 км/ч.
Новый белорусский БТР отличает плоский приземистый силуэт
Ну а раз уж мы вспомнили про БТР — то переместимся на стенд МЗКТ. Белорусы привезли на выставку абсолютно новый бронетранспортер Volat V2. Махина полной массой 22 тонны оснащена 550-сильным двигателем Weichai белорусского производства и «автоматом» собственной конструкции. При этом двигатель и коробка объединены в один блок — их можно быстро демонтировать без слива технологических жидкостей. Присутствует здесь и двухступенчатая раздатка, а также всевозможные блокировки дифференциалов. Интересна подвеска — однорычажная, с гидропневматическими стойками. Покрышки же выполнены по технологии run flat — на них можно передвигаться даже при значительных повреждениях со скоростью до 20 км/ч.
Вход в заднюю часть организован по трапу в корме
В цельносварном бронекорпусе есть место для 11 бойцов — там предусмотрены системы жизнеобеспечения, которые могут питаться от дополнительного дизель-генератора. Благодаря этому во время длительной стоянки нет необходимости держать включенной основную силовую установку. Что же до вооружения, то на V2 установлен комплекс АДУНОК-БМ-30 с 30-миллиметровой автоматической пушкой, 7,62-миллиметровым пулеметом ПКТ и системой пуска дымовых гранат. Сейчас аппарат проходит финальные испытания — и вскоре должен встать на вооружение в Белоруссии.
При беглом взгляде может показаться, что это настоящий ЗРК
Ну и напоследок — ЗРК С-400 Триумф, только не настоящий, а надувной. Это полноразмерный макет, предназначенный для военных учений либо для ввода в заблуждение противника при аэрофотосъемке. Весит вся конструкция 185 кг и способна выдерживать скорость ветра до 20 м/с.
P.S. На выставке также были представлены и военные автомобили марки Урал — включая новейший проект 66. О них расскажет наш редактор Федор Лапшин в одном из выпусков рубрики «Грузовики и автобусы».