Горные самосвалы Scania, Volvo и Tatra на выставке MiningWorld 2018
Горнодобывающая отрасль нуждается в особо надежной и выносливой технике: слишком дорого обходятся простои. Поэтому и самосвалы, вывозящие руду или уголь с месторождений, создаются по особым рецептам, ориентированным на их будущие места работы. На проходящей в столице выставке MiningWorld 2018 сразу три европейских производителя показали свое видение подобной техники.
Длинный козырек кузова защищает кабину от камней
Красавец четырехосник нового поколения Scania XT с колесной формулой 8х4 на нашем рынке только-только появился - даже цены до конца еще не утверждены. Но очевидно, что такая машина дешевой быть не может.
Задние брызговики у горных самосвалов традиционно выполняются из транспортерной ленты: от них отскакивают камни, а при повреждении их легко заменить
Огромный самосвал оснащен 440-сильным тринадцатилитровым двигателем, отвечающим нормам Евро-5. В паре с ним работает робот Opticruise модели GRSO935R, специально предназначенный для работы в тяжелых условиях. Мосты и главная передача также усилены.
В кабине - стандартный интерьер новых серий шведских грузовиков. Здесь просторно и удобно. За сиденьями расположилась спальная полка, на которой водитель может отдохнуть. А на панели нашлось место стандартному держателю для мобильника или смартфона.
Паспортная полная масса - 50 тонн
Главный внешний отличительный элемент кузова польской фирмы KH-Kipper - козырек, защищающий кабину от падения камней. В недра кузова может поместиться 25 кубометров породы. Заявленная полная масса самосвала - 50 тонн. Как мы сказали, его стоимость будет объявлена чуть позже, но уже сейчас известно, что Scania заключила контракты на поставку российским компаниям как минимум шести десятков подобных гигантов.
Напротив Скании - два черно-желтых Volvo FMX: самосвал для скальной породы с 22-кубовым кузовом все того же производителя KH-Kipper, а также углевоз с немецким кузовом Meiller-Kipper.
Кузова горных самосвалов имеют специальные накладки, которые не позволяют камням попадать на колеса и отскакивать
Кабины у обеих машин одинаковые. Они дневные - без спального места, но в «выставочной» комплектации. Сиденья отделаны двухцветной кожей, а среди кнопок на панели расположился экран мультимедиасистемы.
Да и технически они похожи. Тринадцатилитровые двигатели выдают 460 л.с. и отвечают нормам Евро-5. Представленные экземпляры оснащены усиленными роботизированными коробками I-Shift, но по заказу на горную технику можно установить и классический «автомат» с гидротрансформатором, изначально предназначенный для вольвовских сочлененных «крокодилов»-самовалов.
Что же до отличий, то горный самосвал, помимо кузова с козырьком, который, как и у Скании, закрывает всю кабину, имеет злую резину. Также здесь установлены более грузоподъемные усиленные мосты и рама с двумя лонжеронами в сечении - опция для особо тяжелых условий эксплуатации. Все это позволило довести полную массу до 52 тонн при грузоподъемности 32 тонны.
Понятно, что стоимость такой техники сильно зависит от требований заказчика, но подобный горный самосвал оценивается примерно в 190 тысяч евро (около 14,5 млн рублей). Имеющий полную массу 50 тонн углевоз дешевле: он стоит порядка 160 тысяч евро (12,2 млн рублей).
Полноприводная Tatra Phoenix
Был на выставке и стенд чешской Татры. Правда, представили здесь не горный, а стандартный полноприводный трехосный самосвал Phoenix. Он оснащен шестицилиндровым дизелем PACCAR мощностью 410 л.с. и механической 16-ступенчатой коробкой передач.
Кузов словацкий, компании VS-Mont. Он рассчитан на 16 кубометров груза, который может весить до 25,5 тонны при полной массе всего самосвала в 41 тонну.
В кабине, доставшейся Татре от ДАФов, просторно. Но по сравнению со шведской техникой интерьер уж больно аскетичен. Впрочем, материалы обивки далеко не самое главное качество подобной техники. Важнее, что основой конструкции этого самосвала до сих пор является выносливая хребтовая рама.
Главный конек Татры - хребтовая рама
Стоит такой самосвал порядка десяти миллионов рублей. По словам представителей компании, в прошлом году им удалось продать в России около 70 машин (хотя, по данным Автостата, зарегистрировано только 52 экземпляра). План на нынешний год - реализовать как минимум столько же.
Кстати, на выставке были и совсем экзотические машины для перевозки грузов и персонала в подземных разработках. О них - в отдельном материале.